Лабораторная работа № 3
Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».
Цель:
Оборудование: коллекция плодов и семян растений, рисунки, раздаточный материал
Ход работы:
1 . Рассмотри плоды и семена растений:
2 .Определи характерные черты их приспособленности к распространению;
3. Результаты исследовательской работы оформить в виде таблицы:
Название растения | Характерные черты приспособленности к распространению | Способ распространения |
Одуванчик | ||
Клен | ||
Вишня | ||
Череда | ||
Береза | ||
Мак |
4. Определи характерные черты приспособленности животных к среде обитания.
Р ассмотри животных и определи среду обитания:
Морж Крот Дельфин афалина
Название животного | Характерные черты приспособленности | Относительный характер приспособленности |
Северный олень | ||
Индийский слон | ||
Овцебык | ||
Морж | ||
Крот | ||
Дельфин афалина |
7. Сделай вывод и объясни возможный путь возникновения данных приспособлений.
|
|
Практическая работа №5
«ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ».
Цели и задачи: доказать существование в природе приспособленности организмов к среде обитания, продолжить формирование знаний о сущности приспособленности как соответствия строения, обмена веществ, поведения и других особенностей организмов в среде обитания; убедиться в том, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора
Материалы и оборудование: карточки с изображением специализированных форм растений и животных, коллекции «Защитные приспособления у животных». «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Виды защитных окрасок». «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих». «Насекомые-опылители», «Насекомые-санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных», семена и плоды из гербария по морфологии и биологии растений, раннецветущие растения, засухоустойчивые растения, теневыносливые и светолюбивые растения и т.п.
Ход работы:
Рассмотрите выданные вам объекты (растительные и животные организмы); обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитают выданные вам организмы; опишите эти конкретные приспособления.
Рассмотрите трех представителей животного мира: наземное млекопитающее, птицу, рыбу. При этом:
|
|
А) отметьте особенности внешнего строения предлагаемых животных, связанных со средой обитания;
В) из курса зоологии вспомните, какие особенности внутреннего строения этих организмов можно рассматривать как приспособление к определенной среде обитания.
Рассмотрите трех представителей растительного мира: ксерофит, суккулент (кактус, алоэ), гидрофит (элодея, стрелолист, кувшинка), гигрофит – живущий при повышенной влажности почвы и воздуха (папоротник, монстера). При этом:
А) отметьте особенности внешнего строения, характерные для этих растений;
Б) из курса ботаники вспомните, какие особенности внутреннего строения предлагаемых растений связаны с условиями обитания.
Заполните таблицу:
Вид | Условия обитания | Черты приспособленности | Биологическое значение | Причины приспособленности (факторы) |