Водопропускные ТРУБЫ И ЛОТКИ

Рисунок 2.1 Каменный мост

Конструктивные особенности

Благодаря большому собственному весу и монолитности конструкции каменные мосты менее чувствительны к динамическим воздействиям и возрастанию веса временной нагрузки, чем металлические.

Архитектурные особенности

Камень плохо сопротивляется растяжению и изгибу, но хорошо выдерживает сжатие, поэтому сооружаются каменные мосты исключительно арочной системы, в которой материал работает на сжатие.

Особенности использования

Каменные мосты возводились для перекрытия пролетов не более 30–50 м.

Преимущества

· красивый внешний вид;

· долговечность;

· малые эксплуатационные расходы;

· укладка пути на балласте;

· возможность строительства мостов из местного естественного камня

Недостатки

· чувствительность к осадкам опор, требующая возведения сооружения на прочных грунтах, а при слабых – устройства глубоких оснований с применением свай, опускных колодцев и кессонов;

· большая трудоемкость работ и высокая строительная стоимость вследствие сложности механизации заготовки и обработки камня

К массивным сооружениям, кроме каменных, относятся также мосты из:

· бетона (рисунок 2.2);

· кирпича-клинкера (высокопрочный морозостойкий) (рисунок 2.3).

Рисунок 2.2 Бетонный мост монолитной конструкции

Рисунок 2.3 Каменный мост с кладкой из кирпича выше свода

Несмотря на разницу в материале, каменные, бетонные и кирпичные мосты имеют в основном одинаковые условия работы и конструкцию.

Виды бетонных мостов

Бетонные мосты возможны двух видов:

  • монолитные;
  • блочные

Особенности бетонных мостов (по сравнению с каменными)

сооружение монолитных бетонных мостов менее трудоемко и более механизированно однако монолитные мосты подвержены действию усадки бетона, вызывающей трещины в кладке
сооружение мостов из бетонных блоков позволяет уменьшить сроки строительства нет усадки бетона

В настоящее время из-за большой трудоемкости работ каменные и бетонные мосты не возводятся, взамен им устраиваются железобетонные.

Конструкция каменных и бетонных мостов

Каменные или бетонные мосты состоят из:

· опор;

· пролетных строений, устраиваемых в виде сводов с надсводным (надарочным) строением.

Надсводное строение может быть по фасаду:

· сплошным (рисунки 2.1 и 2.2);

· сквозным (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 Бетонный мост со сквозным надсводным строением

Арочный однопролетный мост со сплошным надсводным строением (рисунок 2.5) состоит из:

· свода, перекрывающего пространство между опорами;

· щековых стенок, устраиваемых с боковых сторон надсводного строения;

· пазухи свода между щековыми стенками, заполняемой забуткой (гравий, щебень, тощий бетон);

· рельсового пути на балласте;

· тротуаров с ограждающими их перилами;

· устоев с разделительными стенками.

· Замок (ключ)

· Пяты

 

· Наружная поверхность свода

· Внутренняя поверхность свода

· Разделительные стенки

· Щековые стенки

Сечение свода в середине пролета.

Рисунок 2.5 Общий вид моста со сплошным надсводным строением: 1 – свод; 2 – замок; 3 – пята; 4 – ось свода; 5 – щековая стенка; 6 – забутка; 7 – устой; 8 – разделительная стенка; 9 – деформационный шов; 10 – обратная стенка

Основные размеры каменного моста:

· отверстие или пролет в свету – это расстояние между внутренними гранями опор;

· расчетный пролет l – расстояние между центрами пят;

· стрела подъема свода f – расстояние по вертикали между серединами толщин свода в замке и в пяте;

· толщина свода в замке и в пятах;

· ширина свода.

Своды в каменных мостах:

бесшарнирные (монолитные неподвижные)

Устраиваются в большинстве каменных и бетонных мостов, так как они наиболее просты по конструкции.

двухшарнирные (шарниры в пятах)

Устраиваются для обеспечения поворота пятовых сечений вокруг своей оси при деформациях от изменения температуры.
(В бесшарнирном своде такого поворота сечения не происходит, в результате возникают дополнительные напряжения в кладке)

трехшарнирные (шарниры в пятах и замке)

Применяются:

· в районах с резким колебанием температур;

· при слабых грунтах основания.

Шарнирные своды:

Конструкция

Шарнирные своды более сложные по конструкции, чем бесшарнирные:

преимущества нечувствительны к неравномерным осадкам опор
недостатки шарниры усложняют конструкцию и уменьшают вертикальную жесткость моста
Материал, используемый для изготовления шарниров

В каменных мостах чаще всего применяют шарниры:

  • из свинцовых прокладок толщиной около 20 мм;
  • металлические из двух балансиров с цилиндрическим вкладышем;
  • из железобетона с плотным сферическим касанием.
Расположение шарниров по ширине моста

По ширине моста шарниры в пятах и в замке свода располагают вплотную друг к другу так, чтобы образовать одну непрерывную конструкцию

Виды шарниров

Шарниры могут быть:

  • постоянными;
  • монтажными, которые после раскружаливания заделываются в кладке свода.

При пролетах более 25 м вес забутки составляет значительную часть нагрузки на свод и на опоры, поэтому для облегчения конструкции надсводного строения в нем устраиваются проемы.

Рисунок 2.6 Проемы в щековых стенках

В таких мостах пролетное строение состоит из:

поперечных стен

В них для удобства осмотра моста устраивают проходы

небольших сводов между ними

По ним между щековыми стенками укладывают забутку и путь на балласте

Деформационные (температурные) швы (рисунок 2.5, позиция 9) в надсводном строении:

используются
  • для обеспечения свободных перемещений свода;
  • для предохранения кладки щековых стенок от разрушения

устраивают

в каменных мостах при пролетах более 15 м
в бетонных мостах при пролетах более 10 м
располагают

у пят бесшарнирных сводов

толщина

в щековых стенках принимается от 2 до 5 см

Для предотвращения проникновения в кладку свода атмосферной воды в балластном корыте на мостах устраиваются:

· продольные (0,02) и поперечные (от 0,03 до 0,05) уклоны;

· водоотводные трубки;

· гидроизоляция.

По наклонным плоскостям балластного корыта вода отводится:

· к водоотводным трубкам, пропущенным через кладку свода,

или

· к дренажам за устои моста.

В зависимости от конструкции моста водоотводные трубки устанавливаются в замке свода и в четвертях пролетов (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 Водоотводные устройства: а – за устоем моста; б – в замке свода; в – в четвертях пролетов; 1 – водоотводная трубка; 2 – забутка; 3 – глина; 4 – дренаж


Водопропускные ТРУБЫ И ЛОТКИ

12.1. При содержании труб (в том числе дюкеров) и лотков необходимо обращать особое внимание на состояние кладки звеньев и оголовков, положение звеньев в плане и профиле, состояние швов между звеньями и вынос грунта насыпи через швы и трещины, надежность укрепления русл и откосов насыпи, состояние входного и особенно выходного русл, а также лотков в трубах, защитных ограждений. Необходимо производить своевременную очистку труб и лотков от наносов, выяснять и устранять причины их образования. Необходимо своевременно производить очистку русла на подходах к сооружению.

Очистку пластиковых лотков и труб производить деревянную лопату без использования ломов и других металлических предметов. Удары не допускаются.

При содержании дюкеров должно быть исключено попадание воды из дюкера в земляное полотно.

При невозможности визуального осмотра лотков и труб малого диаметра необходимо применять самоходные телеметрические установки.

12.2. В случае появления в трубах и лотках трещин или расстройства кладки должны приниматься такие же меры, как при содержании железобетонных, бетонных и каменных конструкций мостов. При этом если возможно уменьшить отверстие, трубы с неудовлетворительной кладкой рекомендуется усилить установкой внутри трубы новых железобетонных, металлических гофрированных или пластиковых звеньев по проекту.

При наличии значительных косых и продольных трещин или больших деформаций поперечного сечения звеньев впредь до капитального ремонта необходимо произвести временное подкрепление трубы постановкой подпорок, рам, кружал, установкой во внутрь новых железобетонных, металлических гофрированных или пластиковых звеньев с последующим включением в работу путем заполнения пространства между новым и существующим звеном бетонной смесью и т.п. В связи со стеснением отверстия подобными укреплениями надо особо тщательно следить за проходом воды в таких трубах, не допуская их закупорки, и стремиться к быстрейшему окончанию капитального ремонта сооружения.

12.3. Зазоры между отдельными звеньями труб и лотков должны быть тщательно заделаны просмоленной паклей или тиоколовой мастикой. Зазоры, не являющиеся деформационными, кроме того, заделываются жестким цементным раствором.

12.4. При просачивании воды в трубах через своды и стены, появлении на них сырости или мокрых пятен необходимо выяснить причины обводнения, в частности, установить, не скапливаются ли поверхностные воды в насыпи, и принять меры к осушению посредством восстановления существующих или устройства новых дренажей, инъектирования кладки, ремонта или укладки изоляции.

12.5. При обнаружении просадки или смещения звеньев труб и лотков необходимо установить за ними наблюдение с производством замеров смещения соседних звеньев относительно друг друга, а в необходимых случаях – нивелировки.

В случаях небольших затухающих деформаций необходимо заделать расстроившиеся швы и выровнять лоток трубы. При значительных деформациях должен производиться ремонт или переустройство трубы по специальному проекту.

12.6. Для обеспечения несущей способности оснований труб и лотков, расположенных на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу 1 (см. п.7.27), необходимо принимать меры по сохранению температурных режимов грунтов путем содержания в исправности существующих, а при необходимости – устройства новых охлаждающих установок, недопущению образования застоев воды.

12.7. При появлении трещин в оголовках или их деформациях (наклон, отрыв), которые могут явиться следствием подмыва фундаментов, наличия за оголовками пучинистого грунта, а также деформации насыпи, следует устранить причины деформаций и при необходимости произвести частичную или полную перекладку оголовков.

 

Основные отделы кирпичной дымоходной трубы


Кирпичный дымоход подразделяют на отделы, которые имеют сове предназначение и именуются по-разному.  

Эти особенности необходимо сразу уточнить, чтобы в дальнейшем было проще разобраться в описании работ по возведению трубы.

 


1 – Оголовок трубы. Выкладывая эту часть дымохода, кирпичи сдвигают в наружную сторону, чтобы получился своеобразный «козырек», как бы нависающий над нижними отделами, частично предохраняя стенки трубы от атмосферных осадков.

2 – Шейка трубы находится сразу под оголовком и по всей своей высоте имеет одинаковый периметр, без выступов, расширений или заужений.

 3 – «Выдра» имеет более сложную схему кладки, так как на нее возлагается защитная функция. Во-первых, кладка «выдры» нависая над просветом, образовавшимся на стыке кровельного материала и стенок трубы, закрывает его от проникновения осадков, и образует пространство для монтажа гидроизолирующего материала. Во-вторых, ее расширенные стенки становятся залогом безопасности – в месте прохода через кровельное покрытие за счет увеличенной толщины создается необходимый уровень термоизоляции.

4 – Металлический или другой лист (фартук), смонтированный в нижней части выдры, образует своеобразный отлив, который закрывает стык кирпичной стенки трубы и кровельного материала.

 5 – «Распушка» — эта расширенная часть трубы, расположенная в области ее прохождения через чердачное перекрытие. Стенки «распушки», как и «выдры», имеют большую толщину, чем другие ровные участки дымохода – это необходимо для пожаробезопасности, так как чердачное перекрытие очень часто состоит из возгораемых материалов, и нельзя допустить их перегрева.

 6 – Конструкция кровельного покрытия.

7 — Стояк – это прямой участок трубы, имеющий ровную кладку по всей высоте и располагающийся в чердачном пространстве от «распушки» до «выдры».

 8 – Чердачное перекрытие.

 9 – Сверху оголовка очень часто закрепляется колпак-зонт, который защитит внутренний канал дымохода от попадания в него воды и мусора.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: