Проходить медицинские осмотры.
Значительную роль в обеспечении ОТ играет Закон «Об обязательном социальном страховании от Н/С на производстве и профес-ных заболеваний» 1998 г.
Нормативные подзаконные акты по ОТ включают систему стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр системы в ГСС — 12.
ССБТ - многоуровневая система взаимосвязанных стандартов, в том числе многочисленных норм и правил по технике ПБ, направленных на обеспечение безопасности труда (БТ).
ССБТ включает несколько подсистем.
Стандарты подсистемы «0» устанавливают:
цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности их согласования;
терминологию в области ОТ;
классификацию ОПФакторов;
принципы организации работы по обеспечению БТ в промышленности.
Стандарты подсистемы 1 устанавливают:
требования по видам ОПФакторов и их ПДЗ;
методы и средства защиты работающих от их воздействия;
методы контроля уровня ОПФакторов.
Стандарты подсистемы 2 устанавливают:
общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования;
методы контроля этих требований.
Стандарты подсистемы 3 устанавливают:
общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов;
методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают
общие требования безопасности к средствам защиты.
Стандарты подсистемы 5 устанавливают:
общие требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Государственное управление ОТ осуществляется органами законодательной, исполнительной власти и специально уполномоченным органом, которым является Минтруда России.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций.
В соответствие с ТК РФ организация обеспечения БТ возлагается на руководителей предприятий (подразделений), а организация работы по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на службу охраны труда (СОТ).
В соответствие с ФЗ "Об основах ОТ в РФ" СОТ должна организовываться на предприятии, где работающих > 50 человек.
На предприятиях действуют системы управления охраной труда (СУОТ).
Координацию деятельности звеньев системы осуществляет служба (инженер) охраны труда.
Критериями состояния ОТ являются показатели травматизма: коэффициенты частоты, тяжести Н/С, а также смертельных исходов.
В соответствие с Положением о порядке расследования Н/С на производстве утвержденном Постановлением ПРФ от 11.03. 1999 г. расследованию и учету подлежат Н/С повлекшие:
необходимость перевода работника на другую работу;
временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть;
происшедшие при выполнении работником трудовых обязанностей в течение рабочего времени на территории организации или вне ее, в т.ч. по дороге к месту работы.
Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива.
Комиссия по результатам расследования в 3-х дневный срок оформляет акт по форме Н-1 в 2-х экземплярах, для застрахованных — в 3-х.
При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не > чем на 15 дней.
Акт по форме Н-1 утверждается руководителем организации и заверяется печатью.
Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней.
Ответственность работодателей вследствие причинения ущерба (вреда) жизни и здоровью работника на производстве, а также форму и размер возмещения вреда устанавливает ГК.
Обеспечение нормальных условий труда ведется подразделениями, отвечающими за эксплуатацию систем освещения, вентиляции и отопления.
Обучение работающих БТ ведется при профессиональной подготовке (ВУЗ, ССУЗ, колледж, на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации.
Предусмотрено проведение 5 видов инструктажа:
Вводный - при поступлении на работу;
Первичный - перед первичным допуском к работе, непосредственно на рабочем месте.
Повторный - после начала самостоятельной работы, но не реже чем раз в полгода.
Внеплановый - при введении новых стандартов, правил, инструкций по ОТ, изменении ТП.
Целевой - при выполнении разовых работ, не связанных с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка и др. разовые работы); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск или разрешение.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний. Знания проверяет проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудов-ные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
О проведении инструктажей, стажировки, о допуске к работе, делается запись в журнале регистрации инструктажа и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Важным элементом обучения по ОТ является разработка и утверждение инструкций по ОТ.
С 2003 г. введен ГОСТ Р 12.0.006-02 "ССБТ.Общие требования к управлению ОТ в организации", установивший единый подход к созданию СУОТ с учетом действующих рыночных отношений.
Правовую основу охраны окружающей среды (ООС) в РФ составляет З-н РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствие с которым введено санитарное законодательство, включающее этот з-н и нормативные акты.
Требование ООСзафиксировано в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.).
Законодательным актом обеспечения экологической безопасности (ЭБ), является ФЗ "Об ООС" (2002 г.). В з-не зафиксировано право граждан РФ на благоприятную СО.
Закон РФ "Экономическое регулирование в области ООС" устанавливает:
принципы нормирования качества окруж-й ПС;
порядок проведения гос-й эколог-кой экспертизы;
экологические требования к размещению, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий.
К законодат-ным актам в области ООС относятся:
Водный кодекс РФ (1995 г.); Земельный кодекс РФ (2001 г.); ФЗ-ны "Об охране АС воздуха"(1999 г.); "Об экологической экспертизе" (1995 г.);"Об использовании атомной энергии" (1995 г.); "Об отходах производства и потребления" (1998 г.).
Нормативно-правовые акты по ООС включают в себя СанНиП Минздрава России.
Основным видом нормативных правовых актов ООС является система госуд-венных стандартов "Охрана природы". Эта система имеет номер 17 в ГСС.
Управление ООС в РФ осуществляется:
органами законодательной и исполнительной власти;
органами местного самоуправления;
специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).
Важнейшим надзорным органом по ООС являются природоохранная прокуратура; в ряде субъектов РФ имеется экологическая милиция; в ажную роль в обеспечении природоохранного законодательства играют суды.
Особой формой экологического контроля является мониторинг ОС.
Различают следующие виды мониторинга:
глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
национальный, проводимый на территории одного государства;
региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;
локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района, крупного предприятия и т. п.).
Организация работ по ООС на предприятиях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вентиляционных систем.






