Практические действия по охране дикой природы

 

Как показывает практика, в условиях кризисного развития никакой правовой статус не является гарантией соблюдения режима Особо Охраняемой Природной Территории (ООПТ), предотвращения истребления того или иного вида живых существ или сохранения уникального природного объекта. Большая часть действий, ведущих к уничтожению дикой природы, осуществляется с согласия или с ведома государственных природоохранных органов, созданных и финансируемых из средств налогоплательщиков.

 

В условиях кризисного развития, неизбежно сопровождающегося глубокой криминализацией общества, вообще трудно говорить о каких-либо гарантиях, и можно говорить, не обманывая самих себя, лишь о надеждах на сохранение дикой природы и отдельных ее объектов.

В условиях кризисного развития надежда на сохранение объектов и участков дикой природы появляется, когда возникает коллектив людей, поставивших своей целью сохранение данного объекта или участка дикой природы, вида живых существ, или с появлением хотя бы одного человека, имеющего такую цель жизни, независимо от мотивов - этических, эстетических, культурных, религиозных, экономических или любых других.

 

Ранее выработанные естественно-научные, социальные, экономические, правовые и иные основания и инструменты создания и функционирования ООПТ, охраны и восстановления численности угрожаемых или исчезающих видов в данной ситуации служат средствами, свободно творчески комбинируемыми для достижения поставленных целей в зависимости от конкретных условий места и времени.

 

Первой ступенью охраны дикой природы является введение любых добровольных ограничений на использование ее объектов, а также действия по защите таких ограничений, введенных ранее государственными или общественными органами или объединениями, в том числе борьба с нарушениями законодательства об охране окружающей природной среды.

Второй ступенью мы бы считали выделение охраняемых природных территорий и объектов и реализацию - государственных, т.е. правовых, общественных, т.е. на основе общественного мнения или решения сообщества, заинтересованного в охране этой территории или объекта, или частных, т.е. основанных на праве собственности, мер по их охране от воздействий, нарушающих охранный режим, установленный сообществом людей, взявших эту территорию или этот объект под свою опеку и охрану.

 

На этих ступенях лица и коллективы, охраняющие дикую природу, могут действовать независимо друг от друга, исходя исключительно из собственных представлений о том, что и как надо охранять.

 

Объединение и координация действий отдельных коллективов, взявших на себя ответственность за охрану той или иной территории или объекта дикой природы, позволяет подойти к созданию системы охраны дикой природы того или иного региона, административного или природного, например, экорегиона или бассейна реки. На этой ступени целесообразным следует считать использование данных о ландшафтной структуре региона, характеристике его биологического разнообразия и основных направлениях существующего и перспективного хозяйственного освоения, а также теоретических представлений ландшафтной экологии.

 

В то же время на этой стадии представляется целесообразным изменить привычную логику заповедания наименее измененных природных территорий и предлагать к изъятию из перспективного хозяйственного использования наименее ценные с сегодняшней экономической точки зрения территории: вырубки и гари, овраги и сельскохозяйственные неудобья, вплоть до чрезмерно загрязненных теми или иными антропогенными веществами, например, радионуклидами или пестицидами, земель. Предлагать, имея в виду, что все подобные территории являются местами процветания множества диких живых существ, некоторые из которых нигде больше, кроме как на таких нарушенных землях, и обитать-то не могут, а также то, что такие территории, предоставленные «сами себе», будут воспроизводить настоящие природные сообщества в присущем Природе темпе, как бы нам ни хотелось его ускорить.

 

До последнего времени охрана дикой природы рассматривалась, прежде всего, как функция государства, которое создавало особо охраняемые природные территории, объявляло те или иные виды особо охраняемыми, занося их в Красную книгу, и финансировало деятельность государственных органов, ответственных за соблюдение режима ограничений на хозяйственную деятельность. Вольно или невольно, но при этом граждане рассматривались как страдающая сторона, права которой ограничивались во имя охраны природы.

 

В условиях кризисного развития, неизбежно сопровождающегося сокращением функций государства, главным субъектом охраны дикой природы становятся именно граждане и их объединения, делающие это исходя из своих собственных, личных, нерациональных и пусть даже совсем ненаучных представлений.

Именно гражданская самодеятельность по охране дикой природы может в ближайшем будущем, с одной стороны, выступать гарантией или надеждой ее сохранения, а, с другой стороны, работать на изменение общественного сознания в направлении большего очеловечивания в соответствии с ожиданиями происходящего цивилизационного изменения.

Март 2000 г. - февраль 2002 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: