Задание № 2. Понимание смысла текста.
В задании № 2 дан вопрос по содержанию предложенного текста. Необходимо выбрать ответ на него из нескольких вариантов ответа.
Алгоритм выполнения задания № 2
- Внимательно вдумайтесь в предложенный вопрос. Найдите в нём ключевые слова, составляющие суть вопроса.
- Далее внимательно прочитайте все 4 ответа. Никогда не отвечайте сразу, даже если вам кажется, что ответ находится в первом предложении. Возможно, вы ошибаетесь. Обязательно прочитайте все предложенные варианты ответа.
- Прочитав 4 варианта ответа, исключите те, которые неверно передают смысл содержания текста.
- Оставшиеся предложения снова прочитайте. Ответом будет то, в котором содержится наиболее полная информация, позволяющая ответить на вопрос. Помните, вопрос всегда имеет какой-то поучительный смысл, поэтому в ответе не будет дана второстепенная или не очень важная информация.
Задание № 3. Анализ средств выразительности.
В задании № 3 необходимо из четырёх данных предложений выбрать такое, в котором есть определённое средство художественной выразительности. Чаще всего будет предлагаться найти в тексте метафору, сравнение, эпитет, гиперболу, олицетворение, фразеологизм и реже – гиперболу. Выучите обязательно теоретический материал по данной теме.
|
|
- Как найти сравнение?
Сравнение — одно из наиболее простых в нахождении средств выразительности. В предложении есть то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто и другие, но в предложении может и не быть данных союзов.
Пример.
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной (А.С.Пушкин)
- Как найти эпитет?
Эпитет – это образное определение, передающее чувства, отношение автора к описываемому. Подсказка: такого в жизни мы не можем увидеть, слово употреблено в переносном смысле.
Сравните два словосочетания.
Весёлый человек — да, он такой в данную минуту. Это не эпитет.
Весёлый ветер — это оценка автором, с помощью эпитета он передаёт своё радостное чувство, это он видит в данный момент, что ветер весёлый.
Пример.
Не умрут твой стих могучий,
Достопамятно — живой,
Упоительный, кипучий … (Н.Языков)
- Как найти олицетворение?
Олицетворение, как вы знаете, это оживление неживой природы, придание ей свойств человека — умения мыслить, рассуждать, чувствовать.
Пример.
Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
- Как найти метафору?
Метафора похожа на сравнение, однако при метафоре есть только что-то одно: либо то, с чем сравнивают, либо то, что сравнивают. Поэтому метафору называю скрытым сравнением.
|
|
Чаще всего встречаются метафоры:
а) выраженные глаголом: река играет, ветер поёт.
б) выраженные существительным: дворянское гнезд о.
Не путайте метафору с олицетворением. В данном примере — река играет — даётся лишь сравнение реки с тем, как играют, резвятся дети. Сама река не наделена свойствами человека, она не мыслит, не думает.
Не путайте метафору и со сравнением. О том, что река играет, как дети, мы сами догадываемся. В примере нет того, с чем сравнивают реку. Это скрытое сравнение.
Пример.
И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастренак)
- Как найти гиперболу?
Гипербола — это художественное преувеличение (такого в жизни быть не может).
Пример
В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).
Как найти фразеологизм?
Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, по значению равный одному слову. Значение фразеологизма определяется не по значению каждого из его слов, а в целом. Поэтому заменять слова в них нельзя.
Примеры: сломя голову, спустя рукава, сгорать от стыда и многие другие.
Фразеологизмы свойственны устной речи.
Задание № 4. Правописание приставок.
Возможные варианты вопросов
- Выпишите приставки, в которых правописание определяется значением (далее даётся это значение: приближение, присоединение, неполное действие и т.д.). Такой вопрос всегда связан с правописанием приставок ПРЕ- ПРИ.
- Найдите слова, правописание которых определяется глухостью- звонкостью последующих согласных. Такой вопрос предполагает в ответе слово с приставками, оканчивающимися на З-С. Будьте внимательны, приставка — С пишется не по данному правилу!
- Найдите слово, с неизменяемыми приставками. Неизменяемые — это все остальные приставки, которые не входят в перечисленные выше: по, над, по, с, пере, и прочие. Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
- Найдите слово, в котором написание приставки зависит от ударения.
Правила правописания гласных в приставках.
1. Неизменяемые приставки.
Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Запомните их: с, со, от, об, до, о, пере, под, подо, про, на, над, за, вне, около, сверх, после, за, на, до, недо, о, пере, по, па, про, пра.
Например: подписать, отделить, сделать, пасынок, прадедушка.
Запомните: приставка С — неизменяемая!
Например: с делать
2. Приставки, оканчивающиеся на З — С.
Чтобы правильно писать эти приставки, нужно знать, что буква З на конце приставки пишется, если после неё стоит звонкая согласная или гласная буква, а буква С – если глухая согласная.
Приставки на З-С.
без- | беззаветно | бес- | беспечно |
вз- | взлететь | вс- | вскрикнуть |
воз- | воззвание | вос- | восстание |
из- | известие | ис- | испытание |
низ- | низложить | нис — | ниспадать |
раз- | раззадорить | рас- | рассмеяться |
чрез- | чрезмерно | черес- | чересполосица |
Приставки ПРЕ — ПРИ.
Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.
Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:
ПРЕ- | ПРИ- | ||
Значение «очень», «весьма», высокая степень качества. | преинтересный прекрасный | приближение | приехать |
Значение «через», «по-иному», = приставке ПЕРЕ. | преломление преступление | присоединение | приклеить |
неполное действие | присесть | ||
завершённое действие | придумать | ||
сопутствующее действие | припевать | ||
пространственная близость, около чего-то | приморский | ||
выполнение действия в чьих-то интересах | припрятать прикарманить |
Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-
|
|
- Запомните пары разных по значению слов, в которых приставки отличаются гласной
Преумножать ( сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно)
Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить)
Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо)
Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения)
Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле)
Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать)
Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить (прикрыть, например, дверь)
Преходящий (временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий (учитель, няня)
Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах)
Преемник (продолжатель)- приёмник (техника)
Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить (использовать в том или ином случае).
- Запомните написание слов, в которых значение приставки не определяется или ПРИ и ПРЕ являются частью корня.
президент | неприхотливый |
президиум | привередливый |
прельщать | привидение |
преследовать | привилегия |
претендент | придирчивый |
претензия | приключение |
пресечь | приоритет |
пресмыкающиеся | присягать |
препинания (знаки) | притязание |
(камень) преткновения | причудливый |
препятствие | примитивный |
прекословить | приверженец |
пресловутый | пристойный |
преимущество | прискорбный |
премьера | прибор |
препарат | приятель |
престол | привет |
престиж | прилежный |
прелюдия | присяга |
преклонный (возраст) | приурочить |
непреложный (закон) | примитив |
Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ
В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:
рАссказ- рОспись