Русь и золотая Орда в XIII-XV ВВ

Последствия ига

Русь была вырвана из общего потока европейского развития. Отставание от Западной Европы.
Деспотический режим подчинения Орде ослабил демократические начала, уничтожил представления о нормах права, зарождавшиеся на Руси.
Симбиоз, взаимопроникновение этносов, сказался на культуре и менталитете. Гибель культурных ценностей, ослабление культурных связей, заимствования восточной культуры.
Значительно укрепились позиции РПЦ, церковь получила важную роль в жизни народа, и, в то же время, привилегии от хана и Орды.
От русской этнической общности отделились украинская и белорусская народности.
В экономике – разорение городов, сбор дани, размер которой не был фиксирован (сначала – баскаки, затем сами князья) обескровил страну.
Затормозился процесс формирования сословий, но усилилась роль государства во всех сферах жизни.
Переориентация внешней политики.
2)Система отношений с Ордой

Невский и другие князья, правящая верхушка, стремились к достижению мирных отношений с Ордой, демонстрировали покорность хану, боролись с антиордынскими настроениями в народе.

Россия стала улусом хана. Русские князья должны были получать у хана ярлык, утверждающий их право на княжение, участвовать в военных походах Орды и платить дань. Князья регулярно приезжали в Орду.

Отсутствие юридического, письменного оформления отношений каким-либо двусторонним документом. Договоренности были устные, Орда гарантий не давала.

3)Влияние ислама

Во время ига народ отрицательно воспринимал веру иноземных завоевателей.

После ослабления Орды её земли, мусульманские народы, стали входить в состав Руси.

Ислам стал основой культурного единства многих поволжских и северокавказских народов России.

33.Причины и начало Реформации в Европе. Влияние Реформации на развитие европейского общества
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканецДжироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.
Идеи Джона Виклефа
В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.
Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.
Идеи Яна Гуса
Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми.
Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.
Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.
В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.
Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, которое подготовило взрыв Реформации.
Основные направления реформации
Реформация Лютера
Недалеко от Виттенберга, где находился священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монах Тетцель. Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви.
В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне.
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером
1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. В лютеранских кирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз.
Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего
Реформация Жана Кальвина
1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города
1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников.
Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства
Врезультате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов
Контрреформация
Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством
Итоги Реформации и Контрреформации

— Верующие Европы разделились на католиков и протестантов

— Европа погрузилась в череду религиозных войн (Тридцатилетняя война, религиозные войны во Франции)

— Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги.

Вопрос 34: Взаимоотношения светской и церковной власти в России в XVI-XVII вв. К XVI веку церкви превратились в крупнейших землевладельцев, распоряжавшихся трудом тысяч крестьян. Митрополиты имели также влияние и на правителей Руси. Духовным наставником Ивана IV был митрополит Макарий. А в январе 1547 года произошло венчание Ивана IV на царство по сценарию, задуманному митрополитом Макарием. Корону – шапку Мономаха – Иван IV получил из рук главы церкви. Это символизировало божественное происхождение царской власти.Иван Грозный, с одной стороны, опирался на церковь в проводимой им политике централизации государства, в борьбе с движением еретиков и другими формами протеста низов; с другой – ограничивал рост церковно-монастырского землевладения, иммунитетные права церкви.В 1551 году состоялся церковный Собор, получивший название, в который были сведены его решения. На Соборе обсуждался вопрос о церковном землевладении. Крепнущая царская власть рассчитывала увеличить государственные земельные фонды за счет церкви. В этом вопросе Ивана IV поддержал его духовник, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, протопоп Сильвестр. Было принято компромиссное решение: вернуть прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1533 года (в «малолетство» Ивана IV). Было также решено впредь приобретать или продавать земли только с разрешения царя. Таким образом, был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов.

Стоглавый Собор:

· унифицировал церковные обряды

· утвердил решение о признании «местночтимых» святых общерусскими

· объединил святых в общерусский пантеон (это имело не только религиозно-церковное значение, но и содействие политической централизации, так как многие местные культы были связаны с традициями независимости и самостоятельности различных земель)

· были установлены и единые каноны в сфере живописи (творчество А. Рублёва) и архитектуры (Успенский Собор Московского Кремля).

Но Собор сохранил подсудность духовенства и церковных людей епископу, а не общегосударственному суду, - в этом проявлялись пережитки удельной эпохи.В годы опричнины Иван Грозный вступил в открытый конфликт с высшими церковными иерархами – главами Русской православной церкви.
Начавшаяся в эпоху Ивана Грозного перестройка государственной системы России на самодержавных основах неизбежно повлекла за собой и перестройку церкви. Главе русской церкви, освящавшей власть московских царей, надлежало носить высший церковный титул.
И в 1589 году Собором русских епископов (после получения санкции Вселенского собора) было учреждено патриаршество. Священный собор принял уложение, которое установило право русской церкви на поставление патриарха без участия восточных патриархов. Право окончательного утверждения русского патриарха принадлежало царю. Это укрепило зависимость церкви от светской власти.
К началу XVII века монастыри обладали большими земельными фондами, в монастырях хранились огромные запасы хлеба. Но во время голода 1601 – 1603 гг., в начале Смуты, церковь осталась равнодушной к бедам народа. Монахи занимались спекуляцией. Сам патриарх Иов не раздавал (как Борис Годунов) и даже не продавал свой хлеб, хотя возносил молебны и составлял поминальники умершим от голода. Монастыри закабалили в эти годы множество крестьян.
Но дальнейшие события Смутного времени, польско-шведская интервенция, привели к прямому участию церкви в государственно-патриотической борьбе за изгнание захватчиков, возрождение России. Соловецкий и другие северные монастыри отдали все свои сбережения.
Роль церкви сильно возрастает в правление первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. В 1619 году из польского плена вернулся его отец, митрополит Филарет. В том же году он стал «великим государем», патриархом Московским и всея Руси. Филарет не просто носил титул «государь»; он принимал активное участие в государственных делах до самой своей смерти в 1633 году. Таким образом, в Москве существовало своеобразное двоевластие: все важнейшие дела докладывались обоим государям, решались обоими, иностранные послы представлялись царю и патриарху. Даже царские указы писались от имени обоих. Соборное уложение 1649 года установило суровые наказания за выступления против церкви и государственной власти. В то же время принимались меры по ограничению богатства, влияния церкви.
Патриарх Никон проводил реформу церкви
Реформа преследовала ряд целей. Прежде всего – стремление укрепить церковь, навести в ней порядок, искоренить «многогласие» на службах. Следующая цель – унификация богослужебных книг, церковных обрядов, канонов иконописания. Реформа имела и скрытую внешнеполитическую цель – усиление церковно–политических связей Росси с южно–славянскими православными народами, стремление России покровительствовать этим странам, захваченным Турцией.
Никон открыто стал настаивать на превосходстве духовной власти над светской. Вынести выходки второго «великого государя» возмужавший Алексей Михайлович не мог. В 1658 году в отношениях между царём и патриархом произошёл разрыв. Московский церковный Собор 1660 года лишил Никона сана патриарха. В 1666 году по инициативе царя в Москве был созван церковный Собор с участием «вселенских патриархов», который осудил Никона. Свергнутый патриарх был низведен до простого монаха и сослан в Ферапонтов в монастырь. Таким образом, победа царя в конфликте с патриархом знаменовала укрепление российского самодержавия.
Церковный Собор 1666-1667 годов утвердил реформу и положил начало расколу в Русской православной церкви.
Старообрядчество приобрело характер широкого движения, охватившего значительные слои населения. Это движение принимало различные формы: открытые восстания, массовое бегство (люди покидали посады, деревни, шли за учителями раскола в Сибирь, на север, основывали там скиты), неподчинение властям. В преследовании раскольников одинаково жестко действовали и правительство, и официальная церковь.
Московское духовенство было настроено против нововведений ПетраI, осуждало брадобритие, новую одежду и т.д. После смерти патриарха Адриана (1690-1700) Петр I не допустил избрания нового главы церкви, а для временного управления церковью назначил рязанского митрополита Стефана Яворского. В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Члены Синода назначались царем.
Всё это означало окончательное подчинение церкви государству, превращение её в одну из ветвей чиновничье-бюрократического аппарата власти. Но никаких изменений в основах вероучения, взаимоотношениях церкви и верующих не произошло.
С 1700 года Петр I принимал меры по ограничению монашества. В 1701 году управление монастырскими и епископскими землями было передано светским чиновникам Монастырского приказа; доходы от него шли в государственную казну. На содержание же монахов была утверждена ежегодная «дача» деньгами и хлебом. Было приказано произвести перепись всех монастырей, в будущем в монахи никого не постригать без царского указа.
Петр III начал и секуляризацию церковно-монастырских земель. Для управления обширными бывшими церковными и монастырскими землями создавалась Коллегия экономии в Москве с конторой в Петербурге, а церковнослужители переходили на государственное содержание «согласно штату».
Екатерина II (1762 – 1796), придя к власти после очередного государственного переворота, приостановила секуляризацию церковных земель, слухи о ней объявила фальшивыми. Но спустя 2 года (1764), поняв, что сопротивления со стороны церковных иерархов не будет, она провела масштабную секуляризацию церковных земель. Екатерина II передала казне земли монастырей с крестьянами. Сами же монастыри были переведены «на штаты», которые скромно финансировались государством. Из 954 православных монастырей пережили секуляризацию только 385. Идея секуляризации церковных и монастырских земель была поддержана дворянством, видевшим в ней источник пополнения запаса казённых земель для новых пожалований.

Секуляризация значительно уменьшила влияние церкви на жизнь общества.

35. Новое время – эпоха возникновения основных современных политических идеологий.

Главной особенностью периода Нового времени в Европе было становление абсолютизма в период разложения традиционного общества в конце XV-XVI вв. с достижением его расцвета в XVII в.

Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху. При абсолютизме пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Англия и Франция - первые государства Европы, где сложились абсолютные монархии в начале периода Нового времени.
С ростом буржуазии происходил рост предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства начали уступать место капиталистическому укладу, стал развиваться капитализм. Главным содержанием периода Нового времени стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт нового, индустриального, для которого характерен рост промышленного производства.

Значение периода Нового времени велико также благодаря Великим географическим открытиям, совершенным испанцами, португальцами, англичанами и др. Великие географические открытия стали возможными в европейских странах. Они диктовались как экономическими, так и научными целями в познании Земли. Открытие Нового Света (Америки) и первые кругосветные путешествия повлияли на экономическое развитие европейских стран. Приток в Европу большого количества драгоценных металлов и различных товаров способствовал развитию мануфактур и торговли, а далее - разрушению традиционных методов ведения хозяйства и развитию капитализма. В результате промышленного переворота в Европе начался быстрый рост фабричного производства с увеличением численности рабочих и собственников этих производств - фабрикантов, заводчиков.


























































Реформа церкви

Развитие нового европейского общества привело к осознанию необходимости реформы церкви. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие начали выступать за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. При этом возникло движение протестантов. В результате Европа оказалась расколотой религиозными войнами, а далее происходило ослабление позиций теологии, она постепенно уступила господствующее место наукам о природе и человеке. В XVIII в. в Европе началась научная революция, которая привела европейское общество к осознанию того, что решающим средством оценки истинности знаний являются разум и эксперимент. Образованные люди Европы начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.
португальские корабли под командованием Васко да Гамы, посланного королем Маноэ-лем, достигли берегов Индии. С открытием морского пути в Индию Португалия приобрела приоритетное положение на европейском рынке и начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии.
С именем Фернана Магеллана связано первое кругосветное путешествие, которое доказал, что Земля имеет форму шара.
В 1606 годах испанец Кирос и голландец Янсон впервые нанесли на карту побережье Австралии, а в 1642-1643 годах англичанин Тасман изучил одноименный остров и Новую Зеландию.
Колумб, явивший миру в 1492 году Северную Америку. В 1499-1501 годах Америго Веспуччи достиг берегов Бразилии.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: