Гласные в приставках РАС-РОС и раз – роз

Задание № 2. Понимание смысла текста.

В задании № 2 дан вопрос по содержанию предложенного текста. Необходимо выбрать ответ на него из нескольких вариантов ответа.

Алгоритм выполнения задания № 2

  • Внимательно вдумайтесь в предложенный вопрос. Найдите в нём ключевые слова, составляющие суть вопроса.
  • Далее внимательно прочитайте все 4 ответа. Никогда не отвечайте сразу, даже если вам кажется, что ответ находится в первом предложении. Возможно, вы ошибаетесь. Обязательно прочитайте все предложенные варианты ответа.
  • Прочитав 4 варианта ответа, исключите те, которые неверно передают смысл содержания текста.
  • Оставшиеся предложения снова прочитайте. Ответом будет то, в котором содержится наиболее полная информация, позволяющая ответить на вопрос. Помните, вопрос всегда имеет какой-то поучительный смысл, поэтому в ответе не будет дана второстепенная или не очень важная информация.

Задание № 3. Анализ средств выразительности.

В задании № 3 необходимо из четырёх данных предложений выбрать такое, в котором есть определённое средство художественной выразительности. Чаще всего будет предлагаться найти в тексте метафору, сравнение, эпитет, гиперболу, олицетворение, фразеологизм и реже – гиперболу. Выучите обязательно теоретический материал по данной теме.

  • Как найти сравнение?

Сравнение — одно из наиболее простых в нахождении средств выразительности. В предложении есть то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто и другие, но в предложении может и не быть данных союзов.

Пример.

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной (А.С.Пушкин)

 

  • Как найти эпитет?

Эпитет – это образное определение, передающее чувства, отношение автора к описываемому. Подсказка: такого в жизни мы не можем увидеть, слово употреблено в переносном смысле.

Сравните два словосочетания.

Весёлый человек — да, он такой в данную минуту. Это не эпитет.

Весёлый ветер — это оценка автором, с помощью эпитета он передаёт своё радостное чувство, это он видит в данный момент, что ветер весёлый.

 

Пример.

Не умрут твой стих могучий,

Достопамятно — живой,

Упоительный, кипучий … (Н.Языков)

 

  • Как найти олицетворение?

Олицетворение, как вы знаете, это оживление неживой природы, придание ей свойств человека — умения мыслить, рассуждать, чувствовать.

 

Пример.

Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

 

  • Как найти метафору?

Метафора похожа на сравнение, однако при метафоре есть только что-то одно: либо то, с чем сравнивают, либо то, что сравнивают. Поэтому метафору называю скрытым сравнением.

Чаще всего встречаются метафоры:

а) выраженные глаголом: река играет, ветер поёт.

б) выраженные существительным: дворянское гнезд о.

 

Не путайте метафору с олицетворением. В данном примере — река играет — даётся лишь сравнение реки с тем, как играют, резвятся дети. Сама река не наделена свойствами человека, она не мыслит, не думает.

Не путайте метафору и со сравнением. О том, что река играет, как дети, мы сами догадываемся. В примере нет того, с чем сравнивают реку. Это скрытое сравнение.

Пример.

И воск слезами с ночника

На платье капал. (Б.Пастренак)

 

  • Как найти гиперболу?

Гипербола — это художественное преувеличение (такого в жизни быть не может).

Пример

В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Как найти фразеологизм?

Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, по значению равный одному слову. Значение фразеологизма определяется не по значению каждого из его слов, а в целом. Поэтому заменять слова в них нельзя.

Примеры: сломя голову, спустя рукава, сгорать от стыда и многие другие.

Фразеологизмы свойственны устной речи.

 

Задание № 4. Правописание приставок.

Возможные варианты вопросов

  • Выпишите приставки, в которых правописание определяется значением (далее даётся это значение: приближение, присоединение, неполное действие и т.д.). Такой вопрос всегда связан с правописанием приставок ПРЕ- ПРИ.
  • Найдите слова, правописание которых определяется глухостью- звонкостью последующих согласных. Такой вопрос предполагает в ответе слово с приставками, оканчивающимися на З-С. Будьте внимательны, приставка — С пишется не по данному правилу!
  • Найдите слово, с неизменяемыми приставками. Неизменяемые — это все остальные приставки, которые не входят в перечисленные выше: по, над, по, с, пере, и прочие. Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
  • Найдите слово, в котором написание приставки зависит от ударения.

Правила правописания гласных в приставках.

1. Неизменяемые приставки.

Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Запомните их: с, со, от, об, до, о, пере, под, подо, про, на, над, за, вне, около, сверх, после, за, на, до, недо, о, пере, по, па, про, пра.

Например: подписать, отделить, сделать, пасынок, прадедушка.

Запомните: приставка С — неизменяемая!

Например: с делать

2. Приставки, оканчивающиеся на З — С.

Чтобы правильно писать эти приставки, нужно знать, что буква З на конце приставки пишется, если после неё стоит звонкая согласная или гласная буква, а буква С – если глухая согласная.

Приставки на З-С.

без- беззаветно бес- беспечно
вз- взлететь вс- вскрикнуть
воз- воззвание вос- восстание
из- известие ис- испытание
низ- низложить нис — ниспадать
раз- раззадорить рас- рассмеяться
чрез- чрезмерно черес- чересполосица

Приставки ПРЕ — ПРИ.

Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.

 

Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:

ПРЕ-   ПРИ-  
Значение «очень», «весьма», высокая степень качества. преинтересный прекрасный приближение приехать
Значение «через», «по-иному», = приставке ПЕРЕ. преломление преступление присоединение приклеить
    неполное действие присесть
    завершённое действие придумать
    сопутствующее действие припевать
    пространственная близость, около чего-то приморский
    выполнение действия в чьих-то интересах припрятать прикарманить

Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

  1. Запомните пары разных по значению слов, в которых приставки отличаются гласной

Преумножать ( сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно)

Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить)

Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения)

Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле)

Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать)

Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить (прикрыть, например, дверь)

Преходящий (временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий (учитель, няня)

Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах)

Преемник (продолжатель)- приёмник (техника)

Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить (использовать в том или ином случае).

 

  1. Запомните написание слов, в которых значение приставки не определяется или ПРИ и ПРЕ являются частью корня.
президент неприхотливый
президиум привередливый
прельщать привидение
преследовать привилегия
претендент придирчивый
претензия приключение
пресечь приоритет
пресмыкающиеся присягать
препинания (знаки) притязание
(камень) преткновения причудливый
препятствие примитивный
прекословить приверженец
пресловутый пристойный
преимущество прискорбный
премьера прибор
препарат приятель
престол привет
престиж прилежный
прелюдия присяга
преклонный (возраст) приурочить
непреложный (закон) примитив

Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ

В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:

рАссказ- рОспись

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: