Раздел 1 «Государственный мониторинг земель»

Лекция № 2

Тема: «Классификация системы и мониторинга земель»

В существующих условиях систему мониторинга земель Российской Федерации можно классифицировать на несколько видов, взяв за основу различные критерии.

Классификация мониторинга земель, основанная на территориальном охвате Российской Федерации, предполагает выделение трех уровней ведения мониторинга земель:

 - федеральный мониторинг,

 - региональный мониторинг,

 - локальный мониторинг.

. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации. Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физикогеографическими, экономическими, административными и другими границами. Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

В пределах административно-территориального деления мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель Российской Федерации, обозначенным статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации:

- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

- мониторинг земель населенных пунктов;

- мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;

- мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов;

- мониторинг земель лесного фонда;

- мониторинг земель водного фонда;

- мониторинг земель запаса.

На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги.

Фоновый мониторинг предполагает наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека. Его проводят в биосферных заповедниках.

Импактный мониторинг представляет собой наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

В зависимости от сроков проведения и периодичности проведения мониторинг земель классифицируется на следующие виды:

- базовый (он фиксирует состояние объекта наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель);

- периодический (проводится через равные или сравнимые промежутки времени);

- оперативный (фиксирует текущее изменение состояния земель под воздействием одномоментных факторов);

- экстренный (фиксирует последствия чрезвычайных ситуаций);

- ретроспективный (обобщает имеющиеся данные).

Структурная схема классификации системы мониторинга земель приведена на рисунке ниже.

 

 

Рис. 1. Классификация системы мониторинга земель

 

Сформированная система мониторинга земель предусматривает осуществление наблюдения за земельными ресурсами в непрерывном формате, а также повсеместно.

Порядок ведения мониторинга земель в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Главная роль при ведении мониторинга земель возлагается на Росреестр при участии различных министерств и ведомств.

Под ведением мониторинга земель понимаются последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету, хранению и предоставлению сведений об изменениях в состоянии земель всех категорий.

Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых: классификаторов, кодов, систем единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Росреестра и в соответствующих государственных комитетах субъектов РФ.

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и России, в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Базовый и периодический мониторинг земель ведется в субъектах РФ соответствующими органами Росреестра, органами Минприроды и других заинтересованных министерств и ведомств.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется подразделениями Росреестра в районах, городах и автономных образованиях с использованием данных базового и периодического мониторинга.

Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

Управления Росреестра по субъектам РФ ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Росреестр согласованные с органами Минприроды доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направляют оперативные сводки. Росреестр и Минприроды обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно классифицировать систему мониторинга земель в РФ?

2. Перечислите уровни ведения мониторинга земель при территориальном охвате.

3. Какие категории земель предусмотрены ЗК РФ?

4. Как называются мониторинги, классифицируемые по характеру изменения состояния земель?

5. Перечислите виды мониторингов земель по срокам проведения и периодичности.

6. Каким органом осуществляется мониторинг земель и на основе какого принципа?

7. Какой документы подготавливается на основе обобщенных данных о состоянии и использовании всех земель в РФ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: