Предложения на рынке потребительских товаров

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров.

Предложение – это масса товаров, которая находится на рынке или может быть до­ставлена на него.

Предложение и спрос - две противостоящие друг другу и вза­имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона.

Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре­зультатом не только излишнего производства или импорта това­ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире­нием платежеспособного спроса населения.

Причинно-следственная связь между спросом и предложением, обусловленная ценой, выражается в законе спроса и в законе предложения.

Закон спроса – это зависимость величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и чем выше цена товара, тем меньшее его количество будет куплено.

Закон предложения: возрастание цены товара на рынке в конечном счете вызывает увеличение его производства и ведет к увеличению предложения.

Закон спроса и закон предложения имеют общепринятые в экономической теории графические изображения (кривые спроса и предложения):

P – цена

Q – количество товара

 

 

Определение емкости рынка.

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло­жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель­ского спроса и предложения является емкость рынка.

Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров, опреде­ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.

В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо­дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла­тежеспособность покупателей на данном рынке.

В зависимости от масштабов рынка различают:

• общую емкость рынка страны или региона;

• емкость рынка какой-либо группы товаров;

• емкость рынка фирмы, компании.

Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова­ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия, например

ЕР= П - Э + И,

где

  ЕР - емкость рынка, руб.;

  П - объем производства товаров в стране, руб.;

  Э - объем экспорта товаров, руб.;

  И - объем импорта товаров, руб.

 

Емкость отдельного рынка можно рассчитать следующим образом:

                                  E = К × Ц

где:
   E - емкость рынка;
   К - количество товара;
   Ц - цена товара.

 

 







double arrow
Сейчас читают про: