Читательский дневник по 2м произведениям В. Одоевского

В. Одоевский “Бедный Гнедко”

Год написания: 1841 год.

Сюжет

Рассказчик - случайный свидетель того, как мальчик-извозчик гнал свою бричку на набережной, в бричке сидел “важный господин в очках”. Мальчик спешил, он очень хотел подзаработать больше денег в праздничный день, и поэтому совсем не заметил, что его конь потерял подкову и травмировал ногу, он жестоко бил лошадь за то, что та спотыкалась. Гнедко, так звали коня, стал хромать, но извозчик лишь подгонял животное все настойчивее. К проблеме лошади безразличным остался и толстый господин, поглощенный лишь одной мыслью - побыстрее попасть на званый обед, он был так же недоволен медлительностью Гнедко.

В воспоминаниях лошади мы видим, что когда-то давно Гнедко был резвым жеребенком, который беззаботно проводил время со своей матерью, Серко. Его очень любили “хозяйские ребятишки” – Дашенька и Ванечка, они дарили ему ласку и заботу, баловали его. Однако Гнедко вырос и стал сильным жеребцом, хозяин принял решение продать его, хотя его “хозяйские ребятишки” слезно уговаривали его не делать этого. Но поняв, что их мольбы бесполезны, брат и сестра просили батюшку об одном - чтобы Гнедко попал к добрым людям, чтобы те не обижали Гнедко, но, увы, их просьбы не оправдались.

Рассказчик отмечает, как раненая лошадь, измученная работой, не в силах дальше идти, “плашмя” упала на землю. Возле извозчика и лошади собирается любопытная толпа. Но никто из этой толпы не помог раненой лошади. Господин, ехавший в бричке, ушел и не заплатил деньги. После чего рассказчик подошел к извозчику, протянув ему деньги, чтобы тот на санях отвез в домой бедную лошадь. В конце автор говорит о том, что извозчик получил хороший урок и больше не мучил бедное животное.

Характеристика героев:

Извозчик: Жадный, невнимательный к проблемам других, мелочный человек. Он безжалостно бьет лошадь, потому что ему кажется, что она бежит недостаточно быстро. Его пытаются усовестить, но он отвечает, что сегодня праздник, для него важны лишь деньги. Извозчику говорят, что лошади больно, но тот не слушает и гонит бедного Гнедко дальше, что говорит о его безжалостном отношении к животным. Однако мы так же видим в нем человека, который учится на собственных ошибках, которому было стыдно за ситуацию на прощади.

Господин: ему безразлична судьба лошади, его волнуют лишь собственные проблемы. Тучный господин ограничен, думая лишь о том, как бы поскорее попасть за стол со множеством вкусной еды. Наполненность своего желудка настолько заботит его, что он не хочет замечать ничего вокруг. Его настолько не заботит то, что происходит вокруг, что он уходит из брички молча, не заплатив извозчику.

Гнедко: жеребец, который раньше жил, окруженный лаской и заботой, а после, будучи проданным извозчику, тяжело работал, зная лишь тяжелые удары плетью.

Дашенька и Ванечка: брат и сестра, которые хорошо относились к Гнедко. Они сострадательны и честны, они по-детски наивны и добры. Автор дает им положительную характеристику посредству хорошего впечатления, которое ребята оставляют у читателей. Именно так нужно относиться к животным - любить их и заботиться.

Рассказчик: отзывчивый и понимающий человек, находясь среди толпы, он не стал подобен ей. Он единственный искренне переживал за судьбу лошади и в итоге помог ей. Он сделал замечание молодому извозчику, не хотя оставаться равнодушным к тяжелому состоянию Гнедко.

Особенности повествования:

На произведениях В. Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения. Считая, что дети бывают “проснувшиеся” и “непроснувшиеся”, Одоевский придавал большое значение детской литературе способной пробудить ум и сердце ребенка.

Идея, пафос: Рассказ заставляет задуматься о том, что животные – это живые существа, которые нуждаются в понимании, любви и ласке. Ощущается призыв к гуманному отношению к животным, к милосердию, осуждается безразличие к чужому горю. писатель связывает идею гуманного отношения к животным с критикой господствующих классов. Мальчишку- извозчика Подстегивает издеваться над бедным животным разжиревший господин. «А мне что за дело, я спешу на обед, пусть извозчик убьет свою лошадь, не моя лошадь, мне что за дело». Одоевский тем самым вызывает у детей сострадание к измученной

лошади и неприязни к господину. Рассказ «Бедный Гнедко» отличается излишней «трогательностью», сентиментальностью, назидательностью

“Столяр”

Год написания: 1841 год

Сюжет:

Как-то у одного бедного и “неискусного” столяра родился сын, Андрей. Он тоже начал заниматься работой по дереву, как и его отец, однако задумывался о том, почему их работа хуже многих искусных мастеров, хотя и делали они все мерки точь в точь? Узнал тогда мальчик, что по-настоящему искусные мастера грамоту знают и не “абы как” у них круги выходят, а по точным расчетам. “Тогда в молодом Андрее родилось сильное желание выучиться грамоте, чтобы потом посмотреть в книжки, понять в них планы, а потом, что узнает, попробовать на деле”. Но это его желание было осмеяно другими столярами и не одобрено отцом, который отказался давать деньги на учителей сыну. Тогда мальчик сам, используя свое скудное жалование, нанимал себе учителей, чтобы знать грамоту, а после покупал книги. Книги для Андрея были очень дорогие, порой он днями ходил голодный, чтобы купить книгу. Работники продолжали смеяться нам мальчиком. Однажды отец отправил его с какой-то работой к профессору архитектуры Блонделю. “Умный вид мальчика поразил его” и профессор немедленно взял его в школу архитектуры.

Андрей работал и учился, он провел в школе пять лет, его работы раскупались сразу же, а вскоре Андрей Рубо стал известным и очень востребованным архитектором: “в одном своём лице соединил он качества отличного ремесленника, писателя, живописца и гравёра”.

Характеристика героев:

Андрей: любопытный мальчик, который видел свет в ученье. Упрямо шел к своей цели, несмотря на осуждение со стороны отца и рабочих, бедность, из-за которой он не мог порой поесть. Рассказчик не раз отмечал: “Бедный Андрей”, называл его добрым и умным мальчиком, который действительно достоин уважения своим упорством и стремлением к знаниям.

Отец Андрея: неискусный мастер-столяр. Человек, не знающий грамоты, не понимающий, для чего нужны науки. Он ограничен: станок и рубанок - весь его мир, он не пытается и не хочет “работать головой”, как это делает его

сын. Его ум скуп, не раз он угрожал испортить книги Андрея, который с трудом купил их.

Остальные работники: они не понимают порывов Андрея и смеются над ним, предпочитая “кое-как” сделать свою работу и продать, как и отец мальчика.

Особенности повествования:

Идея, пафос: Рассказчик не раз сравнивал условия, в которых оказался Андрей и условия детей, к которым он обращается: у мальчика нет учителей, “как у вас”, и книг, “ как у вас”. Тем самым он показывает, как легко детям нынешнего поколения получить образование, в отличие от Андрея, который не играл с мячом во дворе, “как вы”. Весь рассказ проникнут пафосом просвещения, осознания необходимости грамоты для любой профессии. Знание наук - источник успеха, показывает рассказчик.

В произведении наглядно продемонстрированно то, как нелепо выглядят люди, которые делают все “кое-как”, которые остановились в своем развитии и считают смешным то, что кто-то желает узнавать что-то новое, учиться и саморазвиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: