Политика учетной ставки

ЦБ выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Ставка по таким кредитам называется учетной ставкой. Разница между учетной ставкой и ставками коммерческих банков является источником прибыли для последних. ЦБ имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он ограничивает спрос на заемные средства со стороны коммерческих банков, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Снижение ставки также стимулирует частный сектор к новым инвестициям.

Система обязательных резервов.

Норма обязательного резерва - отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка. Суммы, представляющие собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты. Центральный банк, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее.

Регулирование с помощью операций с ценными бумагами на открытом рынке.

Административные меры регулирования кредитно-банковской системы -прямые предписания банкам в форме директив, инструкций, а также применение санкций. ЦБ контролирует деятельность коммерческих банков, проводит их регулярные ревизии.

 

Структурная политика

Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, формирования социальной структуры общества, роста и усложнения потребностей человека, научно-технического прогресса, а следовательно, усложнения производительных сил.

  Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференцированной экономической эффективности функционирования рыночной экономики.

Соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными частями экономики в процессе ее развития, характеризуются понятием «структура экономики».  

Для государственного регулирования наибольшее значение имеют следующие основные виды структурных соотношений - воспроизводственная, отраслевая, социальная, региональная, внешней торговли.

Воспроизводственную структуру характеризуют соотношения:

1. Между производством средств производства и производством предметов потребления.

2. Между возмещением использованных средств производства и вновь созданной стоимостью.

3.  Между потреблением и накоплением.

4. Между производственными областями и инфраструктурой.

Отраслевая структура характеризует вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроизводство ВВП.

Региональная (территориальная) структура экономики характеризует взнос отдельных регионов в воспроизводство ВВП.

Социальная структура отражает распределение национальной экономики по организационно-правовыми формам хозяйствования, уровню доходов и жизни населения.

Своеобразным зеркалом состояния экономики является структура внешней торговли.

Структурная политика государства это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего.

Существует два типа структурной политики:

1. Пассивная структурная политика - государство создает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие изменений в нормах прибыли.

    2. Активная структурная политика - государство с помощью системы мер и средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Возможенцелый комплекс мероприятий: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии упадка и требуют коренной реконструкции производственного аппарата; свертывание части производств в депрессивных отраслях и т.п.

Концепция активной структурной политики основывается на четком определении наиболее эффективных направлений структурной трансформации экономики.

На данном этапе экономического развития к основным направлениям государственной структурной политики следует отнести:

1. Рост производства в отраслях, которые обеспечивают значительную часть экспорта готовой продукции.

2. Рост производства в отраслях, которые способны на внутреннем рынке заменить импортную продукцию.

3. Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.

4. Поддержка производств, которые используют ресурсосберегающие технологии.

5. Рост производства в отраслях, которые способны повысить научно-технический уровень и качество продукции.

6. Развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию производства.

7. Развитие производства сырья, полуфабрикатов и комплектующих для замены импортируемых.

В настоящее время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости национальной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

При обсуждении структурной перестройки экономики России наиболее важными вопросами остаются:

1. конверсия отраслей военно-промышленного комплекса;

2. поддержка и развитие малого предпринимательства. 

3. политика поддержки и развития отраслей реального сектора экономики.

В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию.

Приоритетами в сфере конверсии ВПК являются:

· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;

· создание финансово-промышленных групп, технопарков, основанных на использовании технологий двойного на значения;

· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий как форм участия в мировом разделении труда;

· переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства;

· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.

Реальный сектор экономики - сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета.

    Для государства необходима поддержка функционирования реального сектора экономики, которая, в основном реализуется через механизм стимулирования инвестиционной активности в данных сферах, а также создания налоговых льгот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: