Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE

Краткая характеристика.

«Магнит» (юридическое наименование — ПАО «Магнит») — российская холдинговая компания, занимающаяся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». В июле 2019 года под управлением компании: 14 507 магазинов формата у дома и сити, 467 супермаркетов и гипермаркетов, 5 523 дрогери, 800 аптек, 2 алкомаркета, 23 магазина формата опт[5]. Всего "Магнит" насчитывает 21 322 торговые точки и около 300 тыс. сотрудников. Магазины компании расположены в 3 694 населенных пунктах России.

Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE

В методе SPACE предприятия оценивается четыре группы факторов:

· факторы стабильности обстановки (ES),

· факторы промышленного потенциала (IS),

· факторы конкурентных преимуществ (СА),

· факторы финансового потенциала (FS).

Таблица 1

Факторы стабильности обстановки (внешние условия бизнеса)

Показатель

  Оценка  
1 Уровень инфляции Низкий 1 Высокий
2 Технологические изменения Мало 4 Много
3 Уровень занятости Низкая 5 Высокая
4 Диапазон цен конкурирующих продуктов Малый 4 Большой
5 Ограничения для вхождения на рынок Мало 1. 3 Много
6 Давление конкурентов Слабое 5 Сильное
Сумма     22  
Среднее     3,7  

Уровень инфляции. В феврале 2020 года уровень инфляции в России составил 0,33%, что на 0,07 меньше, чем в январе 2020 года и на 0,11 меньше, чем в феврале 2019 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2020 года составила 0,73%, а в годовом исчислении - 2,31%. Уровень инфляции в 2019-3,05%.

Низкий уровень — это до 6% в год.

Технологические изменения. Сюда входят: новые способы коммуникации и взаимодействия с покупателями, использование технологий для улучшения операционной эффективности и снижения затрат, сбор и использование (больших) данных о потребителях и транзакциях

Уровень занятости. По данным Forbes, «Магнит» входит в число крупнейших российских работодателей. По данным за I квартал 2019 года, в штате «Магнита» — свыше 295 тысяч сотрудников. Из них более 200 тысяч человек работают в магазинах, более 35 тысяч — в распределительных центрах.

Диапазон цен конкурирующих продуктов Продукция представлена во всех ценовых категориях, что делает ее не только конкурентоспособной, но и доступной для потребителя практически с любым уровнем дохода.

Таблица 2

Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса)

Показатель

  Оценка  
1 Доля рынка Малая 5 Большая
2 Качество продукции Низкое 3 Высокое
3 Стадия жизненного цикла продукта Начальный 4 Конечный
4 Цикл замены продукта Фиксир. 1 Сменяемый
5 Лояльность покупателей Слабая 1. 3 Сильная
6 Технологическое know-how Малое 4 Большое
7 Степень вертикальной интеграции Низкая 5 Высокая
Сумма     25  
Среднее     3,6  

Доля рынка. Во втором квартале 2019 года доля «Пятёрочки» на российском рынке выросла с 8,3% до 8,9%, что позволило сети обогнать по этому показателю магазины «Магнит» всех форматов, доля которых выросла с 8,5% до 8,8%. Во втором квартале 2017 года «Магнит» занимал 8% рынка, а «Пятёрочка» — лишь 6,9%.

Среди других крупных сетей увеличить долю рынка во втором квартале удалось лишь «Перекрёстку» — с 1,5% до 1,7%. Доля «Ленты» уменьшилась с 2,8% до 2,6%, ГК «О’Кей» — осталась на прежнем уровне в 1%, «Карусели» — сократилась с 0,6% до 0,5%

Степень вертикальной интеграции. «Магнит» стал первым российским ретейлером, осознавшим преимущество вертикально интегрированных компаний. Сегодня это единственная из крупных российских продуктовых сетей, имеющая собственные мощности по производству продуктов питания. 15 предприятий по всей стране, которые ежегодно производят до 200 тысяч тонн различной продукции, позволяют «Магниту» полностью контролировать качество товаров по всей цепочке — от грядки до полки магазина.

Таблица 3

Факторы привлекательности (силы) отрасли

Показатель

  Оценка  
1 Потенциал роста Низкий 4 Высокий
2 Потенциал прибыли Низкий 3 Высокий
3 Финансовая стабильность Низкая 2 Высокая
4 Уровень технологии Простая 3 Сложный
5 Степень использования ресурсов Неэффективная 4 Эффективная
6 Капиталоинтенсивность Малое 2 Большое
7 Легкость вхождения на рынок Легко 5 Сложно
8 Производительность, использование ресурсов Низкая 3 Высокая
Сумма     26  
Среднее     3,25  

Потенциал роста. Потенциал роста в перспективе 12 мес. составляет 9%- умеренный показатель

 

Таблица 4

Факторы, определяющие финансовое положение фирмы (стратегический потенциал)

Показатель

  Оценка  
1 Прибыль на вложения Низкая 3 Высокая
2 Финансовая зависимость Несбалансированная 3 Сбалансированная
3 Ликвидность Несбалансированная 2 Сбалансированная
4 Необходимый имеющийся капитал Малый 4 Большой
5 Поток платежей в пользу фирмы Малый 3 Большой
6 Легкость ухода с рынка Малая 3 Большая
7 Риск предприятия Большой 4 Малый
8 Оборачиваемость запасов Медленная 3 Быстрая
Сумма     25  
Среднее     3,12  

Ликвидность. Общий показатель ликвидности баланса предприятия за 2016, 2017, 2018 гг. составил, соответственно, 0.32,0.38,0.38, при нормативном значении более или равным 1,0.

Риск предприятия. Основные риски ПАО «Магнит»:

Риски низкого потребительского спроса

Риски высокой конкуренции в отрасли.

Риск роста издержек.

Риск изменения процентных ставок и условий кредитования.

Риск плохого управления и недружественного отношения к миноритарным акционерам

 

Графическая интерпретация стратегического положения фирмы.

Рис. 1. Графическое представление стратегического состояния.

График показывает, максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте е CA - ES, компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.

Источники.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнит_(сеть_магазинов)

2. http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/Magnit-Transformation-Strategy-RUS.pdf

3.https://studme.org/1796060226248/menedzhment/tehnologicheskie_innovatsii

4. https://fincult.info/article/chto-takoe-inflyatsiya-i-otkuda-ona-beretsya/

5. https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation

6. https://retailer.ru/pjatjorochka-obognala-magnit-po-dole-rynka/

7. https://lenta.ru/articles/2019/12/20/magnit/ 

8. https://www.finam.ru/international/imdaily/potencial-rosta-akciiy-magnita-umerennyiy-20190218-103150/

http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/Press-release-Magnit_Unaudited-4Q2019_6Feb2020_rus_vr.pdf 

9.https://bf.arsagera.ru/potrebitelskij_sektor/magnit/itogi_2019_goda_peresmotr_strategii/  

10. https://journal.open-broker.ru/visit-card/pao-magnit/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: