Мультимедиа технологии

Чтение и изучение учебной литературы

Систематическое чтение и изучение учебной, учебно-методической и научной литературы – основная форма самостоятельной работы обучающихся.

При чтении рекомендуется:

- отделять в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств;

- находить значение непонятных слов в справочниках, а затем записывать в тетрадь само слово и его значение;

Записи прочитанного могут быть разные: выписки, план, тезис, конспект, они рассчитаны на последующее использование материала в учебном процессе, в подготовке доклада, реферата и т.д.

 

Основные формы записи

Прежде чем принять решение о форме записи изучаемого материала (выписки? план? тезисы? конспект?), следует сопоставить цель своей работы с объемом книги, со временем, которым располагаете, с опытом, который успели приобрести.

Выписки из книги делаются, как правило, по определенной теме или по узкому вопросу, где выделяется самое главное. Выписки помогают глубже понять содержание текста книги, понять основную мысль автора, его ответ или разъяснение поставленной проблемы.

План кратко отражает последовательность изложения и обобщает его, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. Хорошо составленный план может заменить конспекты и тезисы.

План является основой любого вида записи, помогает улучшить уже сделанные записи. Составление плана к конспекту помогает проконтролировать, не упущено ли существенное, не нарушена ли логика изложения.

Рекомендуется:

- прочитать про себя текст, продумать прочитанное;

- разбить текст не смысловые части и каждую озаглавить;

- в заголовках кратко передать главную мысль каждого фрагмента;

- проверить, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связаны ли они по смыслу;

- проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Недостатком плана является то, что он не передает фактического и проблемного содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения.

Существо текста вбирают в себя тезисы.

Тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые вы намерены развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении.

Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание.

Тезисы следует нумеровать – так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи тезисов стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого, так облегчается пользование ими.

Конспект – это краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.

Основу конспекта составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чем говорится, и что утверждается, и как доказывается.

Логика подачи тематического реферата (сообщения) должна быть продумана, а материал излагаться убедительно, ясно и грамотно. Поэтому важно использовать различные способы преподнесения материала:

- если нужно, повторить основные положения реферата;

- привлечь яркий пример;

- записать во время выступления цифры;

- заготовить рисунки, схемы, иллюстрации и т.д.;

- использовать интонации;

- сопровождать свое выступление паузами, выразительными жестами,

мимикой, подчеркивающей и усиливающей действие произнесенного слова.

Перечисленные способы преподнесения материала делают речь доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной.

Тематическое сообщение излагается в течение 5-7 минут.

 

Понятие реферат

Реферат – специально подготовленное, как правило, письменное сообщение. По содержанию он может быть критическим, иллюстративным, обзорным, табличным и др. Его текст должен содержать аргументированное и системное изложение определенной темы, где должны найти отражение:

- уровень изученности темы;

- видение проблемных областей;

- умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, а также формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы;

- навыки работы с литературными источниками. 

Структура реферата должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов.

Структура реферата

Структура реферата должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Основная часть реферата должна содержать только главы (как правило, две-три) без разбивки на параграфы (подразделы).

В реферате должны наличествовать:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

Заключение;

- библиографический список.

Титульный лист является первым листом реферата и заполняется на

листах А4 по. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- полное наименование учебного заведения;

- тема реферата (записывается по центру прописными буквами);

- фамилия, инициалы, номер группыобучающегося, выполнившего работу

(записывается в правой части листа).

Содержание (оглавление) включает наименование всех разделов, в том числе «Введение», «Заключение», список использованных источников; указание номеров страниц, на которых они начинаются.

Заголовки приводятся в той форме, в какой они даны в тексте. Заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце не ставят.

Содержание помещается перед введением.

Введение - это вступительная часть работы. Нужно приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему (1-2 страницы) разделе показать актуальность темы, дать общую оценку темы, сформулировать цель и несколько задач, которые необходимо раскрыть в процессе работы над темой реферата.

Введение содержит следующие структурные элементы:

- актуальность темы;

- разработанность темы;

- цель;

- задачи

Актуальность темы – это ее важность в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса в теории и практике.

Разработанность темы представляет собой информационно-аналитический обзор, практических рекомендаций с соответствующим выводом по выбранной теме.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. Предмет исследования включает те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению – процессы, методы, формы, технологии, используемые при изучении объекта исследования.

Весь процесс исследования направлен на получение нового знания о предмете, а получаемые практические рекомендации, которые опираются на результаты исследования, должны быть направлены на объект и указывать способ повышения эффективности его функционирования.

После описания проблемы исследования, формулируется цель.

Цель реферата – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работе, а для этого нужно ответить на вопрос «Зачем, для чего?» проводится данное исследование. Целью исследования может быть или получение нового знания, или способа решения какой-либо практической задачи.

Часто цель соответствует названию темы реферата. Формулировки цели в

реферата могут выглядеть примерно так: «охарактеризовать…», «дать целостную картину…», «раскрыть особенности (периода)», «проанализировать и обобщить опыт..., определить его значение для развития…» и т.п.

Сформулировать цель – значит описать ожидаемый результат (теоретический, практический). Согласно поставленной цели определяются (формулируются) задачи реферата. Они должны соответствовать содержанию самой работы, т.е. основной части, с соответствующим учетом разделов (из формулировок задач обычно формулируются и названия глав реферата).

Основная часть текстового документа составляет наибольший объем работы (10-13 страниц). Она выполняется с разбивкой на несколько разделов (глав), посредством которых раскрывается содержание работы.

Каждая глава должна содержать область выводов и переходный (логический) «мостик» к следующей главе.

Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.п. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Заключение. В заключение обобщаются, но не повторяются положения, высказанные в основной части реферата. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам. Рекомендуемый объем заключения – 1-2 страницы.

В формулировании содержательной части выводов обычно соблюдается определенное правило: каждый пункт, абзац или предложение, посвященныетолько какому-либо одному вопросу, очень кратко раскрывается его суть, и все они выстраиваются в определенной логической последовательности.

Библиографический список является важной частью реферативной работы. Он приводится в конце реферата. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи реферата. Правильно составленный и грамотно оформленный библиографический список свидетельствует о том, насколько автор знаком с литературой по теме работы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу обучающегося.

Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Библиографический список литературы представляет собой перечень использованных книг, статей и других материалов, составленный по алфавиту. Исключение составляют законодательные и нормативные документы.

Работы авторов-однофамильцев располагаются в алфавитном порядке их инициалов, а работы одного автора – в алфавитном порядке названий произведений.

Оформление реферата

Общие требования. Текст реферата выполняют на компьютере шрифтом Times New Roman 14-го размера (кегля). Межстрочный интервал текста 1-1,2.

Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги одного оттенка, одного размера (формат А4) и одной плотности на лазерном принтере с высоким качеством печати.

Поля страниц должны быть:

- левое – 25 мм;

- правое – 15 мм;

- верхнее и нижнее – 20 мм.

       Абзацный отступ одинаковый по всей рукописи – 0,6 см.

Нумерация листов текстового документа должна быть сквозной. Первым листом является титульный лист, на котором номер не ставится.

Номера страниц проставляют в середине страницы вверху или внизу.

Разделы. Содержание основной части реферата разбивают на разделы (главы), которые должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами в пределах всего документа.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям.

Введение, заключение и список использованных источников не нумеруются.

Разделы должны иметь заголовки. Заголовки должны быть краткими и четкими, соответствовать содержанию глав.

Названия глав набирают жирным шрифтом, кегль 14. Шрифт в заголовках должен иметь только прямое начертание. Заголовки следует печатать с абзацного отступа прописными буквами.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении работы на компьютере, должно быть равно 2 интервалам: сверху и снизу.

Сокращения. В любом тексте употребляются пять общепринятых сокращений, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). Их нельзя разбивать переносом.

Если в тексте реферата принята особая система сокращений слов или

наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений или

они должны быть пояснены при первом упоминании в тексте. Форма сокращений по всей работе должна быть одинаковой.

Использование цитат и оформление заимствований. Реферат – это компилятивная работа и в ее основе лежит умение исследователя таким образом изложить полученный материал, чтобы он отражал мысль, идею, концепцию автора, но основанную на экспериментальных или теоретических данных других исследований.

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания:

«по сообщению…», «по сведениям…», «по мнению…», «по данным…», «по

нашему мнению…» и др.

Ссылки на материалы, заимствованные у других авторов,являются обязательными.

Ссылкой на авторитетное высказывание стремятся подкрепить свои мысли, либо заимствуют ценный фактический материал. Противоположную точку зрения цитируют тогда, когда хотят сопоставить свои взгляды со взглядами оппонента, доказать ошибочность его позиции. Важно стремиться к тому, чтобы цитируемое высказывание было по возможности лаконично.

Таблицы. Таблицы следует набирать кеглем 14 (допускается кегль 12).

В пределах реферата все таблицы должны быть набраны одинаково средствами MS Word, границы таблицы не должны выходить за поля работы. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Слово «Таблица» пишут в правой стороне страницы. Таблица должна иметь название, которое располагают ниже. Название таблиц центрируют и набирают кеглем 14.

Между текстом и словом «Таблица» ставят два междустрочных интервала, далее располагают название таблицы через один междустрочный интервал и делают еще один междустрочный интервал до головки таблицы.

Иллюстративный материал.

В качестве иллюстраций можно использовать фотографии, рисунки, схемы, диаграммы. Допускается заимствовать готовый иллюстративный материал из других изданий со ссылкой на источник. Все иллюстрации должны быть пронумерованы.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате.

 

 Понятие доклад.

 

Доклад – один из видов монологической речи, публичное, развернутое, официальное сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

Доклады могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по теме, так и более сложным.В него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Цель доклада – информирование кого-либо о чем – либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы, как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

 

                         Подготовка доклада

 

1. Получив или выбрав тему доклада, узнай срок, к которому он должен быть подготовлен. Наметь этапы его подготовки и время. Составь список литературы по данной теме, и после этого составь план работы над докладом.

2. При чтении литературы выписывай необходимые сведения на отдельные страницы с указанием источника, а также отмечай вопрос своего рабочего плана, к которому относятся эти сведения.

3. Подобрав материал, переходи к составлению окончательного варианта плана доклада.

4. Материал доклада можно оформить в виде подробного сложного плана, тезисов или полного текста выступления.

5. При предварительном чтении (дома) обрати внимание на то, чтобы в докладе не было повторов, второстепенных вопросов, не связанных с темой, непонятных выражений и т.п.

6. При выступлении не следует читать текст доклада, не отрываясь от бумаги, можно только иногда обращаться к своим записям.

7. Помни, что нужно уважать слушателей и говорить внятно, достаточно громко, не злоупотреблять их вниманием. Значительно облегчит восприятие доклада подготовленная к нему наглядность. Будь готов ответить на вопросы.

 

 

               Компьютерные презентации с использованием

мультимедиа технологии

 Мультимедиа технология. Термин «мультимедиа» - калька с английского слова «multimedia», что можно перевести как «многие среды» (от «multi» – много и «media» – среда). Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Для создания презентаций предназначено офисное приложение PowerPoint. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов (электронных страниц), которые кроме текста могут содержать мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео).

Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором, необходимо определить примерное количество слайдов в презентации и их содержание. Первый слайд презентации обычно содержит ее название, сведения об обучающимся, выполнившим работу, и создается на основе Титульного слайда. Текстовая информация на слайде может быть расположена

либо в виде маркированного списка, либо в две колонки. Слайд целиком может занимать таблица, диаграмма или рисунок, на слайде могут находиться текст и диаграмма, текст и графика и т.д. Большинство типов слайдов содержат также заголовки. Наконец, есть пустые заготовки слайдов с заголовком и без него.

В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов.

Для осуществления различных вариантов переходов между слайдами используются либо управляющие кнопки, либо гиперссылки. 

Для допуска к дифференцированному зачету необходимо выполнить и успешно сдать отчеты по всем практическим работам, письменные задания по каждой теме, выполнить реферат и/или компьютерную презентацию по теме раздела, и подготовить ответы на вопросы.

 

 

При оценке реферата, доклада и/или компьютерной презентации будут учитываться содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество использованного материала, а также уровень грамотности (общей и специальной). Одновременно отмечаются положительные стороны и недостатки работы, а в случае необходимости обучающемуся указывается, что надо доработать.

Критерии оценки.

В качестве основных критериев оценки могут выступать:

1. Соответствие содержание заявленной теме.

2. Актуальность, новизна и значимость темы.

3. Четкая постановка цели и задачи исследования.

4. Аргументированность и логичность изложенного.

5. Научность, новизна и достоверность полученных результатов.

6. Свободное владение материалом.

7. Состав и количество используемых источников и литературы.

8. Культура речи, ораторское мастерство.

9. Выдержанность регламента.

«3» - содержание не удовлетворяет данным критериям.  

«4» - содержание частично удовлетворяет данным критериям.  

«5» - содержание в полной мере удовлетворяет данным критериям.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: