Развитие лесного законодательства в современный период

Следующим этапом развития лесного законодательства были «Основы лесного законодательства РФ», принятые 6 марта 1993 г. (далее - Основы).

Основы не содержали статей, регламентирующих право собственности на леса. Законодатель ограничился фразой о том, что лесной фонд находится в совместном ведении РФ, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а владение, пользование, распоряжение лесным фондом осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов РФ.

В Основах получили некоторое развитие рыночные элементы регулирования лесных отношений. Так, было предусмотрено применение договора аренды, как одного из титулов пользования лесом.

Важным нововведением явилось то, что функции управления лесами были отделены от лесопромышленной деятельности.

Принятая позже Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284, относит лесной фонд к числу объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Таким образом, проанализировав историю развития форм собственности на леса, можно сделать вывод, что господствующей формой собственности на протяжении всей истории России была государственная форма собственности на леса.

Принятый в 1997 г. «Лесной кодекс РФ» характеризовался рядом новелл. Он разграничивал различные отрасли законодательства (лесное и земельное, гражданское, водное, законодательство о растительном мире). Данные отношения практически не были урегулированы Основами. В соответствии со ст. 8 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Указанный кодекс ввел следующие новые права пользования лесами (включая лесные участки):сервитут, концессия, безвозмездное пользование.

4. Основные выводы:

1. Исторический опыт показывает, что господствующей формой собственности на леса на протяжении всей истории России была государственная форма собственности и именно она обеспечивала эффективное использование лесов.

2. Необходимо учитывать в настоящее время исторический опыт управления лесным хозяйством, существовавший до Октябрьской революции. Отсутствие коренной переработки в каждом новом издании Лесного устава не является его недостатком. Напротив, длительное его действие, отсутствие серьезных реорганизаций управления государственными лесами в Российской империи вплоть до 1917 г., было основой устойчивого управления лесами и ведения лесного хозяйства, чего так не хватало в последующие периоды, включая современный. Лес характеризуется длительным сроком выращивания и поэтому по самой своей сути требует устойчивого управления и ведения лесного хозяйства.

3. В дореволюционном законодательстве, так же как и в лесном законодательстве советского периода, леса подразделялись на категории по целевому назначению, что позволяло более эффективно организовать их использование и обеспечить мероприятия по защите, охране и воспроизводству лесов.

 

ЛЕКЦИЯ 2

«ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ»

1. Право собственности на леса. Право собственности является наиболее полным вещным правом на лесные участки вместе в произрастающими на них лесами. Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право собственности в субъективном смысле можно определить, как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц в сферу его хозяйственного господства. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других природных ресурсов.

В соответствии с действующим ЛК РФ право собственности на леса прямо не закреплено в законодательстве. В нем право собственности на леса закрепляется посредством закрепления собственности на земельные участки, на которых произрастают леса. Лес представляет собой сложную вещь, состоящую из нескольких частей: из земельного участка, лесной растительности и других частей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных территорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Большинство лесов произрастает на землях лесного фонда, поэтому находятся в федеральной собственности. Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Также в федеральной собственности находятся леса, произрастающие на землях обороны и безопасности, на территории заповедников, национальных парков и др.

Лесной кодекс РФ 2006 г. ввел собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты РФ названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК РФ. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ч. 1 ст.82 ЛК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Собственность субъектов РФ на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Лесной кодекс РФ предусматривает также введение новой формы собственности на леса – муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК РФ.

Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены ЛК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и др. (ч.1 ст. 84 ЛК РФ). Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст.84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полно­мочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ).

В ЛК РФ не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

В частной собственности могут находиться леса, произрастающие на земельных участках, которые предоставлены в частную собственность, например, земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники.

Право собственности на леса характеризуется еще такой особенностью, как неразрывной связью с природными объектами (земельными участками, объектами животного мира), что отражает интересы населения РФ.

Анализ законодательства с уверенностью позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет право собствен­ности, а полномочия в области лесных отношений переданы органам госу­дарственной власти субъектов РФ.

Субъектом права федеральной государственной собственности на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. В ЛК РФ 1997 г. на лесной фонд была установлена федеральная собственность (ст. 19). Леса, расположенные на землях обороны, также находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК РФ 1997 г. устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация изменилась с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. В нем предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Леса на других участках могут находиться и иных формах собственности. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ 2006 г. в отличие от ЛК РФ 1997 г. прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территории, которые могут быть в частной собственности. Хотя следует обратить внимание, что подавляющее большинство лесов все же находятся в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

Действующий ЛК РФ, также, как и ЛК РФ 1997 г. не урегулировал вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Городские леса не входят в состав земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки и составе земель иных категорий определяются и соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Однако земельное законодательство не решает эту проблему.

Ведение лесопаркового хозяйства в городских лесах достаточно затрат­ный процесс, убыточно с точки зрения возможности получения прибыли, поэтому для сохранения полезных качеств городских лесов необходимо финансирование мероприятии по охране, защиты, воспроизводству лесов из федерального бюджета. Финансовые возможности РФ превосходят, например, финансовые возможности органов местного самоуправления. Федеральная собственность на городские леса необходима для обеспечения единого правового режима всех лесов на территории РФ.

При всех столь значительных изменениях лесного законодательства главным достоинством нового ЛК РФ, как и ранее действовавшего ЛК РФ 1997г., является то, что им не допускается возможность приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это согласуется со ст. 27 ЗК РФ в соответствии с которой земли лесного фонда ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Новый ЛК РФ ввел многообразие форм собственности на леса с некоторой оговоркой. Хотя физических и юридических лиц ЛК РФне называет в качестве субъектов права собственности на леса, но в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ закреплено, что леса распола­гаются на землях лесного фонда и землях иных категории. При этом в ч. 2 ст. 8 ЛК РФ законодатель развивает далее мысль: формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иными словами, леса могут произрастать на землях, находящихся в частной собственности (например, на землях сельскохозяйственного назначения) в соответствии с земельным законодательством.

Федеральная собственность на лесные участки на землях лесного фонда имеет целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем.

Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на опре­деленных титулах. Лесной кодекс РФ закрепляет следующие права поль­зования лесными участками (ст. 9 Л К РФ):

- постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

-ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

-безвозмездного пользования лесными участками;

- аренды лесных участков.

Права на участки земель лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В аренду предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: