Обращаем внимание на то, что не все приведенные позиции являются обязательными для анализа любого урока (какая-то из позиций на вашем конкретном уроке может не проявиться). При этом, при творческом отношении к делу, на уроке вполне могут появиться позиции анализа, которых в нашей схеме не оказалось. В этом случае схему можно будет дополнить, изменить.
Анализ урока можно строить в виде ответов на приведенные выше вопросы. А можно отразить в виде таблицы (содержание таблице приведено для примера).
Таблица
Действия и поведение учителя | Действия и поведение учащихся | Пометки с использованием схемы анализа |
С едва заметной улыбкой У. М. бодро поздоровалась. Поставив задачу — научить учащихся различать физ. и хим. явления, учительница приступила к их общей характеристике и дала соответствующие определения Далее предлагались конкретные примеры: к каким явлениям — физ. или хим. — следует отнести превращение воды в лед, испарение воды, ржавление железа и др. Каждый раз — «Почему?» Потом более сложный случай: «Если нагреть в пробирке сахар, то он сначала плавится, а затем начинает буреть, появляется едкий запах... То, что остается в пробирке, безвкусно и нерастворимо в воде» Одобряла: «Хорошо», «Молодцы», «Я так и думала» и т.д. При неудачах: «Ты не совсем прав», «Подумай еще» и др. | При появлении учителя учащиеся быстро встали Слушали внимательно, видимых отвлечений от содержания урока не было. Повторили формулировки; один из уч-ся быстро записал на доске: «Ф. я. происходят без превращения одних веществ в другие, т. е. состав молекул не изменяется. X. я. — из одних веществ образуются другие вещества» Отвечают уверенно, затруднений почти нет. Так же успешно объясняют свои решения Появились затруднения, ошибки Возник спор | Начало урока деловое, учитель приветлив Эта часть урока прошла четко, в соответствии с замыслом. А разговор о важности данной темы (3.1), приобщение учащихся к формулированию цели, задач урока (3.4)? Не состоялись, хотя определенно были бы уместны Эта часть хороша. Вместе с тем ясно, что проблемного обучения нет, есть зрелый объяснительно-иллюстративный метод с умелым вовлечением школьников и варьированием материала (2.2). И последовательность предъявления материала удачна Похоже, появились условия для эвристической беседы (2.4) Обращают на себя внимание доброжелательность (4.1), постоянная эмоциональная поддержка школьников, тактичность (4.3) |
|
|