ТЕМА 10. Стихосложение. Понятие о тоническом, силлабическом и силлабо-тоническом стихе

Метры и размеры стиха. Размер стихотворный как способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). Метр в стихе как упорядоченное чередование сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Текст и напев в народной песне.

Практическое занятие №4.

Разбор примеров народных песен различных жанров:

- метр и размер стиха;

- текста и напева в народной песне.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Грица С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979. – 248

2. Грица С. Кореспонденція мелосу духовних віршів, псальмів і дум в усному епічному виконавстві // IV Міжнар. конгрес україністів. – Одеса, 2001. – Кн. 1: Етнологія, фольклористика: Доп. та повідомлення. – Одеса-Київ, 2001. – С. 317–324.

3. Корш Ф., О русском народном стихосложении, в кн.: Сборник Отделения русского языка и словесности Акад. наук, т. LXVII, № 8, СПБ, 1901.

4. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.

5. Маслов А. Л., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XI, М., 1911.

6. Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом, Харьков, 1888. – 56 с.

7. http://for-te.ru/1/15_1.html Скрипов Г. С. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении

ТЕМА 11. Специфика звуковысотного строения народных мелодий (лада, мелодической линии, особенности ритмической организации).

Основные лады народной музыки. Особенности мелодической линии песен разных жанров. Особенности ритмического рисунка песен разных жанров.

Практическое занятие №5.

1. Создание схемы анализа народной песни или мелодии:

- поэтика, форма;

- лад, мелодика;

- ритм, метр.

2. Работа по созданной схеме-модели с песнями народов Крыма.

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

2. Герцман Е. Тайны истории древней музыки / Е. Герцман. – СПб.: Невская Нота, Лебедушка, 2007. – 576 с.

3. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен / Ф. Рубцов // Статьи по музыкальному фольклору. – Л.-М., 1973. – С. 8-81.

ТЕМА 12. Типы народного голосоведения; типы многоголосия народных песен; певческие стили.

           Типы народного голосоведения: монодия; типы многоголосия: гетерофофония, подголосочно-полифонический, гомофонно-гармонический, смешанное многоголосие.

 

Практическое занятие №6.

1.  Слушание народных песен с разными видами голосоведения, распознавание и анализ

голосоведения типов многоголосия.

2.  Разучивание фрагментов песен с различными типами многоголосия.

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

2. Герцман Е. Тайны истории древней музыки / Е. Герцман. – СПб.: Невская Нота, Лебедушка, 2007. – 576 с.

3. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.

4. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен / Ф. Рубцов // Статьи по музыкальному фольклору. – Л.-М., 1973. – С. 8-81.

 

ТЕМА 13. Народная песня в композиторском творчестве.

Принципы претворения народно-песенного начала в произведениях русских, украинских и крымских композиторов. Формы подхода к фольклорному материалу (цитирование, творческое переосмысление, обобщённое использование песенного тематизма).

               

Семинар №6.

Вопросы:

1. Принципы претворения народно-песенного начала в произведениях М.И. Глинки.

2. А.П. Бородин – последователь М.И. Глинки.

3. Народная песня в творчестве А.С. Даргомыжского.

4. Народная песня в оперном творчестве М.П. Мусоргского.

5. Разнообразие методов претворения народно-песенного начала в произведениях Н.А. Римского-Корсакова.

6. П.И. Чайковский и народная песня.

7. Народная песня в творчестве украинских композиторов.

8. Народная песня в творчестве крымских композиторов:

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. Евсеев. – М., 1970. – 58 с.

2. Должанский А. Музыка Чайковского / А. Должанский. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с

3. Земцовский И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. / И. Земцовский. – М.–Л., 1978. – С.102-117.

4. Лебединский Л. Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича / Л. Лебединский // Советская музыка. 1958. – №1. – С.13–18.

5. Пекелис М. Даргомыжский и народная песня / М. Пекелис. – М.–Л., 1951. – 48 с.

6. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня / В.А.Цуккерман. – М., 1970. – 27 с.

7. http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269188910/ Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторов-классиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: