Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Речь является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Выделяют:
Экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка) — начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).
Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:
|
|
а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);
б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления);
в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия);
г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);
д) высказывания (законченные сообщения).
Внутренняя речь имеет иное психологическое строение, характеризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения.
Можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной: понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций:
· устная речь может быть: активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной;
· называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию.
· письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку — и тогда это разные речевые функции, имеющие различное психологическое строение.
Речевая система — это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.
Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему (вернее —суперсистему), обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана прежде всего с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования в онтогенезе.
|
|
Основные закономерности понимания устной речи и устного речевого высказывания формируются уже на самых ранних этапах онтогенеза (до двух-трех лет), формирование других форм речевой деятельности — чтения и письма, связанных с овладением грамотой, — происходит позже и строится по иным психологическим законам.
28. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий по А.Р. Лурия.
Афазия - нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры и «ближайшей подкорки» левого полушария (у правшей) и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях:
дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма);
аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия);
алалий (нарушений речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности);
моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов;
мутизма (нарушений речи, связанных с психическими расстройствами) и др.
В соответствии с классификацией А. Р. Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из них связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.