Методические рекомендации

Обращаем внимание на то, что не все приведенные позиции являются обязательны­ми для анализа любого урока (какая-то из позиций на вашем конкретном уроке может не проявиться). При этом, при творчес­ком отношении к делу, на уроке вполне могут появиться позиции анализа, которых в нашей схеме не оказалось. В этом случае схему можно будет дополнить, изменить.

Анализ урока можно строить в виде ответов на приведенные выше вопросы. А можно отразить в виде таблицы (содержание таблице приведено для примера).

Таблица

Действия и поведение учителя Действия и поведе­ние учащихся Пометки с использованием схемы анализа
С едва заметной улыб­кой У. М. бодро поздо­ровалась.   Поставив задачу — на­учить учащихся разли­чать физ. и хим. явле­ния, учительница при­ступила к их общей характеристике и дала соответствующие опре­деления   Далее предлагались конкретные примеры: к каким явлениям — физ. или хим. — следу­ет отнести превращение воды в лед, испарение воды, ржавление желе­за и др. Каждый раз — «Почему?»   Потом более сложный случай: «Если нагреть в пробирке сахар, то он сначала плавится, а за­тем начинает буреть, появляется едкий за­пах... То, что остается в пробирке, безвкусно и нерастворимо в воде» Одобряла: «Хорошо», «Молодцы», «Я так и ду­мала» и т.д. При неуда­чах: «Ты не совсем прав», «Подумай еще» и др.   При появлении учите­ля учащиеся быстро встали   Слушали вниматель­но, видимых отвлече­ний от содержания урока не было. Повто­рили формулировки; один из уч-ся быстро записал на доске: «Ф. я. происходят без пре­вращения одних ве­ществ в другие, т. е. состав молекул не из­меняется. X. я. — из одних веществ образу­ются другие вещества»   Отвечают уверенно, затруднений почти нет. Так же успешно объясняют свои реше­ния   Появились затрудне­ния, ошибки   Возник спор Начало урока деловое, учитель приветлив   Эта часть урока прошла четко, в соответствии с замыслом. А разговор о важности данной темы (3.1), приобщение уча­щихся к формулирова­нию цели, задач урока (3.4)? Не состоялись, хотя определенно были бы уместны   Эта часть хороша. Вме­сте с тем ясно, что про­блемного обучения нет, есть зрелый объясни­тельно-иллюстратив­ный метод с умелым во­влечением школьников и варьированием мате­риала (2.2). И последо­вательность предъявле­ния материала удачна Похоже, появились ус­ловия для эвристичес­кой беседы (2.4)     Обращают на себя вни­мание доброжелатель­ность (4.1), постоянная эмоциональная поддер­жка школьников, так­тичность (4.3)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: