ТЕМА: Выносливость и методика ее развития
Студентки: Удалова В.С. группы: 4-ТЭО-16-оКФ
Оценка _________________
Руководитель _________________ Пимкин О.В.
Кировск
2020
Содержание
· Введение
· Определение выносливости и ее отдельных видов
· Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
· Возрастные особенности проявления выносливости
· Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
· Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
· Средства развития выносливости
· Методы и методики, применяемые для развития выносливости
· Заключение
· Список использованной литературы
Введение
Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.
|
|
От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы.
В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.
Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.
Определение выносливости и ее отдельных видов
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:
- устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,
- способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,
- способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,
- продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,
- способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности.
- При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.
- Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:
- выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
- выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);
- выносливость статическая или динамическая;
- выносливость локальная, региональная или глобальная;
- выносливость аэробная или анаэробная;
- выносливость скоростная, силовая или координационная;
- выносливость общая или специальная;
- выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.
|
|
В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной.
Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
Специальная выносливость - это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.
Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.
Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.
Уровень развития и проявления выносливости зависит:
- От наличия энергетических ресурсов в организме человека,
- От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.),
- От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем,
- От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма,
- От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма,
- От подготовленности опорно-двигательного аппарата,
- От совершенства технико-тактического мастерства,
- От личностно-психологических особенностей.
|
|