Нормы освещенности внутренних объектов, лк

(Без скобок — при освещении белым, в скобках — при красном).

 

Отсчетные приспособления приборов                      4,5-3,5(2,26-,75)

Панели, пульты, щитки                                     2,7-27,0 (1,35-13,5)

Приборные доски, органы управления         1,35-4,05

Рабочий стол штурмана, радиста,   бортинженера 75

Пассажирский салон (на уровне подлокотника)           100

Буфет (на уровне стойки)                                   150

Гардероб (на уровне вешалок), мотогондола, отсек

шасси, люки, багажный отсек                               20

 

Работы при искусственном освещении по характеру и целям имеют две основные группы:

осмотры и ремонтные работы, выполняемые техническим составом, когда ЛА находится на земле;

работа членов экипажа в ночном полете.

При выполнении первой группы работ обслуживающий персонал должен иметь возможность вести осмотр и необходимые работы в любом месте ЛА для подготовки его к вылету: проверять действие оборудования, устра­нять неисправности. Объекты работы - приборы, механизмы, аппаратура управления, связи и т. п.

Вторая группа работ характеризуется тем, что члены экипажа имеют ограниченный доступ к отдельным объектам. Эти работы включают в себя наблюдение за показаниями приборов, положением рукояток, настройку аппаратуры. Объекты работ - приборы, панели, щитки, карты и т. д.

Общее освещение в кабине экипажа включают, как правило, когда ЛА находится на земле. Ее приборы не имеют регулировки интенсивности излучения. Местным освещением пользуются в полете. Приборы этого освещения имеют регулировку интенсивности излучения.

Осветительные приборы размещают в кабине таким образом, чтобы на приборных досках, пультах, щитках, фонаре кабины не создавались слепящие блики. С этой же целью все поверхности в кабине покрывают матовой краской. Для уверенного чтения показаний приборов и надписей цифры и буквы делают белой краской с коэффициентом отражения более 0,7; отношение толщины буквы к высоте 1:7.

Требования к освещению в пассажирских салонах имеют особенности: в пассажирских салонах уровень освещения создает комфорт для пасса­жиров, поэтому он должен быть наибольшим; светильники общего осве­щения должны давать рассеянный свет и иметь меньшую яркость.

В зависимости от типа ЛА местное и индивидуальное освещение в кабине экипажа выполняют красным или красно-белым светом. Все приборы имеют встроенное освещение, а освещение надписей на щитках, пультах и приборных досках делают с помощью светопровода. Если светопровода освещаются миниатюрными лампами с напряжением питания 27 В, одну лампу устанавливают для освещения 40-50 см2 площади светопровода. Если применяют лампы с напряжением питания 5,5 В, одна лампа освещает 20-30 см2 площади светопровода. Для ограничения сле­пящего действия светильника все приборы местного и индивидуального освещения имеют защитный угол 30°.

На ЛА местных линий световые приборы местного и индивидуального освещения излучают красный свет. Глаз человека имеет два аппарата зрения: палочковый аппарат (дневного зрения) и колбочковый аппарат (ночного зрения). При освещении в кабине красным светом в ночном полете работают одновременно оба аппарата зрения. Графики относительной спектральной чувствительности дневного и ночного аппаратов зрения приведены на рис. 17.1, а. Палочковый аппарат зрения не чувствителен к красному свету (это показывает кривая 2), поэтому глаз пилота адапти­рован к темноте (пилот может наблюдать слабые световые сигналы вне летательных аппаратах).

Одновременно с помощью колбочкового аппарата зрения, функция которого кривая 2, пилот наблюдает за показаниями приборов при освещении их красным светом.

Красный свет (излучение с длиной волны 620±10 нм) получают при установке в световых приборах красных светофильтров. Недостатки такого варианта освещения: непривычная обстановка в кабине экипажа, вызы­вающая утомление пилота в длительном полете; принятые при обычном освещении красные сигналы и знаки в красном свете становятся невиди­мыми и должны иметь другую расцветку. Местное освещение красным светом применяют на Л А, находящихся в полете 1-1,5 ч. При этом условии работоспособность пилотов сохраняется на достаточном уровне.

На других типах ЛА используют красно-белое освещение. При взлете и посадке включают красное освещение, а в полете - белое. Отдают предпочтение белому освещению, так как при этом в кабине можно использовать обычные цветные знаки и сигналы. Кроме того, при белом свете обеспечивается более высокая острота зрения, чем при красном.

 

Светильники общего освещения. Потолочный светильник ПС-62 приме­няют для общего освещения красно-белым светом. Светильник (рис. 19.5, а) состоит из корпуса 2, в котором закреплены восемь патронов 2Ш-15К для двух ламп СМ23 белого света и шести ламп СМК28-5 красного света. К корпусу с помощью винта 4 присоединен рассеиватель 3. Светильник имеет три электрических ввода: один - общий и два для питания белых и красных Ламп. Электрический монтаж светильника закрыт крышкой 1.

Потолочный светильник ПСМ-51 (рис. 19.5, б) имеет пластмассовый корпус 3, к которому с помощью винтов прикреплены две скобы 4. Патрон 5 приварен к скобам 4. На патрон навинчена гайка 6 с резиновой втулкой. Защитное стекло 1 прижато к корпусу 3 проволочной пружинной скобой 2. Светильник запитан по однопроводной схеме. При сборке светильника на месте установки необходимо правильно поставить пружи­нящую скобу 2, удерживающую стекло: скоба должна проходить между двумя приливами на стеклянном колпаке. В процессе эксплуатации пружи­нящая скоба ослабляется и, чтобы избежать потери стекла, скобу необхо­димо осаживать. Светильник применяют в местах, где исключено попадание прямых лучей в глаз наблюдателя.

Общее освещение в пассажирских салонах выполняют в виде световых линий. В световой линии ставят лампы накаливания или люминесцентные, закрытые молочными рассеивающими стеклами. Электроэнергию к лампам, установленным в светильниках пассажирского салона, подводят так, чтобы можно включать главное, дежурное, служебное и аварийное освещения. Главное освещение в пассажирском салоне создается при включении всех ламп, установленных в световых линиях. Дежурное освещение включают в ночном полете, когда пассажиры, в большинстве, спят. При этом включается треть ламп, установленных в световых линиях. Служебное освещение создают светильники, расположенные у дверей, в центральном проходе и других необходимых местах. Лампы, соединенные в группу служебного освещения, излучают 10% от светового потока главного освещения. Надписи, знаки, выходы в пассажирском салоне освещают лампами, получающими питание от аккумулятора. Эта группа ламп отно­сится к аварийному освещению. Ее включают, когда основные источники электроэнергии отключены.

Светильники местного освещения. Светильник СБК служит для осве­щения белым светом планшета с картой и красным - приборной доски и органов управления в кабине в случае выхода из строя основной системы освещения. При подключении светильника к сети загорается лампа. Напря­жение на ней, а следовательно, и световой поток, регулируют встроенным в светильник реостатом 4 (рис. 19.6, а). Включают лампу на полный накал нажатием кнопки 5.

В зависимости от положения оправы 1 относительно корпуса 3 све­тильник излучает белый свет, красный рассеянный свет или красный направленный свет. В определенном положении оправа стопорится фикса­тором 2. Светильник устанавливают к жесткому основанию с помощью шарнирного устройства 7, позволяющего поворачивать светильник на угол 150° в вертикальной плоскости и на 360° в горизонтальной плоскости. Он также может быть использован в качестве выносного осветительного прибора в радиусе 1,5 м. Для этого светильник с приводом 6 и шарнирным устройством 7 вынимают из основания 9, в котором он закреплен пружинным фиксатором 8.

Светильники СМ-1К, -1Б отличаются только светофильтрами. Светиль­ник СМ-1К (с красным светофильтром) предназначен для освещения красным светом щитков и пультов, расположенных по бортам кабины экипажа. Светильник СМ-1Б (с матированным бесцветным светофильтром) служит для освещения белым светом стола штурмана. Внутренняя поверх­ность корпуса светильника 1 (рис. 19.6, б) покрыта белой эмалью. Лампа вставлена в патрон 2 с контактным устройством (пружина 3 и контакты 5). Ушко 4 служит для крепления светильника. Светофильтр 9 закреплен в гнезде корпуса с по­мощью крышки 7, про­кладки 8 и козырька 6. Крышка приварена к козырьку, который вин­тами 10 прикреплен к корпусу светильника.

Светильник АПМ предназначен для осве­щения светопровода. Он состоит из патрона 6 (рис.19.7) с ввер­нутым в него кон­тактным устройством 4, на которое напрес­сован светофильтр 3.

Для предотвращения выхода света во внешнее пространство предусмот­рена резиновая манжета 2, которая прижата к светопроводу гайкой 1. Светильник прикреплен к светопроводу гайкой 5. Напряжение к лампе подводится через подвижный контакт 7. Минусовым проводом служит заземленный корпус светильника.

 

Для освещения светопровода применяют также светильники АПВ и АПНР. Фрагмент светопровода в двух проекциях представлен на рис. 19.8. Световой поток от лампы накаливания проходит через красный свето­фильтр 2, попадает в торец светопровода 4 и, претерпевая многократные внутренние отражения в светопроводе, освещает знаки. Светопровод закрыт предохранительной пластинкой из органического стекла 3 и металлическим листом 1. Знаки и надписи на светопроводе 5 наносят способом непосред­ственной печати цинковыми тонкотертыми масляными белилами или гравировкой светопровода с внутренней стороны с последующим зати­ранием гравировки белой краской. На рисунке приведены примеры светя­щихся надписей 6.

Светильники индивидуального освещения. Индивидуальное освещение приборов выполняют щелевые светильники ПС, столбиковые светильники С и светильники, встроенные в приборы.

Индивидуальный щелевой светильник ПС (рис. 19.9, а) представляет собой устройство, внутри которого помещены лампы накаливания 5 с красными светофильтрами 4. В щель между основанием светильника 8 и козырьком 2 выходит свет от лампы и освещает нижнюю часть шкалы прибора. Верхняя часть шкалы освещается светом, отраженным от внутрен­ней поверхности козырька. Стрелки приборов освещаются как прямым, так и отраженным светом. Для доступа к лампам и внутреннему монтажу козырек 2 сделан откидывающимся. В рабочем состоянии козырек фикси­руют двумя пластинчатыми защелками 1. Основание светильника имеет электрический контакт с приборной доской, которая, в свою очередь, соеди­нена с корпусом ЛА. Электрический контакт основания с лампой выполнен через пластинчатую пружину 7, соприкасающуюся с цоколем лампы. Плюс бортовой сети подается на лампу через металлическую арматуру свето­фильтра.

 

Щелевые светильники ПС-40, -60, -80, ПСК, ПСГ отличаются друг от друга габаритными и установочными размерами. Светильники размещают у каждого освещаемого прибора и крепят к приборной доске с помощью развальцованных втулок 6. При расположении светильника с правой или с левой стороны прибора, а также при расположении прибора на гори­зонтальной плоскости светильник должен быть размещен так, чтобы выходящий световой поток не попадал в глаза пилота и не давал бликов на остеклении фонаря кабины и на стеклах соседних приборов.

Столбиковые светильники С60, С80, СВ, СВ-1 служат для освещения красным светом отсчетной части приборов. Требуемое распределение светового потока на отсчетных приспособлениях обеспечивается за счет специальной формы щели ламподержателя. К корпусу светильника 2 (рис. 19.8, б) прикреплен ламподержатель 3. Свет от лампы 4 проходит через красный светофильтр 5, щель и освещает отсчетную часть прибора 1. Корпус светильника с ламподержателем обеспечивает минусовую цепь лампы. Плюс от бортсети на лампу подается через контакт на цоколе.

В двухламповом светильнике каждая лампа получает питание по от­дельной цепи.

В щелевых и столбиковых светильниках устанавливают лампы типа СМК28-1, 4-1, которые питаются постоянным током пониженного напря­жения.

Освещение отсчетных приспособлений приборов с помощью щелевых и столбиковых светильников имеет ряд недостатков: своими выступающими частями над поверхностью приборной доски они экранируют шкалы других приборов, загромождают приборную доску; свет, попадая в пространство кабины, создает блики на остеклении; на отсчетных приспособлениях приборов имеется большая неравномерность освещения, доходящая до 8:1.

Некоторые варианты встроенных светильников представлены на рис. 19.10; на нем 1 - корпус, 2 - защитное стекло.

Светильник заливающего света (рис. 19.10, а) имеет лампу накали­вания 7, закрытую красным светофильтром 6. Шкала прибора 3 с нанесенными на ней знаками 4 и стрелка прибора 5 освещаются заливающим светом. Обычно в авиаприборе устанавливают две лампы, расположенные на противоположных концах диаметра шкалы. Неравномерность освещения шкалы прибора с двумя лампами равна 3:1.

На рис. 19.9, б показан светильник с кольцевым светопроводом. Световой поток от лампы 3, проходя через красный светофильтр 4, распространяется по кольцевому светопроводу 5. Шкала прибора 6 выполнена из органи­ческого стекла и является также светопроводом. Знаки 7, нанесенные на шкале, видны в отраженном свете. Для освещения стрелки прибора 8 в кольцевом светопроводе сделана щель. Неравномерность освещения шкалы в таком приборе равна 2,5:1.

На рис. 19.9, в изображен светильник, освещающий шкалу прибора «на просвет». Знаки 4, нанесенные на шкале 3, наблюдаются в проходящем свете. Лампы накаливания 7 с отражателем 6 размещают за шкалой со стрелкой 5. В таком приборе для освещения стрелки между защитным стеклом 2 и шкалой 3 ставят дополнительный светильник, так как в проходящем свете стрелка наблюдается плохо.

Шкалу прибора можно выполнить в виде светящейся панели (электро­люминесцентной лампы). На рис. 19.9, г представлена возможная конструк­ция такого встроенного светильника. Между электродами 3, 5 нанесены знаки 4, выполненные из люминофора.

При подключении к электродам переменного напряжения люминофор возбуждается и дает излучение.

Достоинство такого встроенного светильника - равномерная яркость на шкале прибора. Для освещения стрелки 6 нужно иметь дополни­тельный светильник.

Индивидуальные светильники, встроенные в прибор, могут выполнять­ся и по другим схемам.

 

Глава 20

СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: