Система правоохранительных органов государства

В соответствии со ст. 6 Конституции, государственная власть осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Реализация этого принципа призвана предотвратить концентрацию всей государственной власти в руках одного лица или одного органа. Ст. 9 Конституции гарантирует построение общественной жизни на основе идеологического и политического многообразия, а также многопартийности.

Внутренняя конструкция государственности ДНР состоит из нескольких линий.

1) Организационное структурирование по территориям. Здесь сложилась своя иерархия, начиная от учреждений центральной власти и заканчивая учреждениями власти минимальных территориальных единиц. Согласно Конституции ДНР, «главы органов местного самоуправления назначаются Главой Донецкой Народной Республики». Территориальные власти в той или иной мере копируют власть более высоких уровней (работает принцип стандартизации).

2) На микроуровне структура Республики разрослась в иерархию деловых учреждений (клеточек). Они связаны в целое отношениями субординации и координации. Это растущий бюрократически-административный аппарат. Так, в Администрации Главы ДНР сформировано шесть Управлений. Рядом и вместе с ними функционирует правительство Республики. В него входят министры и главы ведомств, не имеющие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются Главой Республики. Ныне это 21 министерство. Вместе с Администрацией Главы ДНР они образуют властный тандем.

3) Дифференциация различных функций власти и обособление их в виде особых подразделений власти образуют морфофункциональную линию структурирования. В идеале тут имеет силу социальный закон соответствия: каждой функции соответствует какое-то множество частей государственной структуры и каждой части — функция. Самым крупным разделением властей по третьей линии явилось традиционное разделение на законодательную и исполнительную и судебную власти. Как отмечалось ранее, высшим органом законодательной власти является Народный Совет ДНР. Его депутаты избираются на пятилетний срок в ходе прямых всеобщих парламентских выборов, проводимых по пропорциональной системе в многомандатных округах. Количественный состав Совета, регламентируемый действующим законодательством, 100 человек. Главой же государства и руководителем исполнительной ветви власти является Глава ДНР. Он избирается на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. При этом один и тот же человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Глава ДНР формирует и возглавляет правительство.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского и административного правосудия. Он является высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам.

Господствующее место среди управленческих задач ДНР занимает управление текущей жизнью и поддержание должного порядка и безопасности.

Степень сложности государственного устройства ДНР зависит от степени растущей сложности самой Республики. В конфигурации государственного устройства ДНР выделяются такие элементы:

1) центральное правительство (Глава ДНР и Совет Министров ДНР);

2) местные (территориальные) органы власти;

3) административно-бюрократический аппарат;

4) органы общественного порядка и защиты Республики;

5) правящая группа;

6) «околоправительственные» организации.

Между ними имеет место множество взаимоотношений. Они образуют многомерную мозаику из частей ДНР и структуры её государства как выражение закона соответствия. Выполняют разнообразные функции. Плюс ко всему, все они и их функции погружены в сферу коммунальности, которая сама погружена в среду возникшего и растущего социального организма.

В силу насущной необходимости исполнительная власть в ДНР частично сохраняет военно-гражданский характер.

ДНР возводится как общество с таким управляющим органом, каким является государство. При том условии, что государство, будучи «уполномочено» на роль управляющего органа в процессе своего формирования, стало самодовлеющим социальным феноменом, субъектом, использующим Республику как сферу и орудие своего собственного бытия.

Для чего функция государства ДНР как органа её целостности детализируется и развивается в сложную систему функций: охрана целостности, установление и соблюдение правового порядка, защита социума от внутренних и внешних угроз и т.д. Сюда же входит и забота о частных интересах каких-то определённых категорий, слоёв, классов и групп населения. А также примирение вражды между ними. Функция государственности в таком случае заключается в том, чтобы обеспечить жизнь и самосохранение ДНР как единого целого и управление им как целым.

Государственные функции в ДНР различаются по широте действия, по степени сложности и важности. По тому, какие категории людей они затрагивают и какие материальные ресурсы приводят в действие. По затратам на их исполнение и другим признакам. Практически тут происходит своего рода их классификация, так что можно говорить о социальном статусе функций республиканского государства: низший, средний и высший. К высшему уровню, например, относятся функции, имеющие стратегическое значение для ДНР в целом и её положения в окружающем мире. Отметим важнейшие из них:

1) Защита Республики от внешних и внутренних врагов.

2) Поддержание и оптимизация жизнедеятельности населения.

3) Международное признание ДНР (внешняя идентификация).

4) Интеграция с Россией.

Останавливает на себе внимание и легитимация власти ДНР. То есть признание её законной — как в установлении, так и в воспроизводстве (внутренняя идентификация). После провозглашения в апреле 2014 г., 11 мая того же года был проведён всенародный референдум о статусе ДНР. На нём более 80 % его участников поддержали независимость и суверенность Республики. После чего был сформирован Верховный Совет ДНР, который являлся первым законодательным органом власти Республики. Последним этапом легитимации власти стали выборы Главы ДНР и депутатов Народного Совета Республики, состоявшиеся 2 ноября 2014 г.

Вместе с этим важнейшим признаком ДНР как государства является его суверенность. Она означает, что ДНР в рамках своей подвластной территории законно не признаёт никакой другой власти над собой. И не делит власть ни с кем, кто (и что) находится вне её государственности. Задача этих и иных такого рода мероприятий заключается в том, чтобы утвердить в сознании людей незыблемость новой власти и наказуемость за непослушание ей. Узаконивание власти стало способом осознания социумом силы и права ДНР на насилие. Признание фактора власти как стоящего над подвластными.

Из представленного выше следует, что государственная деятельность ДНР является публичной. Но это абстрактный закон. Он постоянно нарушается. Степень скрытности власти колеблется в диапазоне 0↔1. Борьба за власть в ДНР не прекращается. Проявлением чего являются околовластные интриги, попытки стороннего влияния, наличие околоправительственных кругов, резонансные коррупционные скандалы и т.п. Но происходит это в рамках одной государственности, около неё, с ней, за её счёт.

Одновременно вместе с этим происходит встраивание многомиллионной (2,334 млн чел.) массы населения ДНР в систему власти и управления, причём в систему народовластия и самоуправления. Гражданская власть в ДНР является народовластием в том смысле, что в силу революционного становления государственности по своему происхождению в большинстве своём это была не профессиональная власть. Подавляющее большинство постов в ней с самого низа до самого верха заняли новички от власти. Для многих из них это тяжёлая, временная и рискованная обязанность. Они не умеют ещё управлять и управляться. Поэтому наблюдается калейдоскоп ротации кадров и волюнтаризма.

Возникновение и становление ДНР являет собой один из многочисленных примеров действия законов диалектики: взяв власть в свои руки, народ сам оказался в неводе своего собственного народовластия. Дело в том, что более или менее значительные объединения людей не могут жить без давления, ответственности и наказания. Это — общий социальный закон. В этой связи в ДНР вырастает задача — формирования новых общественных отношений на принципах социальной справедливости. Процесс этот происходит в непрерывной борьбе различных сил и тенденций. В частности, конфликт между старой (сформировавшейся до переворота и оставшейся после него) «элитой» и новаторами, оформившими свою власть уже в качестве лидеров ДНР.

К перечисленным обстоятельствам следует прибавить и многоликую амбивалентность властных сфер. На сегодняшний день в ДНР, так или иначе, присутствуют или пытаются оказывать своё влияние на неё четыре вида власти. Две внешние и латентные власти: киевская и российская. Первая носит негативный характер. Вторая выступает гарантом продолжения существования и сохранения субъектности ДНР в будущем. Две другие — внутренние власти: гражданская и военная. Первая носит открытый характер и занята внутренней организацией жизни Республики. Вторая носит полностью закрытый характер и нацелена на отпор внешним и внутренним врагам Республики, связанным в первую очередь с нынешним киевским нацистско-олигархическим режимом. Объединяющим началом упомянутых властей служит объект приложения их сил — ДНР. Но разнят их отличные интересы, властители, ресурсы, цели и механизмы властвования.

Особенности структуры и статуса аппарата власти внутри ДНР заключены в следующем. Первая — несовпадение фактической и номинальной власти. В силу естественной тенденции власти к сужению круга её носителей сложился фактический механизм власти, позволяющий правящей группе контролировать всю ДНР. Так, исполнительная власть стала доминирующим компонентом внутри самой сферы власти.

Вторая особенность — дифференциация различных функций единой власти (идейных, административных, представительно-показных, управленческих, социальных) и воплощение их в различных организациях. Созданы организации, воплощающие в себе и реализующие на деле социальные функции власти. А в силу особенностей ДНР именно социальная функция власти является доминирующей. Это и есть та самая власть коллектива над индивидом. Она отчуждена социальными группами общества в силу разделения функций и объединения в масштабах всей ДНР.

Обратимся далее к реализации власти — управлению. Жизнь ДНР — множество поступков (действий) его членов. Это множество должно быть как-то упорядочено, чтобы Республика могла жить как единое целое. То есть должен быть установлен и поддерживаться определённый порядок. Проблема порядка в ДНР приобретает особое значение. Она стала здесь главным средством объединения людей в группы и общество, а также регулирования их повседневной жизнедеятельности. Перевод её в конкретные задачи обусловлен вводом и поддержанием определённого Конституцией ДНР социального порядка с тем, чтобы добиться поставленных целей.

В ДНР эту функцию взяла на себя сфера власти и управления (коммунальный аспект её жизнедеятельности). Управление в ДНР суть устройство сферы реализации власти, деятельность управляющих органов. Здесь просматривается порядковая, волюнтаристская, гомогенная, централизованная, командная, прямая, многоступенчатая система управления.

Она имеет свои принципы функционирования: максимальный контроль над всеми аспектами жизни её социума и отдельных граждан. По возможности не допускается то, что невозможно контролировать. Если этого не избежать, то допускается в той мере, в какой это не угрожает общей установке на максимальный аудит. По возможности ограничивается число управляемых объектов. Число «точек» и акций управления сводится к минимуму, стремятся не допускать конфликтов между частями целого. В случае возникновения таковых отдаётся предпочтение интересам управляемости. Не допускается непредвиденного («как бы чего не вышло»).

Доминирование коммунального аспекта над деловым (интересы управляемости) становится, поэтому, одним из главных факторов в жизни общественного организма ДНР. Оно лимитирует иные её нити, становится одним из внутренних ограничителей сил и возможностей Народной Республики.

Итак, играющая решающую и принципиальную роль сфера государственности ДНР с одной стороны по-прежнему находится в стадии формирования, с другой — остаётся основным фактором самосохранения и развития ДНР.

 

    3. Местное самоуправление. 

    Становление местного самоуправления в Донецкой Народной Республике

    Согласно конституции, Донецкая народная республика – демократическое правовое социальное государство. Источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

    Процессы демократизации, становления правового государства и гражданского общества в Донецкой Народной Республике предполагают развитие такого социально значимого института как местное самоуправление.

    Являясь сферой объединения интересов граждан, местных сообществ, общественных организаций, государства, он обладает значительными потенциальными возможностями гармонизации взаимоотношений между ними, укрепления социальных связей.

Развитие института местного самоуправления способствует вовлечению населения в деятельность по управлению обществом и участию граждан в социально-политической жизни.

    Самоуправление – это способ социального управления общими делами определенной общности (формирования) людей, который основывается на их совместной деятельности по принятию решений и их осуществления. Самоуправлению присуще следующие черты:

ü наличие социального управления;

ü саморегуляция;

ü самоорганизация;

ü осуществление власти непосредственно объеденными субъектами или через основанные ими органы;

ü общая деятельность по реализации принятых решений.

    В Донецкой Народной Республики местное самоуправление признается и гарантируется на конституционном уровне. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что местное самоуправление необходимо рассматривать, как:

Ø один из фундаментальных принципов конституционного строя;

Ø одну из форм народовластия;

Ø форму привлечения граждан к участию в решении вопросов местного значении;

Ø разновидность общественного управления.

    Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативно-правовых актах и документах. Однако следует отметить, что в Конституции Донецкой Народной Республики нет определения понятия местное самоуправление. Согласно ст.8 Конституции Донецкой Народной Республики признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного понятия. Смысл этой статьи не в том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь, что для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве.

    Понятие местного самоуправления закреплено в ст.2 Закона Донецкой Народной Республике «О местных выборах Донецкой Народной Республике». Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике – это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка, города, района – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Донецкой Народной Республики.

    Особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправления. В соответствии со ст.3 Европейской хартии местного самоуправления, под местным самоуправлением понимается право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

    В настоящее время Донецкая Народная Республика пытается выстроить систему управления, включающую как государственное управление, так и местное самоуправление. Поэтому в первую очередь необходимо передать народу управление государством через органы местного самоуправления. Гражданам следует самостоятельно принимать решения о собственной жизни в каждой деревне, в каждом городе, в каждом населенном пункте. Без местного самоуправления добиться этого не удастся, потому что местные проблемы должны решаться на местном уровне, а не в Донецке. Это касается уплаты налогов, распределения всевозможных ресурсов, кадровых вопросов и т. д. Ведь экономика целой страны, состоит из территориальных единиц, и именно органы местного самоуправления на 90% задают тон и темп развития района.

    Однако в связи с продолжающимися боевыми действиями на территории Донецкой Народной Республики, невозможно закончить процесс государственного строительства, а именно провести выборы в органы местного самоуправления. Поэтому руководством Республики было принято решение провести «праймериз». Праймериз – это процедура предварительных местных выборов, которые проводятся с целью определения наиболее сильных кандидатов в депутаты местных советов и глав администрации. Праймериз дает возможность всем активным гражданам участвовать в политической жизни общества и формировать управленческий кадровый резерв.

    Государственная политика в Донецкой Народной Республике направлена на становление и развитие местного самоуправления. Основной целью государственной политики является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, что является необходимым условием становления демократического, социально-экономического развитого государства.

Местное самоуправление требует комплексного, системного нормативно-правового регулирования на трех уровнях:

v конституционном, на котором устанавливаются базовые принципы и концептуальные основы;

v законодательном – конкретизация конституционных положений и закрепления основ местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, в частности системы их субъектов, их статуса, функций и полномочий, механизмов их реализации, форм и методов их деятельности;

v локальном – на котором в соответствии с Конституцией и законов Донецкой Народной Республики и с учетом исторических, национально-культурных традиций, социально-экономических и географических особенностей местной жизни регулируется подавляющее большинство общественных отношений местного самоуправления.

На современном этапе эволюции местного самоуправления в Донецкой Народной Республики основными направлениями становления местного самоуправления должны быть:

· принятия законодательных актов, которые укрепляли б основы местного самоуправления, в частности «О местном самоуправлении», «О коммунальной собственности», «О местных налогах и сборах», «О территориальной общине»;

· передача местному самоуправлению значительной части полномочий органов государственной исполнительной власти;

· разработка новых и усовершенствование старых механизмов реализации основных полномочий местного самоуправления территориальной общиной;

· установление суровой ответственности должностных лиц местных государственных администраций за вмешательство в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое государственность общества и власть.

2. Дайте определение праймериза, самоуправления.

3. Охарактеризуйте систему правоохранительных органов государства.

4. Какие черты присуще самоуправлению?

5. Можно ли рассматривать местное самоуправление как одну из форм народовластия, и почему?

6. Назовите основные юридические свойства Конституции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: