История в системе социально-гуманитарных наук

История с древне греческого – «istoria» - узнавание, повествование

История – любой процесс, развивающийся во времени

История – гуманитарная наука, а также учебная дисциплина, занимающаяся изучением человека в прошлом. Она относится к числу социально-гуманитарных наук.

Предмет исторической науки – закономерности развития, историческое прошлое человечества, начиная с его возникновения и заканчивая событиями новейшего времени.

Объект познания исторической науки – различные проявления общества, науки, деятельности человека

Субъект - совершает; объект – изучает; проблема – проблема написания.

История:

1.естественная

2.техногенная

3. сельского х-ва

4. формальная

5. социально-гуманитарная

Критерии научности историч. знания:

-наличие механизмов проверки знаний и их подтверждение

-наличие проверенных способов приобретенных знаний

-рациональность

-системность

Исторические источники - вся совокупность артефактов, представляющих разностороннюю информацию об историческом событии, факте и т.д.:
 Письменные источники (Рукописные, печатные)
Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие)
Этнографические (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов)
Устные (Фольклор)
Лингвистические (географические названия, личные имена)
Аудиовизуальные

История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований.

Вспомогательные источники дисциплины - специальные исторические дисциплины, изучающие определенные виды или стороны исторических источников

1.историческая метрология-системы мер и весов

2.полеография-историч.письменность

3.нумизматика-монеты

Методология историч.исследования-совокупность методов научного исследования.

Принцип истор.исследования:

1.историзми-последовательность требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

2.объективности-непредвзятое отношение к изучаемому источнику предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Методы и.и.
Исторический
Проблемно-хронологический
Сравнительный
Типологический

 Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп.

  2.Историческая наука в обществе.

Функции:

-воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

-гносеологическая-познание и выявление закономерностей исторического раз-тия

-прогностическая-прогнозирование будущего на остове знаний о прошлом

Мировоззрение-совокупность признаков, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к ним определенного человека.
ИСТ. НАУКА ß взаимосвязь à ОБЩЕСТВО

Формы:

-обыденное мировоззрение

-религиозное

-философское

-научное

-морфологическое

Идеология-это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение различных субъектов политики-общество, полит. Партии.
История показывает единство народов нашего отечества с народами других стран мира в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяют их друг от друга разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы, рассеявшиеся на ограниченных пространствах двух континентов были связаны между собой многими нитями, каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственно опыте, история же былых времен должна учить всех нас и в этом также одно из ее предназначений важно лишь правильно воспринять ее уроки, знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. По истине, как говорили древние римляне история – это учитель жизни.

3.           Проблемы и примеры периодизации всемирной и отечественной истории.
Периодизация-деление на хронологические отрезки изменений в развитии человечества во времени.

Период-определенный хронологический отрезок, который включает в себя начало, развитие и окончание какого-либо исторического процесса.

Проблемы периодизации:

-условность любой периодизации

-отсутствие единства в изучении

-большое разнообразие историч. периодизаций

Примеры периодизации в древности
Гесиод(8 – 7 вв до н.э.)
1. Золотой век
2. Серебряный век
3. Медный век
4. Век полубогов-героев
5. Железный век

Августин Аврелий (354 – 430 г. н.э.)
1. От Адама до потопа
2. От потопа до Авраама
3. От Авраама до Давида
4. От Давида до Вавилонского плена
5. От плена до Рожд. Христ.
6. От Р.Х. до второго пришествия Христа
Примеры периодизации всемирной истории в Новое и Новейшее время
Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.
Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.
Формационный подход: К. Маркс, Ф. Энгельс
1. Первобытная формация
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая
5. Коммунистическая
Даниел Белл (1919- 2011)
1. Доиндустриальное общество
2. Индустриальное общество
3. Постиндустриальное общество
Элвин Тоффлер (1928 – 2016)
1. Аграрная цивилизация
2. Индустриальная цивилизация
3. Цивилизация «Третьей волны»
Ж.Кондорсе (1743-1794). В истории человечества он выделил десять эпох.
Первой эпохой он считал племенную организацию человечества, когда основным занятием людей были собирательство, охота и рыбная ловля. Это была эпоха предрассудков, отсутствия научных знаний, язычества. Второй эпохой французский исследователь считал земледелие, к которому со временем перешло человечество. Земледелие привело к оседлому образу жизни, более детальному освоению окружающей среды, появлению первых научных знаний, необходимых для осуществления растениеводства и некоторых других отраслей сельского хозяйства. Третья эпоха, по мнению Ж.Кондорсе, связана с появлением письменности и религии. Однако, автор не дает сколько-нибудь серьезных аргументов того, почему он изменяет критерий периодизации истории (когда вместо рода занятий берется форма общения между людьми) и почему он различает язычество и религию. Четвертой эпохой автор считает античность и связывает ее наступление с начало профессиональных занятий наукой. Пятую эпоху он называет «прогрессом наук от их разделения до их упадка». Такой размытый подход свидетельствует лишь о том, что автор искренне полагал, что распространение христианства в Европе и других религий в мире в целом приведет к «концу науки». Но теперь ясно, что такой фатализм автора оказался необоснованным. Шестая эпоха обозначалась им хронологически до начала крестовых походов, что также вызывает вопросы к критериям периодизации. В данном случае Ж.Кондорсе «берет» конкретные политические события и нарушает собственную логику периодизации истории. Седьмая эпоха, согласно его рассуждениям, началась с «первых успехов наук в период их зарождения на Западе до изобретения книгопечатания». Восьмая эпоха охватывает период с начала книгопечатания и охватывает время «великих географических открытий». Однако конечные ее рамки расплывчаты. Девятая эпоха длится до образования французской республики, а десятая эпоха – это уже время Просвещения.
Сейчас делят:

1. первобытная история

2. древний мир

3. средние века

4. новое время

5. новейшее время

классификация истории по территориальному признаку:

1. всемирная

2. региональная

3. страноведческая

4. краевая

примеры периодизации в истории России:

Татищев Василий Никитич 1686-1750

1. господство единовластия (862-1132)

2. нарушение единовластия (1132-1462)

3. восстановление единовластия (1462-…)

 

Ключевский Василий Осипович 1841-1911

1. Русь днепровская (8-13 века)

2. Русь верхневолжская (13-15 века)

3. Русь великая (15-17 века)

4. Всероссийский период (17-19 века)

Современная периодизация в России

1. Первый период (9-начало 20 века)(дореволюционный)

=9-первая половина 12 века – образование и становление древнерусского государства

=Вторая половина 12 века – первая половина 15 – русские земли в период политической раздробленности, монгольское нашествие, ордынское иго

=Вторая половина 15 – 17 век – образование и развитие русского централизованного государства

=18-начало 20 века

Российская империя:

2. Второй период 1917-1991 - советский, формирование и существование советского государства

3. Трети период 1991-(настоящее время) – формирование новой России

Традиционным подходом к решению этой проблемы является выделение различных эпох: древнего времени, средневековья, нового и новейшего времени. Их обычно связывают с конкретными крупными достижениями в области политики, экономики и культуры. Однако часто границы такой периодизации оказываются размытыми, поскольку разные страны и народы развивались по-разному. Многие государственные образования и народы меняли свои исторические границы и ареалы своего проживания, осуществлялось переселение разных этносов. Классический пример – отечественная история. Русское государство возникло намного позднее государств – полисов древней Греции или государства древнего Рима. Отсюда следует, что если для этих государств Х век н.э. представлял собой уже период средневековья, то для нас он означал древний, начальный период своего развития. И таких примеров в мировой истории более чем достаточно. Поэтому периодизация по эпохам и в зависимости от каких-то конкретных событий часто оказывается весьма абстрактной, критерии такой периодизации – неоднородными и размытыми, а сама периодизация порой противоречит истории конкретных национальных государств.

 















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: