Обвинение в суде поддерживается прокурором - государственным обвинителем

Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК).

Уголовное преследование (или обвинение) осуществляется в различных процессуальных формах.

Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК). Однако обвинение - это не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного процесса по обоснованию данного вывода. Законодатель выделяет частное, частно-публичное и публичное обвинение.

В процессе уголовного преследования по уголовному делу прокурор вправе (ст. 37 УПК):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также решения дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы, а также отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований процессуального закона;

10) изымать любое уголовное дело у органа дознания, дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием на основания такой передачи;

11) передавать дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, за исключением передачи дела в системе одного органа предварительного расследования;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт; направлять дело в суд;

13) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации деяний обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

14) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законом.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Перечисленные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

26. Следователь как участник уголовного судопроизводства, его полномочия.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

В этих формулировках налицо явное противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.

В настоящее время в уголовном процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для решения вопроса о направлении этого дела по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с процессуальным законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

а) о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

б) о производстве отдельных следственных действий;

в) об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

г) о содействии следователю при осуществлении указанных действий и исполнении принятых решений;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, о возвращении дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

27. Руководитель следственного органа как участник уголовного судопроизводства, его полномочия.

Руководитель следственного органа - должностное лицо государственного органа, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу и изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела и отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия дела к своему производству при рассмотрении вопросов о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанных ходатайств;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести следствие в полном объеме, обладая при этом всеми правами следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными процессуальным законом.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование следователем указаний руководителя следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:

1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

2) привлечения лица в качестве обвиняемого;

3) квалификации преступления;

4) объема обвинения;

5) избрания меры пресечения;

6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

7) направления уголовного дела в суд;

8) прекращения уголовного дела.

В перечисленных случаях следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее пяти суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с его требованиями.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные ст. 39 УПК, осуществляют:

1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

2) руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

3) руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

4) руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам, их заместители;

5) руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 

 

28. Органы дознания, их задачи и полномочия.

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Представляется, что органы дознания - осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания (руководитель), в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК).

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интересы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными государственными органами.

Согласно ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> право осуществлять эту деятельность помимо органов внутренних дел на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям:

а) органов федеральной службы безопасности;

б) федеральных органов государственной охраны;

в) таможенных органов РФ;

г) Службы внешней разведки РФ;

д) Федеральной службы исполнения наказаний;

е) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

 

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: