Группа Всемирного банка

Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран:

- МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945 г. с целью предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

- МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г. с целью предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

- МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956 г. с целью содействия экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

- МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

- МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966 г. с целью содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

Основными формами международных экономических отношений являются:

1. Международная торговля.

2. Международное движение капиталов.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Международное разделение труда.

5. Международные валютные отношения.

 

Международная торговля.

Международная торговля – это совокупный оплачиваемый товарооборот между покупателями, продавцами и посредниками из разных стран.

Формы международной торговли:

- экспорт — вывоз за границу национальных товаров;

- импорт — ввоз зарубежных товаров в страну;

- реэкспорт — вывоз ранее ввезённых товаров;

- реимпорт — ввоз ранее вывезенных товаров

Под товарооборотом понимают сумму экспорта и импорта товаров, а соотношение между ними – торговым балансом. В его основе лежат данные таможенной статистики о товарах, пересекающих границу. Торговый баланс является основой платежного баланса.

Платежный баланс – это соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. В большинстве стран мира платежный баланс составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом.

Баланс может быть активным, пассивным или равновесным. Равновесный баланс складывается при условии, когда страна тратит и инвестирует за границей не больше и не меньше, чем другие страны тратят и инвестируют в ней самой. Равновесие баланса нарушается либо в сторону превышения поступлений над платежами, либо в сторону их сокращения. Тогда возникает или активное, или пассивное сальдо (итал. saldo – остаток) платежного баланса.

Причинами, вызывающими международную торговлю, являются:

- неравномерность распределения и обеспечения экономическими ресурсами различных стран;

- наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах.

Значение международной торговли заключается в следующем:

- преодолевает ограниченность национальной сырьевой базы;

- расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;

- обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

- расширяет масштабы производства за счет привлечения иностранных ресурсов.

Объем международной торговли выражается показателями:

­ экспорт товаров и услуг;

­ импорт товаров и услуг;

­ чистый экспорт.

Отношение каждого из этих показателей к ВНП показывает их место в национальной экономике и динамику роста.

Теории международной торговли

Меркантилизм

Основные положения:

- необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

- признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

- деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

- приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

- ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне… То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом. 

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

Другой классик, Д. Рикардо, в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. необязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

В теорию Д. Рикардо концепция А. Смита вошла как частный случай, Д. Рикардо доказал, что при оценке выгодности международной торговли надо сравнивать не абсолютный, а относительный эффект: по его мнению совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки.

Таблица 1. Пример Д. Рикардо.

Продукт Португалия Англия
1 ед. вина 1 раб. день 3 раб. дня
1 ед. сукна 2 раб. дня 4 раб дня

В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого  смысла можно утверждать, что если производство в данной стране не более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране, где их производство обходится дороже.

Но, следуя принципу Д. Рикардо, мы должны сравнивать не абсолютные, а относительные затраты.

Таблица 2. Альтернативная стоимость производства вина и сукна.

  1 ед. сукна 1 ед. вина
Португалия 2 ед. вина ½ ед. сукна
Англия 4/3 ед. вина ¾ ед. сукна

В Португалии альтернативные издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производства вина, а в Англии 4:3, т.е. относительно меньше. С вином ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (½ < ¾). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии же по тем соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна.  

Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она состоит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли.

 

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

Эта теория, созданная шведскими экономистами, основывается на тех же предпосылках, что и теории абсолютных и относительных преимуществ Смита и Ракардо. Основное различие состоит в том, что они исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда – заработная плата. Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где их недостает. Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которых зависят национальные сравнительные преимущества.

Теория выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера – Олина – Самуэльсона).

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах. Характер этого воздействия был раскрыт американским экономистом П. Самуэльсоном, исходившим из основных постулатов Хекшера-Олина.

В соответствии с этой теоремой, при отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор – относительно выше. Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены – заработной платы. В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обуславливает уменьшение его цены – процентной ставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: