Отредактируйте и запишите предложения

Упражнение 2. Спишите предложения, подчеркните причастные обороты, вставьте разделительные знаки.

1) Дождь моросивший весь день прекратился облака понемногу рассеялись. 2) Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания напоминавшего торжественный мавзолей (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев). 5) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков (А. Казанцев) 6) Развалины едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился весь залитый пожаром зари и потопом дождя (И. Тургенев)

 

Упражнение 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

 

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

Задания к тексту:

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

                            Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

 

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

 

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

 

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

 

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

 

Упражнение 4. Блок заданий на повторение и развитие речи:

 

Соедините пары антонимов.

1. Полезный.         А. Скрытный.

2. Талантливый.   Б. Лживый.

3. Искренний.       В. Рассеянный.

4. Правдивый.       Г. Вредный.

5. Откровенный.   Д. Бездарный.

6. Внимательный. Е. Лицемерный.

7. Щедрый.           Ж. Прославленный.

8. Враждебный.    3. Бережливый.

9. Расточительный. И. Скупой.

10. Безвестный.      К. Дружелюбный.

 

Выпишите логически лишнее слово в каждом предложении.

 

1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2. Деепричастный оборот всегда обособляется запяты­ми.

3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Иванов­на.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

6. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.

7. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.

8. В школе сложилась сложная ситуация.

9. Много нового и познавательного узнает ученик.

10. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.

 

Отредактируйте и запишите предложения.

 

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4. Подходя к дому у меня заболела голова.

5. Увидев облака начался дождь.

6. Мой первый дебют был успешным.

 

 

Домашнее задание:

    От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий, составьте с образованными формами 10 предложений:

    Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: