Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать. И.Лафатер
План:
1.Умение слушать.
2. Виды слушания.
3.Активное слушание.
4.Пассивное слушание.
5.Эмпатическое слушание.
Общаясь, люди передают друг другу информацию, удовлетворяют свою потребность в том, чтобы быть понятыми и принятыми другими. Для человека очень важно, чтобы его слушали и понимали, и если научитесь быть хорошим слушателем, успех в общении вам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, т.е. неречевое поведение, «неговорение».
Во время слушания решаются две задачи:
- Воспринимается содержание сообщения.
- Улавливается эмоциональное состояние собеседника.
В слушании очень важно давать обратную связь собеседнику. Обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего. Благодаря обратной связи у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает.
|
|
Можно выделить следующие приемы слушания:
-молчание, поддакивание, повторение последнего слова говорящего;
-уточняющие вопросы;
-наводящие вопросы;
-эмоции;
В слушании проявляются 3 такта: поддержка, уяснение, комментирование. Во время поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе – молчание, поддакивание. В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, ля этого задают уточняющие, наводящие вопросы. При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.
Выделяют такие техники обратной связи в общении, как пассивное, активное слушание, эмпатическое.
Активное слушание – это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. Незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Активное слушание убедительно сообщает собеседнику, что вы его понимаете. Понимаете, что он говорит и что он при этом имеет в виду.
При пассивном слушании важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Но не следует все время молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено.
Эмпатическое слушание (способность сопереживать) позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
|
|
Вопросы для проверки знаний по теме:
1.Почему важно уметь слушать?
2.Что такое активное слушание?
3.Что такое эмпатия?
Тест «Умеете ли вы слушать».
Оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе:
«Так бывает почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «редко» - 8 баллов; «почти всегда» - 10 баллов.
- Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (а то и собеседник) неинтересны вам?
- Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
- Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
- Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
- Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
- Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сам думаете совсем о другом?
- Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
- Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
- Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы?
- Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?
Результаты: чем больше сумма баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Если вы набрали более 62 баллов, то вы слушатель «выше среднего».