Реализация учебных проектов в 8,9,10 классах: организация, выбор тематики, паспорт проекта и оценочные методики

Ляпина Е.В., учитель биологии  МБОУ «Бенжерепская СОШ»

 

       На земле, по-моему, наступила эра «сидячих» исследователей, которые уже докапываются до более глубоких горизонтов. Если раньше достаточно было открыть остров – и ты уже считался путешественником, то сегодня этот остров нужно «рассмотреть в микроскоп…»

 

Бенгт Даниельссон

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования  при оценивании метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Как отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на ставшей традиционной Всероссийской встрече с родителями «Защита индивидуального проекта не является в настоящее время допуском к экзамену, но ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе.

 

Выпускники должны уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому и учит современная школа. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Цель проектной деятельности – приобщить обучающихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.

В рамках проектной деятельности формируются универсальные учебные действия:

- личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- регулятивные: постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка;

- познавательные: самостоятельное проведение исследования на основе методов наблюдения и эксперимента;

- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной операции; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной деятельности? Какую методику должен выбрать учитель, направляя обучающихся впервые на путь созидания несложных проектов? Каким образом при изменяющихся условиях и требованиях в образовательном пространстве заинтересовать обучающихся  к самостоятельному поиску при реализации индивидуальных и коллективных исследовательских работ?

Эти и другие вопросы часто встают перед учителем.

Преподавая курс биологии в 5-11 классах, уже с 5 класса я предлагаю обучающимся выполнить небольшие проекты по инструктивным карточкам, а в целях расширения кругозора обучающихся  – самостоятельные мини-проекты из других источников и собственной методической копилки.

Обращаю внимание, что знания о окружающем мире можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ребята могут сами стать исследователем того, что их интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности. В качестве примера можно изготовить макет клетки.

       Приступая к проекту, обращаю внимание, прежде всего, на следующие показатели успешности:

1) Заинтересованность в решении проблемы школьников;

2) Реальность выполнения (масштаб);

3) Образовательное значение проекта;

4) Опыт успешной деятельности.

Основные трудности, возникающие при проведении исследований – низкое материально-техническое оснащение (отсутствие лабораторного оборудования, живых культур, индикаторов), низкая наполняемость классов и высокая занятость обучающихся с высокими учебными возможностями.

В результате совместной деятельности учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:

a планировать работу;

a письменно и устно представлять результаты своей работы;

a защищать и отстаивать свою точку зрения;

a отвечать за результаты работы;

a оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Проектная деятельность обучающихся  5-9 классов способствует сохранению и укреплению психологической и социальной составляющих такого многофакторного понятия, как здоровье. Этот вид учебной деятельности помогает развитию общеучебных навыков, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию. Кроме того, проектная деятельность, развивая навыки критического мышления, становится формой успешной профилактики социальной адаптации подрастающего поколения в ее различных проявлениях.

При оформлении результатов индивидуальных исследований школьниками отрабатываются простейшие навыки компьютерной грамотности. Внедрение ИКТ на отдельных этапах проектно-исследовательской деятельности позволяет увеличить интенсивность обучения, так как обучающиеся  приобретают навыки по вводу информации в компьютер с использованием различных средств, повышая свою орфографическую грамотность, обучаются созданию презентаций, компьютерной обработке фотографий и компьютерного рисунка.

Проектная деятельность может организовываться в урочной и во внеурочной деятельности, в рамках организации работы научного общества учащихся, творческих объединений в системе дополнительного образования.

Следовательно, итоги проектной деятельности, прежде всего, обусловлены методической грамотностью как учителя так и обучающихся, знанием и умелым использованием компьютерной техникой, а также умелой помощью со стороны родителей – по принципу «Не навреди!»

 

Примерная тематика проектов для обучающихся 8 классов

Ароматерапия – влияние на организм.
Аллен Карр – легкий способ бросить курить.
Великий хирург Пирогов Николай Иванович.
Витаминная азбука
Вкусовые галлюцинации.
Влияние гормонов на рост и развитие человека.
Влияние комнатных растений на здоровье человека.
Влияние магнитного поля на организмы
Влияние наркотических веществ на здоровье человека.
Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.
Влияние табачного дыма на рост организма.
Влияние татуировки и пирсинга на организм
Влияние химического состава питьевой воды на здоровье человека.
Влияние шоколада на организм человека
Влияние шума на организм человека.
Возможности и особенности человеческого глаза
Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.
Волос человека
Волосы — показатель здоровья и красоты человека.
Враги кровообращения.
Выявление характера загрязнений территории школы методом анализа снега.
Гиганты и карлики
Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Голубая кровь: миф или реальность?
Гормоны жизни.
Горькая правда о горьком пиве
Дендроклиматология березы в нашем селе.
Домашние питомцы – Ахатины
Дрофа, как представитель красной книги.
Е в продуктах вредно ли это?
Есть или не есть, пить или не пить.
Жизнь в палеозойскую эру
Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Загадка многообразия животных
Загадки памяти
Загадки полушарий головного мозга.
Закаливание организма
Изучение и расчет биологических ритмов
Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города.
Иммунитет на страже здоровья человека
Использование принципа строения костей в архитектуре.
Исследование бактериальной загрязненности предметов обихода и рук учащихся школы.
Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.
Исследование уровня развития плоскостопия среди учащихся 1-8 классов.
История развития Анатомии
Кожа - зеркало здоровья
Компьютер и здоровье школьника
Лесные животные России.
Лечебное питание при различных патологиях
Метод Фистул Ивана Петровича Павлова.
Микромир: кто они? И как с ними бороться?
Негативное воздействие шума
Опасности подстерегающие человека.
Определение индекса пищевых добавок
Оптические системы глаза и их нарушения
Орхидеи и их способы привлечения насекомых.

Особенности выражения эмоций у млекопитающего (на примере домашнего питомца).
Особенности здорового питания и витамины
Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности школьников старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу.
Оценка состояния здоровья подростков
Пищеварительная система и современное питание школьников
Получение экологической упаковки из крапивы.
Правильное ведение домашнего хозяйства
Правильное питание – залог здоровья.
Пришелец из Колорадо
Продукты, полезные для глаз.
Профилактика заболеваний сердца
Путешествие по пищеварительной системе.
Ранний эфемероид – Тюльпан Шренка (фенологические наблюдения).
Распространенные заболевания человека, контролируемые генами.
Растения-мухоловы
Растительный покров побережий соленых озер.
Рефлекторная дуга и рефлекс
Роль запечатления (импринтинга) в жизни человека.
Санитарно-гигиенические требования сна.
Секреты долголетия
Селекция животных и микроорганизмов. Методы.
Сердечно-сосудистые заболевания
Сердце и влияние на него химических препаратов.
Синезеленые водоросли: влияние на экосистемы и человека.
Скажи мне, кто живёт в пруду, и я скажу, какой он.
Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
Совершенство человеческой руки
Сон и сновидения
Сон человека
Старение человека и возможность бессмертия
Удивительные свойства воды.
Установление норм и продолжительности сна.
Фитопрепараты в современной медицине.
Формула здоровья.

Примерная тематика проектов для обучающихся 9-10 классов

 

Антибиотики, классификация

Вирус СПИД и человек - динамика борьбы.

Микробы - «друзья» или «враги»?

Микроэлементы - характеристика и биологическая роль.

Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине.

Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.

Прионы - новые возбудители болезней.

Роль катализа в живых системах.

Создание экологического паспорта школы

Вредные и полезные мутации

Выявление причин отрицательно влияющих на генотип человека.

Искусственные органы - проблема и перспективы.

Клонирование животных. Проблемы и перспективы.

Методы генетических исследований человека.

Мигрирующий геном - что это такое?

Мутагены, канцерогены, аллергены, антимутагены.

Протеомика, геномика, метаболомика - новые направления в биологии.

Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы.

Анализ характера питания семьи.

Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.

Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения

Влияние сотовой связи на организм человека

Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.

Все ли йогурты полезны?

ГМО: пища будущего или риск для здоровья?

Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.

Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.

Измерение содержания углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.

Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.

Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.

Пестициды — необходимость или вред?

Утилизация отходов – проблема XXI века.

Что полезнее: фрукты или соки?

Экологический мониторинг условий обучения учащихся.

В качестве примера можно использовать рекомендации для заполнения паспорта проекта. (Приложение 1.), а для учащихся 5-6 классов подойдет памятка для ученика, которая позволит ребенку самому, с большей степенью самостоятельности разработать и оформить проект  (Приложение 2.),

Нужно сказать, что основные требования к оформлению, структуре, содержанию работы мы берем из Положения о районной научно-практической конференции школьников, что позволяет устанавливать едины требования и избежать двойной работы при выходе на районную практическую конференцию школьников Новокузнецкого муниципального района

 


























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: