Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров.
Предложение – это масса товаров, которая находится на рынке или может быть доставлена на него.
Предложение и спрос - две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона.
Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П = С.
При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.
Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения.
Причинно-следственная связь между спросом и предложением, обусловленная ценой, выражается в законе спроса и в законе предложения.
Закон спроса – это зависимость величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и чем выше цена товара, тем меньшее его количество будет куплено.
Закон предложения: возрастание цены товара на рынке в конечном счете вызывает увеличение его производства и ведет к увеличению предложения.
Закон спроса и закон предложения имеют общепринятые в экономической теории графические изображения (кривые спроса и предложения):

P – цена
Q – количество товара
Определение емкости рынка.
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предложения товаров и исходной основой прогнозирования потребительского спроса и предложения является емкость рынка.
Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.
В условиях насыщенности товарного рынка его емкость находится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает платежеспособность покупателей на данном рынке.
В зависимости от масштабов рынка различают:
• общую емкость рынка страны или региона;
• емкость рынка какой-либо группы товаров;
• емкость рынка фирмы, компании.
Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирования ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия, например
ЕР= П - Э + И,
где
ЕР - емкость рынка, руб.;
П - объем производства товаров в стране, руб.;
Э - объем экспорта товаров, руб.;
И - объем импорта товаров, руб.
Емкость отдельного рынка можно рассчитать следующим образом:
E = К × Ц
где:
E - емкость рынка;
К - количество товара;
Ц - цена товара.






