Донецкий драмтеатр увековечил память бывшего худрука Марка Бровуна

Текст: Иван Волосюк

В столице ДНР на здании Донецкого музыкально-драматического театра открыли памятную доску Марку Бровуну, выдающемуся деятелю культуры, возглавлявшему это учреждение с 1987 года. Событие приурочено ко дню смерти Бровуна, земной путь которого прервался в 2012 году.

Донецкая муздрама с 2017 года по решению главы республики Александра Захарченко носит имя Бровуна, а ее коллектив продолжает дело, начатое Марком Матвеевичем. Так, в октябре зрителей ждали несколько ярких премьер, в том числе постановка исторической драмы "Лев зимой" (по Джеймсу Голдмену) и спектакль "Каренин" (по роману Льва Толстого).

Если говорить о культурной жизни на территории Донбасса, то уместно будет сказать о театральном ренессансе в отдельно взятой республике. Сегодня десятки тысяч дончан и гостей шахтерской столицы практически мгновенно раскупают билеты в Драмтеатр и в соседнюю "Донбасс оперу" (Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко).

В ДНР, несмотря на продолжающийся вооруженный конфликт, не опустело ни одно культурное пространство: продолжают работать Донецкий и Горловский театры кукол, а также расположенный в Макеевке Донецкий театр юного зрителя. Мало того, в конце лета у Донецкой муздрамы появилось новое помещение в историческом здании на улице Кобозева в Ворошиловском районе Донецка. В старинном доме, построенном предположительно в 1904 году, еще в дореволюционной Юзовке находился театр Тудоровских с огромным по тем временам залом на 200 зрителей. После проведения реставрационных работ и оборудования сцены Драмтеатр расширит свой репертуар, что станет настоящим достижением в нынешних условиях.

 

 

Город, где встает солнце

Станет ли Владивосток еще одной культурной столицей России?

Текст: Анна Бондаренко, Александр Ярошенко

Российская газета - Федеральный выпуск № 229(7987)

Этот "город нашенский" у всех на слуху. Шумный, заполоненный автомобилями форпост на берегу океана, который люди опрометчиво назвали Тихим.

Владивосток - город со своим лицом и характером. Долгие советские десятилетия он был закрытым городом. В паспортах жителей стоял штамп с крупными буквами "ЗП": запретная зона. Попасть сюда можно было только по спецразрешению. Можно еще доехать поездом до станции Угольной, а потом пробираться, прячась от пограничных нарядов.

В 90-е годы, когда страна пребывала в растерянности от мало кому понятных реформ и тонущего в тумане будущего, Владивосток стал центром по продаже японских автомобилей. Их везли сюда паромами, похожими на многоэтажки. Шальная торговля принесла в город криминальный флер и длиннющие пробки на дорогах. Сегодня криминала заметно поубавилось, а пробки так и остались.

Город официально стал столицей Дальневосточного федерального округа. 31 декабря 2023 года здесь откроется один из четырех крупнейших культурных кластеров страны. Три других распахнут свои двери в Севастополе, Кемерово и Калининграде.

Игра как по нотам

Только представьте. Владивостокский культурно-образовательный комплекс вместит концертный зал Мариинского театра, филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Востока, а также выставочный зал Приморской картинной галереи. Появятся филиал Московской государственной академии хореографии.

Но сказать, что во Владивостоке все будет, а сейчас ничего особого нет, неправда. В этом журналистов "РГ" убедили главные действующие на культурной ниве лица во главе с министром культуры (правда, так должность руководителя департамента Елены Бронниковой будет называться с нового года).

Больше 85 лет встречает публику Театр имени Горького - самый старый театр приморской столицы; открыты двери Театра молодежи, Театра кукол, по четыре фестиваля и до 390 концертов ежегодно проводит Приморская филармония, работает Государственный музей имени Арсеньева; в сентябре открылась первая экспозиция в музее "Владивостокская крепость"... Значимое место в жизни города заняла Приморская сцена Мариинского театра, открывшаяся в 2016 году на базе Приморского театра оперы и балета.

Мариинка у другого моря

Эльдар Алиев, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра, вспоминает, как в 2014 году его пригласили на постановку балета "Щелкунчик".

- Это была другая труппа, театры образца 2014-го и 2019-го - совершенно разные.

Знаменитый балетмейстер хорошо понимает, о чем говорит. Его жизнь танцовщика началась в Мариинском театре в Петербурге, много лет он работал в США, исполнял обязанности худрука Национального балета Венгрии и Академии Бостонского балета.

- Когда я приехал, в балете было тридцать четыре артиста вместе с кордебалетом! Сегодня уже 90.

Владивосток начал растить собственных танцовщиков - в открывшемся здесь филиале Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

По словам и.о. директора Приморской Мариинки Александра Титова, в театре пока нет спектаклей, которые снимали бы с активного репертуара, и двери Мариинки распахнуты почти каждый вечер. В афише только на ближайшие дни балеты "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Корсар", оперы "Лючия ди Ламмермур", "Макбет", "Травиата"... До 205 тысяч зрителей принимает театр за год, причем четверть зрителей - иностранные туристы.

Большую роль в этом играет фестиваль "Мариинский", когда на приморскую сцену выходит сам маэстро Валерий Гергиев. Для иностранных гостей театр адаптировал и свой интернет-сайт: теперь он функционирует на пяти языках: помимо русского на английском, японском, корейском и китайском.

Заместитель директора Приморской краевой филармонии Татьяна Гатина напоминает, что у них регулярно проходит еще один популярный музыкальный фестиваль - джазовый, в котором участвовали многие звезды. На концерты Игоря Бутмана, к слову, специально прилетали целые группы гостей из Южной Кореи.

Кадры решают

Эльдар Алиев признается, что был готов к тому, что люди будут уезжать, что неизбежна "текучка кадров". Но этого не произошло: напротив, люди приезжают во Владивосток из разных регионов страны - и остаются. Разумеется, руководство Мариинки частично оплачивает артистам стоимость аренды жилья, администрация Приморья дает возможность взять льготную ипотеку, и это, безусловно, важно, но как считает главный балетмейстер, еще важнее возможность творческого роста артистов.

Народная артистка России, художественный руководитель оперной труппы театра, знаменитое меццо-сопрано петербургской Мариинки Лариса Дядькова попала во Владивосток с подачи Эльдара Алиева и уезжать пока не собирается:

- Труппа довольно молодая, мы приглашаем ребят из консерваторий. Ведь нужно не только обеспечить текущий репертуар, но и растить артистов, и сохранять плоды наших трудов. И мы видим, что у молодежи появился интерес. Я знаю, что о приморской Мариинке наши студенты говорят: "Это труппа, в которой можно расти, где есть возможность учить сложнейший классический репертуар".

Мы сами за кулисами были свидетелями, как распевался тенор Мэргэн Санданов:

- Пел "Аиду" у нас и в Германии тоже. Мы переманили его из Улан-Удэ, - рассказал Александр Титов.

Из Санкт-Петербурга приехала и Елизавета Сенаторова, обладательница сопрано: "Это золотое место. Для меня это огромная удача, что прошла конкурс. Когда стоял выбор - работать в маленьком театре в Петербурге или здесь, я не задумываясь поехала сюда".

Александр Титов вспомнил историю о том, как искали для вокалистов специалиста по голосовым связкам - фониатра. Таких врачей на все Приморье было всего два. Одна ушла в декрет, а второй отказался, сославшись на большое количество работы. Тогда руководство театра нашло лора, отправило его учиться в Санкт-Петербург и закупило необходимое оборудование на три миллиона рублей.

Картина маслом

Приморская государственная картинная галерея ждет открытия нового музейного комплекса в том числе и для того, чтобы показать людям экспонаты из запасников, где хранятся более 95 процентов коллекции.

Ее директор Алена Даценко умеет выстраивать отношения не только с Эрмитажем и Третьяковкой. Сейчас тут стоят очереди на "Мадонну делла Лоджиа" Боттичелли. Это результат сотрудничества со знаменитой флорентийской галереей Уффици.

У нас сегодня туристический бум: по семь-восемь рейсов в день прилетает во Владивосток из стран тихоокеанско-азиатского региона

А началось все с сумки с изображением ангела кисти великого Рафаэля, которую Алена Даценко несколько лет назад купила на выставке в Государственном музее имени Пушкина. Потом, на Санкт-Петербургском международном культурном форуме эту сумку "опознали" итальянские коллеги. Галеристы двух стран начали общаться и полтора года назад решились на беспрецедентную акцию: привезти Мадонну во Владивосток.

"Мы решили привезти картину Боттичелли во Владивосток не только потому, что это дверь, распахнутая в сторону всех многочисленных культур, цивилизаций и государств Тихоокеанского бассейна, но и потому, что это дверь в будущее. Я уверен, что сто лет спустя, когда наши коллеги, музейные специалисты обратятся к опыту Уффици, они увидят, что именно мы первыми отправили картину Боттичелли во Владивосток, который уже сейчас становится центром самых разных культурных обменов", - пояснил, представляя картину дальневосточникам, директор галереи Уффици Айке Шмидт.

Комментарий

Олег Кожемяко, губернатор Приморского края:

-В биографии нашего края осталось много людей, которые внесли свой вклад в его развитие. Но у этнографа и путешественника Владимира Арсеньева - особая роль. Он влюбил в наш край и знаменитых кинематографистов. Даже великий японский режиссер Акира Куросава посчитал нужным и важным возглавить создание фильма "Дерсу Узала". Труды Арсеньева печатались и переиздавались на тридцати языках. По большому счету, его работы стали визитной карточкой Приморья. Тот факт, что люди недавно проголосовали за то, чтобы его именем назвать аэропорт Владивостока, - показатель народной любви к писателю и исследователю нашего края....Строительство культурного кластера во Владивостоке - актуальное и своевременное решение руководства страны. У нас сегодня туристический бум: по семь-восемь рейсов в день прилетает из стран тихоокеанско-азиатского региона. С нового года японская авиакомпания "Джал" начинает прямые рейсы во Владивосток. И практически каждую неделю в наш порт заходят по два-три круизных судна. Так что Владивосток обязательно будет культурным форпостом и очагом европейского искусства в Азии. Чтобы удержать талантливых людей на Дальнем Востоке, мы должны помочь им с жильем и обеспечить достойную заработную плату. Будем развивать строительство государственного арендного жилья и предлагать его в аренду по доступной цене. Замечательно, что у дальневосточников появилась возможность получения недорогой двухпроцентной ипотеки. Это еще один якорь, который позволит молодым специалистам закрепляться в нашем крае.

 

В Москве пройдет архитектурный фестиваль "Зодчество"

Текст: Инга Бугулова

Российская газета - Федеральный выпуск № 229(7987)

"Зодчество" знакомит гостей с передовыми решениями в архитектуре. Фото: Предоставлено фестивалем "Зодчество"

Международный архитектурный фестиваль "Зодчество", Москва, Гостиный двор, 17 - 19 октября

Архитектура влияет на каждого из нас гораздо больше, чем мы думаем: восприятие реальности, настроение и даже здоровье - все это во многом зависит от того, что нас окружает.

Фестиваль "Зодчество" - крупнейший форум, который проходит с 1992 года, - на этот раз предлагает подробнее поговорить об этом взаимопроникновении: объекты, меняющие города и горожан, комфортность среды, свет в зданиях, влияние градостроительных проектов на экономику - темы деловой программы, как всегда, будут посвящены не просто красивым идеям, а идеям еще и реально работающим.

Общей же темой уже 27-го по счету фестиваля выбрана "Прозрачность". А диктуют ее тенденции нашего почти фантастичного времени.

- Сегодня, когда без труда можно узнать, да и уже известно все и про всех, когда уже практически отсутствует какая-либо изоляция личного пространства человека, компании, профессионального сообщества или группы единомышленников, нет иного выхода, кроме как самим раскрывать свои творческие кредо, сокровенные мысли, тайные проекты, "мощные двери", "заполненные кладовые", - поясняют выбор темы кураторы "Зодчества" Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин.

По их мнению, современная архитектура уже сейчас демонстрирует стремление к стиранию любых объемных границ - поверхностей, стен, граней. За примерами даже непрофессионалу далеко ходить не нужно.Достаточно оглянуться вокруг - сколько у нас зданий в тотальном стекле, с отражающими и зеркальными поверхностями...

Но во всей этой несколько пугающей картинке есть еще один важный момент: прозрачность - это не только "обнаженность", от которой никуда не деться, это еще и открытость. Урбанисты, социологи, экономисты и, наконец, сами жители - при намерении спроектировать тот или иной объект архитекторы все чаще прислушиваются к тем, чье мнение может стать решающим. И пусть это пока работает не везде (ожесточенных споров все еще хватает), но это тот тренд, который успокаивает.

Помимо круглых столов, лекций и мастер-классов от экспертов высшего уровня (перед гостями выступят председатель совета по градостроительству Союза архитекторов России Дмитрий Наринский, знаменитый польский архитектор Роберт Конечны и другие), развернется традиционная конкурсная программа. Участники будут соревноваться в нескольких номинациях: "Регионы России", "Архитектурные произведения 2017-2019", "Творчество молодых архитекторов", "Творческие коллективы и мастерские", "Детское архитектурно-художественное творчество", "Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей", "Экоустойчивая архитектура". Победителей объявят на церемонии закрытия архитектурного фестиваля.

Кстати

Посетители "Зодчества" смогут в буквальном смысле приложить руку к современной архитектуре. Вместе с ведущими зодчими им представится возможность возвести масштабный объект из известняка. Какой? Приходите и узнаете.

Губит завод не пиво

В Мосгордуме обсудили проект застройки Бадаевского завода

Текст: Сергей Жуков

Российская газета - Столичный выпуск № 228(7986)

Споры вокруг бывшего Бадаевского пивоваренного завода, территорию которого планируют застроить жильем, разгорелись с новой силой. Этой, уже горячей теме, депутаты Мосгордумы в среду посвятили "круглый стол", куда пригласили общественников и экспертов. Мест в зале хватило не всем - некоторым пришлось стоять.

Жители района Дорогомилово потребовали отказаться от строительства новых домов и высказали опасения, что обновленный квартал станет элитным местом "для своих". Арендаторы, которых попросили на выход, призвали компанию-девелопера к компромиссу и предложили рука об руку развивать пространство. Архитекторы и историки просили сохранить памятники архитектуры в полном объеме и провести реставрацию, превратив место в общественно-культурное пространство, как "Флакон" или "Винзавод". Представители девелопера парировали, что концепция и так предусматривает создание общественных пространств. При этом собственно проекта, где были бы четко прописаны изменения, пока нет.

Развитием бывшего "пивного" квартала на Кутузовском проспекте, напомню, займется Capital Group. Концепцию застройки разработали архитекторы швейцарского бюро Herzog & de Meuron - авторы проектов Эльбской филармонии и олимпийского стадиона в Пекине. На Бадаевском заводе проектировщики рассчитывают разместить высотки с квартирами и офисами и "парящие" виллы с собственными садами. Плюс разбить парк и обустроить выход к набережной Москвы-реки. Заводские корпуса 1 и 3, имеющие статус объектов культурного наследия, планируют отреставрировать. По словам руководителя проекта Дмитрия Летова, по сохранившимся чертежам собираются восстановить и частично утраченное второе строение, у которого охранного статуса нет. Таким, каким его задумали прежние архитекторы, подчеркнул он.

Жилые корпуса "насадят" на 35-метровые колонны, то есть дореволюционные постройки окажутся под ними. Это, собственно, и возмутило общественность. По мнению градозащитников, высокие дома на ножках нарушат исторический ландшафт, закрыв собой вид на памятники архитектуры и гостиницу "Украина". "Часть строений конца XIX - начала XX века были названы поздними пристройками и выведены из-под государственной охраны, - пояснила депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева. - Таким образом, около 70% исторических построек на территории завода приговорены к сносу, а оставшиеся части памятника могут просто обрушиться в процессе строительства".

По общему мнению экспертов, охранный статус нужно присвоить всему архитектурному ансамблю. Такого же мнения придерживаются и местные жители, отправившие свои письма во все инстанции. Как рассказала другой депутат района Дорогомилово Татьяна Андреева, новые жилые дома в разы увеличат нагрузку на транспортную инфраструктуру и инженерные коммуникации. Дмитрий Летов это отрицает. Говорит, у комплекса будет свой подземный паркинг. Жители с аргументами не согласны. И опасаются, что обещанное общественное пространство с детскими и спортивными площадками окажется для них закрытым. Мол, собственники элитного жилья незваным гостям рады не будут, потому спрячутся за забором и установят шлагбаум. Существующий же высокий забор москвичи предлагают снести, чтобы люди могли свободно попасть на территорию с любой стороны. Сегодня это проблематично, в чем убедился корреспондент "РГ". Архитекторы же просят сохранить и отреставрировать все здания, отказавшись от строительства жилья. Место как нельзя лучше подошло бы для арт-пространства, считают эксперты. По их мнению, оно могло бы стать популярным, как "Флакон" и "Винзавод".

Резолюцию к мэру и правительству Москвы участники "круглого стола" приняли единогласно. В частности, потребовали провести повторную и независимую экспертизу с привлечением общественности и депутатов, ввести мораторий на демонтаж строений, воздержаться от пересмотра охранных зон. Самое главное - отказаться от застройки Бадаевского завода и создать рабочую группу, которая бы занялась развитием территории с учетом мнения москвичей. К обсуждению уже пообещал подключиться вице-премьер Виталий Мутко.

Оригинально, Ватсон

Корреспонденты "СОЮЗа" в Москве и Минске отыскали самые необычные памятники

Самые оригинальные памятники российской столицы не так-то легко отыскать - они "затерялись" в огромном городе, где, по данным справочника "Памятники монументального искусства Москвы", находится более 700 монументов.

В последнее время туристические агентства в Москве и экскурсоводы-одиночки все чаще предлагают туристам провести их "тайными тропами" и показать эти маленькие шедевры юмора и фантазии. А "СОЮЗ" составил свой мини-путеводитель по самым необычным памятникам столицы России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: