Конституции европейских стран отражены экологические проблемы и способы решения отношений государства в целом с окружающей средой. Конституция этих стран закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную среду, и в Болгарии дополняется следующим: «в соответствии с установленными стандартами и нормативами».
Уже в 80-е года в Болгарии были законы, которые предусматривают регулирование защиты окружающей среды от вредных действий. Главными направлениями в
законодательной работе являются: 1) принятие недостающих законов; 2)взаимообусловленность экологического законодательства с европейским.
Природоохранное законодательство, до сих пор являясь важным компонентом прогрессивной экологической политики, почти во всех странах, обозначается эффективным средством охраны, разумного использования, возобновления и обогащения разнообразных природных ресурсов.
Вместе с другими охраняемыми природными объектами данная территория составляет около 5% площади страны. В болгарских законах об охране природы[1] учтена защита многих видов растений, находящихся под угрозой исчезновения; вводятся также специальные распоряжения о запрете торговли такими видами растений, произведено зонирование страны по признаку использования лечебных растений. В заповедниках Болгарии не разрешена всякая хозяйственная деятельность, что дает возможность на этих землях полностью защитить растительный и животный мир.
|
|
В Болгарии приоритет в охране отдельных природных объектов в первую очередь отдается охране воздуха, вод, иных природных ресурсов. В законодательном акте Болгарии не только сформулированы ключевые цели, задачи и всеобщие принципы экологической политики Болгарии, но так же излагается программа охраны окружающей природной среды в стране.
Так же принимаются дополнительные меры охраны окружающей среды – в том числе снижение налоговых ставок или предоставление дотаций предприятиям, которые активно содействуют усовершенствованию природы, путем переоборудования отопительных систем и принудительно выселяют людей из загрязненных районов.
Республика Болгария обеспечивает охрану и поддержание живой природы, использование в разумных целях природных богатств и ресурсов страны.
Земля является основой всего производства и проживания людей. Так, в Болгарии она признается национальным богатством. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей.
Так же в государстве исключительной собственностью являются и подземные богатства, воды, леса и парки. Оно осуществляет свои права на них в соответствии с Основным законом.
|
|
«Оценка экологического вреда и способы возмещения»
В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме), либо посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда).
Экологический ущерб — это вред, нанесенный окружающей среде, выраженный в натуральных единицах измерения.
У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией.
Способ исчисления причиненного вреда на основе такс и методик состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса при применении расчета по установленной методике.
Таксы и методики установлены следующими нормативными правовыми актами:
– приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»,
– приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»,
– приказ Минприроды РФ от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и др.
По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим законодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.
Суду принадлежит право свободного выбора способа возмещения экологического вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возмещения экологического вреда.
Возмещению подлежит только причиненный в результате правонарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.
В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объеме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве собственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков производится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.
[1] 1962, 1967 гг.