В) Трубопроводный транспорт

Вопросы (письменно)

1.Каково значение машиностроительного комплекса?

2.Почему машиностроение играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе?

3.Какие отрасли будут развиваться наиболее высокими темпами и почему?

4.Начертите схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

 

«Химическая, лесная и легкая промышленности мира».

Химическая промышленность – отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путем его химической переработки. Валовой объем производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл.

Химическая промышленность выделилась в отдельную отрасль с началом промышленного переворота. Первые заводы по производству серной кислоты – важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, – были построены в 1740 (Великобритания, Ричмонд), в 1766 (Франция, Руан), в 1805 годах (Россия, Подмосковье). С развитием в середине XIX в. сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений. С конца XIX в. с ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. Благодаря быстрому процессу концентрации производств, высокому уровню научно-технического развития, активной торговой политике Германия к началу XX в. завоевывает мировой рынок химической продукции. В настоящее время химическая промышленность – одна из главных отраслей хозяйства, к тому же получившая быстрое развитие в эпоху НТР.

Химическая промышленность мира обеспечивает множество отраслей новыми исходными продуктами и материалами. Особенно влияет химическая индустрия на развитие строительства, автомобилестроения и сельского хозяйства. Данная отрасль является одной из самых активно продвигающихся на мировом рынке, во многом находится на уровне с машиностроением. Химический комплекс обладает высокой наукоемкостью. Химическая промышленность относится к «грязным» отраслям производства, поэтому одним из главных факторов размещения предприятий химической промышленности выступает экологический. Кроме того, важную роль играет наличие сырья и потребителя.

Химпром употребляет много сырья для изготовления продукции, особенно затратными являются каучуки, пластмассы, удобрения, сода и т. д. Кроме большого количества сырья химические предприятия используют большие объемы воды, электричества и топлива. Химический сектор владеет невысокой трудоемкостью, но требуются особые знания и навыки квалифицированных специалистов.

Также развитие мирового химического сегмента невозможно без капиталовложений, в состав которых входят большие суммы. На химических предприятиях стоят самые сложные механизмы и конструкции, необходимые для изготовления различной продукции.

Химическая промышленность мира – это одна из хорошо продвинутых отраслей, что обеспечивает введение достижений и разработку научно-технического прогресса во все хозяйственные области и влияет на продвижение производства в каждом государстве. Главная особенность нынешней химической индустрии – это нацеленность ключевых наукоемких производственных структур и продукции на обеспечение потребностей людей.

Продвижение мирового химического сектора повлияло на процесс химизации всех сфер хозяйства. Этот процесс предполагает широкое применение продукции и материалов индустрии, всемирное введение химических разработок в различные отрасли.

Глав­ные ре­ги­о­ны хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти:

1. За­ру­беж­ная Ев­ро­па. 2. Во­сточ­ная Азия. 3. Юго-Во­сточ­ная Азия. 4. Се­вер­ная Аме­ри­ка. 5. СНГ.

Характеристика химического производства

Тепловая энергетика, черная и цветная металлургия, нефтепереработка, строительство, фармацевтика, пищевая область производства базируются на эксплуатации химических процессов. Все отраслевые сферы нуждаются в продукции химпрома, что непосредственно влияет на ускоренное продвижение индустрии.

Ещё одной важной характеристикой химической промышленности мира является объемная сырьевая база. Сюда относятся продукты горнохимического комплекса (сера, соли, фосфориты и т. д.). Крупнейшими поставщиками исходных продуктов являются отрасли, которые не включены в структуру химпрома (газо-, нефте-, коксо-, лесохимическая и т. д.). Они занимаются поставками не только сырья (нефть, газ, сера и др.), но и полупродуктов (спирт, серная кислота и др.).

Главным достижением химического комплекса является переход на применение продуктов переработки газа и нефти, ведь именно из этого сырья и производится основная масса продукции всей промышленности.

Факторы, влияющие на размещение химического сегмента:

1.Высокий уровень энергетических расходов в сферах, которые относятся к перестройке вещества;

2.Большие расходы водного ресурса (технологические действия, охлаждение оборудования);

3.Небольшая трудоемкость основной массы производств индустрии;

4.Большие капиталовложения;

5.Огромные объемы используемого сырья, материалов и других видов готовой продукции;

6.Большое число вопросов по экологии, которые возникают в связи с изготовлением и использованием множества химических продуктов.

В состав химической промышленности мира входит множество сфер, среди которых нужно выделить:

А) Горнохимическую отрасль (добыча солей, фосфоритов, серы и других видов горнохимических ресурсов).

Б) Базовую (основную) химическую сферу, которая занимается изготовлением неорганических веществ (соды, удобрений, кислот и т. д.).

В) Производство полимерных продуктов (каучук, смола, пластмасса и др.).

Г) Микробиодогическая промышленность

Таким образом, мировой химический комплекс специализируется на изготовлении материалов и продуктов для всех сфер хозяйства. Для производства химпром использует огромные ресурсы: энергии, воды, топлива и сырья.

Закрепление материала:

В производстве отдельных видов химической продукции лидируют следующие страны:

-в производстве серной кислоты – США, Россия, Китай;

-в производстве минеральных удобрений – США, Китай, Россия;

-в производстве пластмасс – США, Япония, Германия;

-в производстве химических волокон – США, Япония, Тайвань;

-в производстве синтетического каучука – США, Япония, Франция.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

Лесная промышленность

Лесная промышлен­ность – со­во­куп­ность от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, ве­ду­щих за­го­тов­ку дре­ве­си­ны в лесах и ее об­ра­бот­ку и пе­ре­ра­бот­ку. Лес­ная про­мыш­лен­ность тя­го­те­ет в первую оче­редь к лес­ным рай­о­нам. Все про­из­вод­ства по об­ра­бот­ке и пе­ре­ра­бот­ке дре­ве­си­ны, вме­сте взя­тые, об­ра­зу­ют ле­со­об­ра­ба­ты­ва­ю­щую про­мыш­лен­ность, в со­ста­ве ко­то­рой вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие виды про­мыш­лен­но­сти:

Де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность, объ­еди­ня­ю­щая груп­пы пред­при­я­тий, про­из­во­дя­щих ме­ха­ни­че­скую и ча­стич­но хи­ми­ко-ме­ха­ни­че­скую об­ра­бот­ку и пе­ре­ра­бот­ку дре­ве­си­ны.

Цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная про­мыш­лен­ность, гид­ро­лиз­ная про­мыш­лен­ность и ле­со­хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, про­из­вод­ства ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся на базе хи­ми­че­ской пе­ре­ра­бот­ки дре­ве­си­ны и неко­то­рых нед­ре­вес­ных про­дук­тов леса.

Вы­де­ля­ют два лес­ных пояса:

1. Се­вер­ный (в ос­нов­ном хвой­ные по­ро­ды де­ре­вьев). В пределах северного пояса заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

2. Южный (лист­вен­ные по­ро­ды де­ре­вьев). В пределах пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить –Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют не древесное сырьё – джут, сизаль, тростник.

Стра­ны-ли­де­ры по за­па­сам лес­ных ре­сур­сов: Рос­сия, Бра­зи­лия, Ка­на­да, США, Ин­до­не­зия, Фин­лян­дия, Ма­лай­зия, ДР Конго, Индия, Китай.

Стра­ны-ли­де­ры по за­го­тов­ке дре­ве­си­ны: Рос­сия, Ка­на­да, США, Фин­лян­дия, Бра­зи­лия.

Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству бу­ма­ги: США, Фин­лян­дия, Ка­на­да, Бра­зи­лия.

Круп­ней­шие про­из­во­ди­те­ли бу­ма­ги: Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству цел­лю­ло­зы: США, Ка­на­да, Китай, Бра­зи­лия. Ка­на­да яв­ля­ет­ся круп­ней­шим в мире про­из­во­ди­те­лем и экс­пор­те­ром га­зет­ной бу­ма­ги.

Закрепление: Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Особенности размещения определяются сырьевым фактором. Характеризуется наличием двух лесных поясов: северный и южный.

Главными импортерами древесины являются – Япония, страны Западной Европы, отчасти США.
Проблемы лесной и деревообрабатывающей промышленности связанны -с увеличением объёмов заготовки древесины, -недостаточным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления, -недостаточными объёмами лесовосстановительных работ, -загрязнением окружающей среды отходами целлюлозно-бумажной промышленности.

Легкая промышленность

Лег­кая про­мыш­лен­ность – со­во­куп­ность спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, про­из­во­дя­щих глав­ным об­ра­зом пред­ме­ты мас­со­во­го по­треб­ле­ния из раз­лич­ных видов сырья. Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:

-первичная переработка сырья;

-текстильная промышленность;

-швейная промышленность;

-промышленность.

Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

-сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);

--потребитель (для швейной и обувной);

-сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место – производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных – Россия, Италия.

В то же время на экспорт больше производится продукции в развивающихся странах, где есть дешевая рабочая сила.

Главные экспортёры – Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

В развитии мировой лёгкой промышленности наметились определённые тенденции:

-снижение темпов производства тканей из химических волокон;

-резкое возрастание доли развивающихся стран в производстве текстильной промышленности;

-расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Глав­ные ре­ги­о­ны тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти:

- Во­сточ­ная Азия. - Южная Азия.

- СНГ.

- За­ру­беж­ная Ев­ро­па.

- США.

Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству хлоп­ка: Китай, США, Индия, Па­ки­стан, Уз­бе­ки­стан, Бра­зи­лия, Тур­ция.

Закрепление: какие существуют ос­нов­ные по­до­т­рас­ли лег­кой про­мыш­лен­но­сти: Тек­стиль­ная: (Хлоп­ча­то­бу­маж­ная,. Шер­стя­ная,. Шел­ко­вая,. Льня­ная, Пень­ко-джу­то­вая., Три­ко­таж­ная., Ва­ляль­но-вой­лоч­ная., Се­те­вя­заль­ная,. Про­мыш­лен­ность хи­ми­че­ских тка­ней), Швей­ная. Га­лан­те­рей­ная. Ко­же­вен­ная. Ме­хо­вая. Обув­ная.

В на­сто­я­щее время со­кра­ща­ет­ся доля на­ту­раль­ных во­ло­кон и уве­ли­чи­ва­ет­ся доля хи­ми­че­ско­го сырья, ис­поль­зу­е­мо­го в тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти. Кроме того, со­кра­ща­ет­ся доля раз­ви­тых стран в вы­пус­ке про­дук­ции лег­кой про­мыш­лен­но­сти. Мно­гие про­из­вод­ства пе­ре­не­се­ны в раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны, где есть и сырье, и де­ше­вая ра­бо­чая сила (Бан­гла­деш, Индия, Фи­лип­пи­ны, Мьян­ма и др.). За раз­ви­ты­ми стра­на­ми оста­лось про­из­вод­ство до­ро­гих и экс­клю­зив­ных из­де­лий.

Глав­ным ма­те­ри­а­лом для тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти яв­ля­ет­ся хло­пок, на вто­ром месте по зна­чи­мо­сти – шерсть.

Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству хлоп­ка: Китай, США, Индия, Па­ки­стан, Уз­бе­ки­стан, Бра­зи­лия, Тур­ция.

Про­мыш­лен­ность и окру­жа­ю­щая среда

Про­мыш­лен­ность вы­сту­па­ет ос­нов­ным за­гряз­ни­те­лем окру­жа­ю­щей среды, она воз­дей­ству­ет на все обо­лоч­ки Земли. К глав­ным за­гряз­ни­те­лям от­но­сят­ся: ме­тал­лур­гия, хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, энер­ге­ти­ка, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная про­мыш­лен­ность, неф­тя­ная.

Вопросы (письменно)

1.По карте мировой химической промышленности раскройте основные черты размещения этой отрасли.(таблица 23)

2.По карте мировой текстильной промышленности раскройте основные черты размещения этой отрасли

3.Приведите примеры неравномерности размещения мирового машиностроения. (таблица 6,17)

 

 


Срок отчетности: выполнить 27.03.20г, до 12 часов

Тема урока: Транспортный комплекс и его современная структура

(1 час)

Теоретическое задание:
Изучить и законспектировать из

1) Учебное пособие Баранчиков Е.В. География учебник для учреждений СПО. 2016г

2)Учебное пособие Максаковский В.П. 2018г

учебный материал:
стр.136-142

Вопросы(письменно)

 

Нанесите на контурную карту «Машиностроительный комплекс»
Обозначить основные центры размещения отраслей, определяющих научно-технический прогресс: электротехнической промышленности, приборостроение, радиотехники, электроники, авиакосмической и атомной промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона. Основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в глубине страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Просмотр и обсуждение кинофрагмента «Новые лайнеры России». Комментарий учителя:

- Мы можем гордиться достижениями Российского ВПК, который в результате конверсии начинает производить необходимую в повседневной жизни продукцию.

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Б) Как вы понимаете фактор специализация, кооперирование?

Специализация и кооперирование — важнейшие принципы размещения предприятий машиностроения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий.

Например, КамАЗ включает шесть крупнейших специализированных заводов: литейный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый, ремонтно-инструментальный, автосборочный. Крупнейшие автозаводы — ВАЗ и ЗИЛ — связаны кооперированными поставками более чем с 300 предприятиями-смежниками каждый, которые поставляют более 500 наименований материалов, на их долю приходится 55% себестоимости производства автомобилей.

Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?

 Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. 

Основные задачи транспортной системы:

· Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

· Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

· Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

 

 Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

   А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.   

 

   Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

  Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

 








В) Трубопроводный транспорт

Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.

 

 Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.

 Д) Водный транспорт (морской и речной)

 Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами. Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). Сообщения учащихся о речном транспорте России.

Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

 

Домашнее задание

 

Предлагаемые вопросы для обсуждения (письменно)

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

  Изучить карту в атласе «Транспорт России и мира»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России и мира»

 

 

Срок отчетности: выполнить 27.03.20г, до 12 часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: