Экологическое право Болгарии

Конституции европейских стран отражены экологические проблемы и способы решения отношений государства в целом с окружающей средой. Конституция этих стран закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную среду, и в Болгарии дополняется следующим: «в соответствии с установленными стандартами и нормативами».

Уже в 80-е года в Болгарии были законы, которые предусматривают регулирование защиты окружающей среды от вредных действий. Главными направлениями в
законодательной работе являются: 1) принятие недостающих законов; 2)взаимообусловленность экологического законодательства с европейским.

Природоохранное законодательство, до сих пор являясь важным компонентом прогрессивной экологической политики, почти во всех странах, обозначается эффективным средством охраны, разумного использования, возобновления и обогащения разнообразных при­родных ресурсов.

Вместе с другими охраняемыми природными объектами данная территория составляет около 5% площади страны. В болгарских законах  об охране при­роды[1] учтена  защита многих видов растений, находящих­ся под угрозой исчезновения; вводятся также специаль­ные распоряжения о запрете торговли такими видами растений, про­изведено зонирование страны по признаку использования лечебных растений. В заповедниках Болгарии не разрешена всякая хозяйственная дея­тельность, что дает возможность на этих землях полностью защитить рас­тительный и животный мир.  

В Болгарии приоритет в охране отдельных природных объектов в первую очередь отдается охране воздуха, вод, иных природных ресурсов. В законодательном акте Болгарии не только сформулированы ключевые цели, задачи и всеобщие принципы экологической политики Болгарии, но так же излагается программа охраны окружающей природной среды в стране.

Так же принимаются дополнительные меры охраны окружающей среды – в том числе снижение налоговых ставок или предоставление дотаций предприятиям, которые активно содействуют усовершенствованию природы, путем переоборудования отопительных систем и принудительно выселяют людей из загрязненных районов.

Республика Болгария обеспечивает охрану и поддержание живой природы, использование в разумных целях природных богатств и ресурсов страны.

Земля является основой всего производства и проживания людей. Так, в Болгарии она признается национальным богатством. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей.

Так же в государстве исключительной собственностью являются и подземные богатства, воды, леса и парки. Оно осуществляет свои права на них в соответствии с Основным законом.

 


«Оценка экологического вреда и способы возмещения»

 

 

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме), либо посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда).

 

Экологический ущерб — это вред, нанесенный окружающей среде, выраженный в натуральных единицах измерения.

 

У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией.

 

Способ исчисления причиненного вреда на основе такс и методик состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса при применении расчета по установленной методике.

Таксы и методики установлены следующими нормативными правовыми актами:

– приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»,

– приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»,

– приказ Минприроды РФ от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и др.

 

По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим за­конодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.

 

Суду при­надлежит право свободного выбора способа возмещения экологиче­ского вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во мно­гих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возме­щения экологического вреда.

Возмещению подлежит только причиненный в результате право­нарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем мо­жет явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объ­еме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве соб­ственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков про­изводится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

 


[1] 1962, 1967 гг.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: