Сибирский завод тяжелого машиностроения

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ

История эвакуации предприятий

В годы Великой Отечественной войны Красноярский край был одной из опор нашей страны — он поставлял людей, военную технику, боеприпасы, продовольствие, лечил раненых и даже одержал победу в сражении. Одной из главных предпосылок Победы был надёжный тыл. В тяжелейших условиях нашей стране пришлось, по существу, заново формировать свою военно-экономическую базу — на востоке. Колоссальная эвакуация промышленности, которая последовала вскоре после захвата врагом самых развитых регионов страны, не имеет аналогов в истории. В один только Красноярск прибыло оборудование 25-ти крупных заводов и фабрик и вместе с ним 30 тысяч рабочих. Так появились советский машиностроительный гигант «Сибтяжмаш», «Краслесмаш», КрасТЭЦ, Красноярский радиотехнический завод, Комбайновый завод, химкомбинат «Енисей», завод «Квант», Цементный завод, значительно вырос «Красмаш» и другие предприятия города. Основная тяжесть труда в тылу — в производстве и сельском хозяйстве — легла на плечи женщин, стариков, подростков. Они трудились по 13-14 часов в сутки, недоедали, недосыпали, но отдавали фронту всё, чем могли поделиться

Именно за годы войны Красноярский край получил ту производственную базу, которая позднее превратила его в один из промышленных центров страны.

Красноярск пережил невзгоды и лишения военных лет вместе со всей страной. Красноярский край стал единственным регионом за Уралом, где шли боевые действия — в 1942 году захватчики напали на Диксон, и вошёл в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошёл бой с немецко-фашистскими захватчиками. Конечно, в самом Красноярске не было боев, но многие тысячи горожан ушли воевать, а оставшиеся здесь, в тылу, работали для нужд фронта, приближая общую победу.

Беспрецедентная в мировой истории по своим масштабам переброска промышленной базы СССР с запада на восток началась уже в конце июня 1941 года. Быстрое продвижение немецких войск вглубь страны привело к тому, что к ноябрю 1941 года из строя выбыли 303 предприятия, изготавливавших боеприпасы. За первые полгода войны запасы боеприпасов были почти полностью исчерпаны, на всех фронтах остро ощущался недостаток снарядов. В сложившихся условиях стране пришлось заново формировать военно-экономическую базу — на Урале и в Сибири. Работа по демонтажу оборудования заводов из возможной зоны оккупации велась круглосуточно.

В Красноярском крае эвакуированное оборудование и рабочих принимали Красноярск, Канск, Абакан и Норильск, выбранные в силу наличия свободных площадок, обеспеченности электроэнергией и рабочей силой.

Всего в Красноярский край в 1941-1942 годах было привезено оборудование 32 промышленных предприятий и вместе с ним — 30 тысяч рабочих.

Одним из крупнейших красноярских предприятий в годы войны стал завод, построенный на базе оборудования эвакуированного из-под Брянска «Красного Профинтерна». Его было решено разместить на правобережье города, где находилось несколько деревянных построек только начинавшего создаваться завода «Сибтяжмаш» (ул. Академика Павлова, 1).

Сибирский завод тяжелого машиностроения

Сибирский завод тяжелого машиностроения был крупным промышленным предприятием, расположенным на правобережье Красноярска, специализировался на производстве тяжелых мостовых кранов для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительных заводов и предприятий топливно-энергетического комплекса.

Решение о строительстве завода тяжелого машиностроения в Красноярске было принято 13 сентября 1939 г. 16 июля 1941 г. по решению Государственного комитета обороны и Наркомата тяжелого машиностроения из города Орджоникидзе (город Бежица, ныне Бежицкий район Брянска) началась эвакуация паровозостроительного завода «Красный профинтерн». Его разместили на площадке «Сибтяжмаша», где к этому моменту еще не начались строительные работы. Эвакуация продолжалась до 8 октября 1941 г., а первые эшелоны с работниками и оборудованием прибыли в Красноярск 4 августа. Всего же в Красноярск из Бежицы прибыло около 6 тыс. вагонов.

К маю 1942 г. был введен в эксплуатацию небольшой завод с замкнутым циклом производства, состоявший из шести цехов. Красноярскому паровозостроительному заводу был выдан план по производству минометов. Кроме того, завод производил пневматические котлы для Иркутского, Бийского, Коломенского заводов, а осенью выпустил из цехов первый паровоз «Серго Орджоникидзе». С 1943 г. основной продукцией завода стали магистральные паровозы серии СО, их завод выпускал 300 штук в год. В военное время было также начато производство электромостовых подъемных кранов.

Весной 1945 г. производство кранов было перемещено в новые отстроенные цеха, но основой завода остается выпуск паровозов, которые производили здесь до конца 1950 г. В 1945 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени за героический труд в годы Великой Отечественной войны.

В 1950 г. предприятие получило название «Сибирский завод тяжелого машиностроения». В послевоенные годы завод занимался выпуском оборудования для нефтеперерабатывающей и цементной промышленности, изготовлением сырьевых и цементных печей, мельниц, прокатного оборудования.

В 2009 г. на заводе резко сократилось количество заказов, так как конъюнктура рынка сильно изменилась, и продукция завода оказалась невостребованной. Накопился большой объем дебиторской задолженности. На заводе было введено внешнее наблюдение, завод был остановлен до февраля 2010 г. В мае 2011 г. «Сибтяжмаш» был объявлен банкротом.

Завод из города Бежицы Брянской области готовился к переезду с середины июля. Причем продукцию фронту он давал до самого последнего момента, несмотря на воздушные тревоги и приближение противника.

Отметим, что до войны это предприятие давало почти 30% советского производства паровозов, 100% железнодорожных платформ, а также краны, оборудование для гидроэлектростанций, оборонную продукцию. Вместе с ним прибыли 15 тыс. рабочих предприятия и членов их семей.

«Красный Профинтерн» решили разместить на площадке завода «Сибтяжмаш». Обустройство там было минимальным — несколько жилых бараков, да столярная мастерская. Не было ни складов, ни цехов, ни даже дорог. Ценные станки и другое оборудование разбирали прямо на железнодорожной станции и вывозили по частям на санях. Затем построили узкоколейную дорогу — дело по разгрузке пошло быстрее.

Всего из Бежицы в Красноярск прибыло 190 тыс. тонн оборудования и материалов, поэтому эшелоны были разбросаны по шести платформам, не только на Злобино, но и на станциях Енисей и Базаиха. Перемещением ценного груза занимались рабочие «Красного профинтерна» и красноярцы. В краевом центре оказалось 868 станков, 133 единицы кузнечно-прессового оборудования, 485 единиц электросварочной техники. Не говоря уже о тысячах тонн металлов, проволоки, арматуры, электродов.




double arrow
Сейчас читают про: