Аудит денежных средств

Аудит НДС

1. Содержание аудиторской проверки расчетов по НДС

Последовательность работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

На ознакомительном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по НДС;

- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Основной этап предполагает проведение углубленной проверки участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются:

- оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

- проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;

- расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

На заключительном этапе оформляются результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.

2. Понятие, цель, задачи и источники информации для проверки расчетов по НДС

Аудит налога на добавленную стоимость - это проверка правильности формирования налоговой базы НДС, применения льгот, состояния расчетов с бюджетом, способов ведения учета и составления налоговой отчетности.

Целью аудита НДС является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Задачи аудита НДС:

- оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

- проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

- контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Источниками информации при проверке расчетов по НДС являются:

- положение об учетной политике организации;

- счета-фактуры, полученные от продавцов, исполнителей;

- счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателям, заказчикам;

- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

- книга продаж;

- книга покупок;

- первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей;

- налоговые декларации по НДС;

- карточка и анализ счетов 19, 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при автоматизированном учете);

- главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

- бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС: аналитические процедуры,

- опрос;

- подтверждение;

- просмотр документов;

- сравнение документов;

- пересчет.

3. Программа аудита расчетов по НДС

Аудит денежных средств

1. План и программа аудита денежных средств

Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:

o Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.

o Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.

o Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.

o Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.

o Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.

o Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.

o Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.

o Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор получает информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра помещений, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других документов и дополнительные сведения о проверяемом предприятии.

На основании плана работ до начала проверки составляют программу аудита, в которой указывают:

- перечень аудиторских процедур по разделам аудиторской проверки;

- характер проверки по однородным группам хозяйственных операций (сплошная, выборочная);

- методы проверки (фактический, документальный, аналитические тесты и др.);

- закрепление обязанностей за проверяющими аудиторами;

- сроки выполнения работ; состав оформляемых документов.

Документально оформленная программа служит одновременно инструментом контроля выполнения заданий аудиторами, а также средством повышения качества их работы.

На каждом из указанных этапов проверяется специфическая информация о деятельности компании в разрезе финансов.

Все внутренние операции фирмы, которые каким-то образом связаны с движением и учетом денежных средств, попадают в поле зрения финансового аудита.

В рамках подобной проверки данные по движениям и остаткам денежных средств сравниваются с балансовыми данными и данными участков экономической деятельности. Сплошным методом проверяется либо выборка документов за какой-то определенный период, либо все документы сразу.

2. Основные методы аудиторской проверки денежных средств и критерии сбора аудиторских доказательств

Основными методами аудиторской проверки денежных средств являются: инвентаризация, проверка документов по форме и по содержанию, арифметическая, логическая, экспертная, встречная, взаимная проверка, оценка документов по данным корреспондирующих счетов, опрос и пр.

Операции с денежными средствами должны проверяться сплошным методом. Это связанно с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблением, со стороны работников и третьих лиц. Существует два вида сплошного наблюдения: проверка части документов за все месяцы проверяемого периода и проверка всех документов данного вида за несколько месяцев.

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующим критериям:

1. Существование – убедиться в том, что все отраженные в документах и отчетности операции по движению денежных средств действительно существуют и относятся к деятельности. Для этого аудитор пересчитывает кассу, а также смотрит выписки с банковских счетов предприятия.

2. Права и обязательства – убедиться в том, что права организации на денежные средства, отраженные в учете и отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц. Например, заработная плата сотрудников, находящаяся в кассе, все еще находится на предприятии, однако, фактически она вот-вот станет собственностью его сотрудников.

3. Порядок закрытия периода – убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции с денежными средствами имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота – убедиться в том, что отсутствуют операции с денежными средствами, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Оценка и распределение – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете и отчетности в правильной оценке, а способ оценки соответствует учетной политике. Самое сложное – установить реальную стоимость денежных средств в иностранной валюте и эквивалентов денежных средств на день проверки, т. е. подтвердить либо опровергнуть правильность их оценки.

6. Точность – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете в правильной оценке и числовые показатели определены правильно.

7. Классификация и понятность – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете в соответствии с нормативными актами, правильно классифицированы в отчетности и вся существенная информация о них раскрыта в отчетности.

3. Состав документации для аудита денежных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: