1. Административное право – это самостоятельная отрасль права, то есть совокупность правовых норм, которые регулирует правовые отношения управленческого характера, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов и органов местного самоуправления по реализации задач и функции государства, а также в процессе осуществления гражданами, объединений граждан и их органами отдельных юридических гласных полномочий.
Для административных правоотношений характерно то, что обязательным их участником является соответствующий орган исполнительной власти (должностное лицо) наделенный властными полномочиями.
К административно – правовым отношениям относятся:
1) отношения между вышестоящим и нижестоящим органами исполнительной власти (местные госадминистрации, Кабинет Министров).
2) отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (отношения между двумя министрами).
|
|
3) отношения между органами исполнительной власти и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями.
4) отношения между органами исполнительной власти и негосударственными предприятиями, объединениями граждан (отношения между коллегией адвокатов и областным управлением юстиции).
5) отношения между органами исполнительной власти и гражданами.
Административные правоотношения делятся на:
- вертикальные (между вышестоящей и нижестоящей органами).
- горизонтальные (между несоподчиненными органами).
Методом административного права является императивный метод – метод власти и подчинения.
Административная ответственность наступает за совершением административного правонарушение предусмотренного кодексом об административном правонарушением (КоАП) и иными законами.
Административное правонарушения (проступок) – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан на установленный порядок управления за который законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
1) противоправность;
2) общественная вредность (опасность) содержат угрозу причинения вреда;
3) виновность;
4) административная наказуемость (на лицо налагается административное взыскание).
Таблица 12. Состав административного правонарушения.
объект | объективная сторона | субъект | субъективная сторона |
общественные отношения, охраняемые административным правом (собствен-ность, обществен-ный порядок, права и свободы градан и др.) | общественно вред-ное деяние, общест-венно вредные по-следствия и причинная связь между ними | деликтоспособное (вменяемое, достиг-шее возраста адми-нистративной ответ-ственности) физи-ческое лицо, изредка юридическое лицо | психическое отноше-ние лица к совершенному дея-нию и его послед-ствиям в форме умысла или неосто-рожности |
|
|
Субъектом административного правонарушения, как правило, являются граждане и должностные лица. Они должны обладать следующими качествами:
- вменяемость;
- достижения возраста административной ответственности.
Граждане несут ответственность по достижении 16 лет. К несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные статьей КоАП.
Особенности административной ответственности военнослужащих и работников органов внутренних дел.
За административные правонарушения они несут ответственность не в административном порядке, а по дисциплинарным уставам. Но за отдельные административные правонарушения (не связанные с выполнением служебных обязанностей, например, нарушение правил, норм и стандартов, касающихся дорожного движения; правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, контрабанда и др.) они несут административную ответственность на общих основаниях, но к ним не могут применяться исправительные работы и административный арест.
В соответствии с КоАП должностные лица подлежат административной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение которых относится к их должностным обязанностям. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение соответствующих правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения отдельными лицами.
Административные взыскания – это меры административной ответственности, которые влекут для правонарушителей неблагоприятные последствия личного, имущественного, морального и организационного характера.
Виды взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, которое является орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, которое является орудием совершения или непосредственно объектом правонарушения, плюс деньги, которые получены вследствие совершения правонарушения;
5) лишение предоставленного гражданину специального права;
6) исправительные работы;
7) административный арест.
1) Предупреждение является взысканием, если оно выносится в письменной форме или фиксируется иным установленным способом. Это взыскание имеет характер морального осуждения правонарушителя, официального предупреждения его от совершения новых правонарушений и применяется, как правило, в случаях как малозначительных правонарушений.
2) Штраф – это денежное взыскание в твердой сумме, которая налагается в случае и в размере, установленном КоАП. Штрафы устанавливаются в необлагаемых минимумов доходах граждан.
3) Возмездное изъятие предмета, которое является орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения – этот вид взыскания состоит в том, что указанные предметы принудительно изымаются и в дальнейшем реализуются с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
4) Конфискация – это принудительное, безвозмездное изъятие имущества в собственность государства. Административное законодательство предусматривает конфискацию имущества (предметов), которые явились непосредственным объектом или орудием совершения административного правонарушения, а также денег, полученных вследствие совершения такого правонарушения. Конфискованным, как правило, может быть лишь предмет, который находится в личной собственности. Предметы контрабанды конфискуются независимо от того, установлен ли их собственник.
|
|
5) Лишение специального права (права управления транспортным средством, права охоты) применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (например, за управление транспортным средством в состоянии опьянения).
6) Исправительные работы – применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20% заработанной платы в доход государства. Этот вид взыскания назначается судом.
7) Административный арест назначается в исключительных случаях за наиболее тяжкие правонарушения; состоит в краткосрочном (до 15 суток) лишении правонарушителя свободы с использованием его на физических работах без оплаты. Назначается судом.
Административный арест не применяется к следующим лицам:
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет;
- несовершеннолетним;
- инвалидам І и ІІ группы.
КоАП предусматривает возможность применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства административного выдворения за пределы ДНР.
КоАП предусматривает применение к несовершеннолетним от 16 до 18 лет следующих мер воздействия:
1) обязательство в публичной или иной форме попросить извинения у потерпевшего;
2) предупреждение;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетних под надзор родителей или лиц их заменяющих; или под надзор педагогов или трудового коллектива по их согласию; а также отдельных граждан по их просьбе.
Дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним от 16 до 18 лет, рассматриваются районными (городскими) судами.
Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
|
|
1) Производство по делам об административных правонарушениях начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на это должностным лицом. В нем фиксируется факт совершения проступка, его сущность и обстоятельства совершения, сведения о личности правонарушителя и иные необходимые сведения.
2) Оформленный надлежащим образом протокол и иные материалы передаются в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об определенном административном правонарушении.
В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за безбилетный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если правонарушитель не согласен с наложенным взысканием и отказывается уплатить штраф на месте, должен быть составлен протокол и производство осуществляется на общих основаниях.
Дела об административных правонарушениях рассматривают следующие уполномоченные органы и должностные лица: административные комиссии при исполкомах местных советов, исполкомы сельских и поселковых советов, комиссии по борьбе с пьянством, местные суды, судьи, должностные лица органов внутренних дел, государственных инспекций, таможенных органов, органов пожарного, санитарного, ветеринарного надзора и другие.
3) Существует различный порядок рассмотрения дел, однако любое дело, как правило, рассматривается в присутствии правонарушителя. При необходимости могут быть вызваны свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики. Интересы лица, которое привлекается к ответственности, может представлять защитник.
Орган (должностное лицо), рассматривая дело, исследует все предоставленные материалы, заслушивает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания или о прекращении дела.
Взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня совершения проступка или со дня его обнаружения в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
4) Принятое по делу решение оформляется постановлением, в котором фиксируется все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление оглашается немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней передается или пересылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
5) Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим или опротестовано прокурором.
Постановление суда (судьи) окончательное и обжалованию не подлежит.
Постановление обжалуется, как правило, в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (протест) в 10-дневный срок.
В зависимости от результатов рассмотрения жалобы (протеста) уполномоченный орган (должностное лицо) может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить способ взыскания в пределах санкции соответствующей статьи только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу (протест) без удовлетворения. Копия решения по жалобе в течение 3 дней пересылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
6) Если постановление не обжалуется или не опротестовывается (или жалоба или протест оставлены без удовлетворения), орган (должностное лицо), которое его вынесло, принимает постановление к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида налагаемого взыскания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие отношения регулируются административным правом?
2. Определите сущность административного правонарушения.
3. Охарактеризуйте виды административных взысканий.
4.Какой порядок привлечения к административной ответственности предусмотрен административным законодательством?
5. Какие отношения являются предметом регулирования уголовного права?
6.Раскройте сущность и принципы действия уголовного закона.
7. Что такое преступление? Охарактеризуйте его признаки и виды.
8. Раскройте сущность уголовной ответственности.
9. Определите сущность состава преступления. Раскройте содержание его элементов.
10. Охарактеризуйте обстоятельства, исключающие преступность деяния.
11. Что такое стадии преступления, раскройте их сущность.
12. Охарактеризуйте понятие и формы соучастия в преступлении.
13. Что такое наказание? Дайте характеристику общих начал назначения наказания.
14.Дайте определение гражданское судопроизводство.
15. Перечислите участников гражданского судопроизводства.
16. Назовите стадии (этапы) гражданского судопроизводства.
Рассмотрите ситуации и определите виды наказания: