Рекомендации по работе с географической номенклатурой при изучении предмета география для подготовки к ГИА

 

Ляпина Е.В., учитель географии МБОУ «Бенжерепская СОШ»

Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура. Географическая номенклатура - язык географии. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы. Большое значение приобретает знание номенклатуры для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА как формы итогового контроля знаний учащихся. Следовательно, учителям географии, необходимо при контроле знаний, умений и навыков ориентироваться на задания ЕГЭ и ГИА. Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. “География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии” (А.А. Половинкин).

Так, О.В. Крылова говорит о том, что для ребенка слово существует как услышанное, увиденное, им самим произнесенное. Следовательно, уже на этапе знакомства с новым географическим названием учащийся должен и услышать его четкое и правильное произношение учителем, и увидеть написание на географической карте, на доске или в учебнике, и наконец, написать его и произнести. Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Однако, найдя на карте географический объект, учащиеся чаще всего лишь зрительно, механически запоминают его местонахождение. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснить, где он находится. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры. При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. Задача учителя – помочь осознать результат этой работы, т.е. помочь осознать это знание.

При изучении географии я предлагаю ребят взять за основу принцип «Называешь – показывай, показывая – называй!»

При изучении географии материков ребята сдают номенклатуру по каждому материку, которая дается на первом уроке изучения материка. Изучая тот или иной материк, полезно предлагать вниманию учащихся короткие тренировочные диктанты по отдельным темам курсов. Сначала такая работа может проводиться устно. Например, “Представьте себе мысленный образ карты и ответьте на вопрос: Какую часть Австралии омывает Большой Австралийский залив?” Вопросы, предлагаемые ученикам, заставляют их представлять образ карты, что формирует картографическую память и культуру. Постепенно число вопросов увеличивается, а содержание усложняется.

 

Также провожу небольшие проверочные работы «Что это, кто это?».


1. Бен-Секка (северный мыс)

2. Чад (озеро)

3. Окапи (родственники жирафа)

4. Нигер (река, страна)

5. Атлас (горы)

6. Намиб (пустыня)

7. Мадагаскар (остров)

8. Альмади (западный мыс)

9. Ньяса (озеро)

10. Марабу (птица, встречается только в Африке)

11. Ливингстон (путешественник, изучавший Африку)

12. Ахаггар (нагорье)

13. Нил (река)

14. Мадейра (острова)

15. Конго (река, страна)


Предлагаю применять также  следующие приемы запоминания географической номенклатуры:

1. Работа с топонимической историей объекта – знакомство с историей названия.

2. Представление учащимся информационной справки об открытии.

3. Организация работы учащимися по выявлению взаимосвязей объекта с хозяйственной деятельностью человека, определение роли данного объекта в экономике населения данной территории.

4. Расстановка акцентов на эстетику восприятия данного объекта.

5. Использование описания экологической ситуации, связанной с называемым объектом.

6. Использование: пословиц, поговорок, цитат, афоризмов, сказок, легенд, фрагментов песенных, музыкальных произведений и т.д.

7. Использование приема ассоциаций с объектом, с его названием;

8. Использование специальных компьютерных программ;

9. Активное создание учениками контурных карт

В своей практике использую различные приемы работы с географической номенклатурой: Представление любого объекта номенклатуры всегда начинается с показа объекта учителем. Особенно эта работа важна в 5, 6-м классах, так как учащиеся знакомятся не только с географическими названиями, но и правилами показа (особенности показа рек, объектов рельефа  и др.).

Очень важной работой является обучение характеристике географического положения объекта. Поэтому провожу ряд устных характеристик, затем учащиеся письменно выполняют данные практические работы. Использование топонимической истории территории вызывает интерес у детей.

Примером использования истории названий может служить урок “Северная Америка: физико-географическое положение, история исследования”.

Задания группам: 1 группа 1. охарактеризовать береговую линию побережья материка, нанести на к/к. 2. Почему на карте СЗ побережья много русских имен? 2 группа 1. Охарактеризовать береговую линию северного и восточного побережий материка, нанести на к/к. 2. Как переводится название полуострова “Ньюфаундленд”? 3. Почему на севере и востоке преобладают английские названия? 3 группа 1. Охарактеризовать береговую линию юго- восточного побережья материка, нанесите на к/к. 2. Почему на карте ЮВ побережья преобладают испанские названия?

 В процессе групповой работы и общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что современные названия неразрывно связаны с историей заселения и исследования территории. Большую помощь в организации работы с топонимами оказывает книга Э.Вартаньяна “История с географией”. Эмоциональное представление объекта (стихотворения, проза) чаще использую в 6–8-х классах. Использование сказок, легенд, исторических событий очень хорошо просматривается в уроке “Озера России”, 8-й класс. Учащиеся самостоятельно составляют систематизирующую таблицу “Происхождение озерных котловин”, а учитель (или ученики по опережающему заданию) расскажет о легендах или исторических событиях, связанных с этим озером. Байкал – легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре; Чудское озеро – битва 1242г.; Ильмень – Садко; Ладожское – “дорога жизни” во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; Онежское – стихотворение “Онега”, рассказ об острове Кижи.

Следующий урок начинается с географического диктанта. По описанию учащиеся должны назвать озеро. Как правило, эту тему учащиеся всегда усваивают хорошо. Географические диктанты позволяют проверить не только количественное, но и качественное усвоение объектов. Часто, при письменной проверке знаний, встречаются ошибки и искажения в названиях. Будет обидно, если на ОГЭ, где необходимо дать краткий ответ, компьютер не засчитает правильным ответ с грамматической ошибкой. В заданиях ГИА предлагается назвать страну или регион России по краткому описанию. В 9-м классе при изучении отдельных регионов России даю творческое задание по вариантам - кратко выделить главные особенности страны или региона, составить вопрос классу. Учащиеся обращаются не только к учебнику, справочнику, но и карте, стараясь найти особенности и географического положения (островная страна, приграничный субъект РФ и др.). В преподавании географии особое внимание уделяю умению классифицировать и сравнивать. Эти умения относятся к общепринятым интеллектуальным умениям, и отсутствие у учащихся представления о способах классификации и сравнении сказывается на качестве усвоения географической номенклатуры.

Классификация – строгое группирование, подчиняющееся определенным правилам. Учащимся необходимо найти только одно общее основание для всех предложенных понятий, общее ищут только в главном, выделяя видовые, родовые и классовые понятия. Так составляется иерархичная классификация. Например, для обучения умению классифицировать и запоминанию объектов, использую следующие задания: 1. Проведите классификацию форм рельефа на основании высоты над уровнем моря: Восточно - Европейская равнина, Урал, Карпаты, Валдайская возвышенность, Гималаи, Кавказ, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. 2. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова: Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские. Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.

Сравнение, как методический прием, применяется чаще в 9-х классах, когда учащиеся накопили определенный багаж знаний, и могут самостоятельно определять существенные и второстепенные признаки. В 9 классах на сравнении строятся уроки, например, “Поволжье и Урал”, “Европейский Север и Европейский юг” и др. Особую роль в обучении имеет успешность учебной деятельности - знания и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становится более доступным - к тому и интерес не гаснет.  Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность. Этому способствует использование на уроках элементов игры. Многие годы на уроках итогового контроля в 6 –7-х классах использую игру “Географическая эстафета”, когда 2–3 ученика, передавая друг другу указку, как эстафетную палочку, называют и показывают на карте географические объекты. Возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру.

Наряду с игровыми формами работы использую и традиционные зачётные уроки, когда учитель задаёт вопрос, а ученик показывает на карте объект. Для развития творческих способностей предлагаю составить маршрут путешествия: 1. Нанесите элементы береговой линий при путешествии вокруг Австралии (7-й класс). 2. Составьте маршрут экскурсии из Петербурга в Москву, включив в маршрут реки, каналы, водохранилища (8-й класс).

Эффективным приемом является ассоциация, и в первую очередь, с формой объекта. Например: Тигр – Скандинавский п-ов; дамский сапожок – Аппенинский п-ов, Италия.

Так как задания ЕГЭ и ГИА часто используют только фрагмент контурной карты, то работа с контурами обязательна, как и работа с самой контурной картой. Лучшего способа, как перенос объекта из атласа в контурную карту, ориентация по градусной сетке, гидрографическим объектам, пока не придумал никто. Кроме заполнения контурной карты, необходимо проводить контроль знания географической номенклатуры в форме задания “Узнай объект на контурной карте”. При выполнении этой работы детям предлагается контурная карта, на которой объекты обозначены цифрами. Можно использовать два типа теста открытый и закрытый. Для открытого типа - ученик подписывает название объекта, а для закрытого - выбирает один из вариантов ответа.

Активно внедряю на уроках работу с тестами. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знание номенклатуры, установить пробелы, наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Использую готовые печатные тестовые задания, работаем с тестами на компьютере и в интернете.

1. В каких горах находятся названные горные вершины?

а) Белуха; б) Казбек; в) Народная; г) Конжаковский Камень.

2. Самые высокие вершины Африки — Килиманджаро и Кения — расположены:

а) на Восточно-Африканском плоскогорье б) в горах Атлас в) на Эфиопском нагорье г) в Драконовых горах

3. Выберите правильный ответ. Какое из перечисленных нагорий не расположено в Африке?

 а) Ахаггар в) Тибет б) Тибести г) Эфиопское

При подготовке к ГИА хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как практикум. Практикум проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ГИА. На базовом уровне такой тип заданий представлен задачами на определение города по заданным географическим координатам, измерение расстояний между объектами и направлениями по топографической карте. На повышенном уровне такие задания проверяют умение учащихся анализировать демографические показатели, определять страну, регион или природный район по описанию. Большие затруднения вызывают у учащихся задания на сопоставление и определение последовательности процессов, объектов, явлений, на нахождение ошибочных суждений. Такие задания способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Для того, чтобы привлечь к данному виду работы и слабых учеников, добавляю в задание элемент игры. Игра «Лови ошибку» - у ченики получают текст со специально допущенными ошибками. Их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно задавать в качестве домашнего задания составление такого текста для взаимопроверки на следующем уроке. Тема: «Африка» - 7 класс. Большая часть Южной Африки находится севернее 300с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре остров Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно её юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ). В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с востока на запад. В пустыне Калахари в январе температура опускается до -50С.

В географии важнейшим средством информации являются карты. Большое количество заданий аттестационной работы ГИА можно выполнить с помощью карт атласов. Следовательно, фундаментом географической подготовки является работа с географической картой. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания – это главное требование к учащимся. На протяжении всех лет обучения при изучении всех тем курса обращаем внимание на то, как и какие карты могут использоваться для выявления и анализа информации, каждый раз обращая внимание, какую информацию можно получить с данной конкретной карты.

При обучении нахождения правильного профиля местности к топографическому плану рекомендуем познакомиться с положениями, которые помогут дать правильное логическое обоснование при выполнении задания.

А) реки и ручьи могут указывать на общий наклон поверхности;

Б) луговая растительность указывает на уплощённую форму поймы и её ширину;

В) наличие болот – на низкую пойму;

Г) наличие древесной и кустарниковой растительности – на наличие прируслового вала – небольшое повышение рельефа;

Д) трассы ж/д и автодорог проходят по наиболее горизонтальной поверхности;

Е) грунтовые дороги проходят по водоразделам (почва после дождя быстрее иссушается)

Ж) знаки-ориентиры находятся на местах хорошего обзора.

 

При изучении экономической географии в 9-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов РФ, экономических объектов. При этом  можно усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по памяти, не используя атласы.

 

Также запоминаниею номенклатуры помогут задания на преобразование одного вида информации в другой:

Прочитайте сообщение информационного агентства и ответьте на вопросы: 12 сентября 2007 г. у берегов Индонезии в точке с координатами З0 с.ш.. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек.

Вопрос 1. Как называется волна, разрушившая поселок?

Вопрос 2. Карту, какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия? 1) Африки 2) Евразии 3) Северной Америки 4) Южной Америки

Вопрос 3. На дне какого океана произошло землетрясение?

Вопрос 4. Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения.

Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры? 1) Кавказ 2) Прибайкалье 3) Урал 4) Курильские острова

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: