Сущность и значение производства в суде кассационной инстанции. Право на подачу кассационной жалобы (представления). Порядок его реализации. Рассмотрение кассационной жалобы (представления). Основания для отмены или изменения судебных постановлений. Полномочия суда кассационной инстанции.
Сущностьпроизводства в суде кассационной инстанции заключается в проверке вышестоящим судом законности приговоров, определений суда и постановлений судьи, вступивших в законную силу, по кассационной жалобе участников процесса или соответствующему представлению прокурора. В результате подобной проверки приговор и иные решения могут быть признаны: законными и оставлены без изменения; незаконными и отменены либо изменены в пределах, установленных законом.
Принимаемые судом кассационной инстанции решения исправляют допущенные нарушения закона либо подтверждают законность, обоснованность и справедливость процессуальных актов, вынесенных судом первой или апелляционной инстанции.
|
|
Суд при рассмотрении вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления, при этом не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются
Право на подачу кассационной жалобы (представления). Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы (в теч.6 мес. со дня их вступления в законную силу, если была апелляция) в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены + должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении участвовал прокурор.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.
Кассационная жалоба изучается в президиуме ВС республики, краевого, областного суда, - председателем или заместителем либо судьей данного суда в течение 1 месяца, если дело не было истребовано, и 2 месяцев, если дело было истребовано.
Выносит определение:
1) об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в президиум, если отсутствуют основания для пересмотра;
2) о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в президиуме.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Полномочия суда кассационной инстанции:
1) оставить постановление суда без изменения, жалобу/представление без удовлетворения;
|
|
2) отменить постановление суда полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить постановление суда полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда и принять новое суд. постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм матер. права;
6) оставить жалобу/представление без рассмотрения по существу.
Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Сущность и значение проверки судебных постановлений в суде надзорной инстанции. Право на обращение в суд надзорной инстанции. Возбуждение надзорного производства. Рассмотрение надзорной жалобы по существу. Основания для отмены или изменения судебных постановлений. Полномочия Президиума ВС РФ. Содержание постановления Президиума ВС РФ и вступление его в законную силу.
Надзорное производство — это деятельность суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений, принятых судами первой инстанции.
Право на обращение в суд надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы (в теч.6 мес. со дня их вступления в законную силу, если была апелляция и кассация) в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены суд. пост. + должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении участвовал прокурор.
Надзорные жалоба/представление подаются непосредственно в ВС, в теч.3 мес. со дня их вступления в законную силу. Они изучаются судьей ВС РФ (не более 2 мес. и не более 3 мес. если дело было истребовано), - выносит определение:
1) об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в президиум.
2) о передаче жалобы для рассмотрения в президиум.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений, если Президиум Верховного Суда РФ установит, что обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Полномочия:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
3) изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;
4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.
Содержание постановления Президиума ВС:
1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
2) дата и место принятия постановления;
3) дело, по которому принято постановление;
4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
|
|
6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу. Основания для пересмотра, процессуальный порядок подачи заявления и его рассмотрения.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие важное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду. Заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение 3 месяцев со дня установления оснований для пересмотра.
Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства;
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
· существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
· заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
· преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
2) новые обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
|
|
К новым обстоятельствам относятся:
· отмена судебного постановления, послужившего основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
· признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
· признание КС не соответствующим Конституции закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС;
· установление ЕС по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела;
· определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Сущность и значение исполнительного производства. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлением иных органов. Соотношение с исполнительным производством. Основания исполнения и исполнительные документы. Участники исполнительного производства. Давность исполнения.
Право на судебную защиту включает в себя не только вынесение судом законного и обоснованного решения, но и своевременное его исполнение. Путем исполнения судебного акта реально осуществляется защита прав и охраняемых законом интересов граждан и ЮЛ.
Исполнительное производство - это юридическая деятельность, происходящая вне рамок судебного процесса, которая относится к сфере действия органов исполнительной власти, призванной обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов. Исполнительное производство является стадией судебного процесса, заключительной частью правосудия, где происходит реальное восстановление нарушенных прав и интересов.
Исполнительное производство выведено из сферы судебной власти и передано в ведение органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта,а также контроле за процессом исполнительного производства при возникновении споров.
Практическая организация исполнения судебных и иных принудительно исполняемых документов возлагается на ФССП.
Основаниями принудительного исполнения является — предъявление исполнительных документов для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Исполнительные документы:
1) исполнительные листы
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса;
10) запрос центрального органа (розыск ребенка).