Производство - экономика

Экономическая деятельность напрямую связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потребностей людей. С развитием общества и научно-технического прогресса круг потребностей расширяется.

Материальные (или экономические) потребности людей удовлетворяются через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные предметы и их свойства.

На заре развития человечества люди удовлетворяли свои материальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала ему природа, создавать иные, отличные от природы предметы. Таким образом возникло производство.

Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ. Ученые говорят даже о законе повышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это связано с тем, что по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие.

У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости — пищи, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода затраты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары — увеличиваются. Если мы удовлетворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно потратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой техники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обойтись. Таким образом, потребности безграничны, а материальные блага ограниченны. Ограниченность материальных благ напрямую связана с ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические ресурсыэто все то, что используется в процессе производства товаров и услуг. Экономические ресурсы называют еще факторами производства. К ним относятся:

1) природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.);

2) трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);

3) капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

4) информационные ресурсы (знания, необходимые для экономической деятельности).

Природные и трудовые ресурсы — это первичные факторы производства, капитал и информационные ресурсы — вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, которые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на природные ресурсы человеку необходимо приложить определенные умственные и физические усилия, т.е. использовать свои способности к труду. Для эффективного производства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покупки машин, оборудования, помещений — средств производства, которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику.

Инвестированиеэто долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей. В настоящее время инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например, в ценные бумаги, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств, например, сырье;

инвестиции в основной капитал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. Последний вид инвестиций называют капитальными вложениями (капиталовложениями). Они включают в себя затраты как на возмещение, так и на прирост основного капитала.

Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооружений, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестициями. Они могут быть вычислены как разница между общей суммой инвестиций и амортизацией.

Все виды инвестиций взаимосвязаны. Например, инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития экономики. Оно создает условия для обновления и увеличения производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому процесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора.

В настоящее время, с развитием научно-технического прогресса, все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы знания, управленческие навыки, способность ориентироваться в реальной рыночной ситуации, умение правильно вести переговоры с партнерами, подобрать штат квалифицированных работников и т.д. Вопросами управления на предприятии может заниматься сам собственник (капиталист, предприниматель) или наемный работник — менеджер.

Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например, знания как экономический ресурс способствуют более рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования. Знания дают возможность более рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства.

Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве. Меньше всего мобильны природные ресурсы. Так, землю переместить практически невозможно. Тем не менее можно перевозить добытые полезные ископаемые, лес, направить воду из реки по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие расстояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, особенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью.

Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимозаменяемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расширить посевные площади (природные ресурсы), изменить количество и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую технику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний).

Однако взаимозаменяемость ресурсов не бывает абсолютной. Нельзя бесконечно использовать ручной труд, заставляя работников трудиться в две-три смены. Нельзя расширять посевные площади без внесения удобрений, иначе земля истощится. Поэтому предприниматель вынужден отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов с целью большей эффективности своей деятельности. Экономическая эффективностьэто получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно сопоставлять полученный результат (количество продукции) и произведенные затраты. Любой человек, будь это производитель или потребитель, стремится действовать в экономической сфере рационально, т.е. стремится увеличить выгоду при наименьших затратах.

При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов с полученной выгодой. Поэтому показателей эффективности производства может быть много. Например, производительность труда (средняя стоимость продукции, произведенной одним работником),

материалоемкость (расход природных ресурсов на единицу продукции), капиталоемкость (использование капитала для производства продукции). Сопоставление стоимости произведенной продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется рентабельностью.

Усилению эффективности и рентабельности производства способствует разделение труда т.е. разделение производства продукции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами. В зависимости от субъектов различают профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимости от этапов производства различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление элементов готового продукта. В ходе разделения труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции.

Изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда, называется специализацией. Специализируясь на производстве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономические ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество.

Проявлением специализации выступает разделение производства на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой — группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д. Кроме того, в науке весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный. Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы, хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать реальный сектор.

Основное звено рыночной экономики составляет предпринимательствосамостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом.

Прибыль есть цель и одновременно мотив предпринимательской деятельности. Прибыль — это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разницу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.

Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость — совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимости сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению предпринимателя.

В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.

Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать необходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, ответственность за их реализацию, способность идти на обоснованный риск. Последнее качество необходимо в условиях конкуренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получение прибыли.

Сущность производства нельзя полностью понять без характеристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения — это отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Производительные силы и производственные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако производительные силы более динамичны, развиваются быстрее производственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производительные силы. Смена производственных отношений может происходить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладельческих производственных отношений феодальными, а несоответствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в совокупности представляют движущие силы экономического развития общества.

Вопросы и задания:

1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удовлетворении играет производство?

2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.

3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупаемых товаров?

4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?

6. Почему в настоящее время большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?

7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.

8. Что такое экономическая эффективность? Как она рассчитывается?

9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализация?

10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Какие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятельности?

11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производственных отношений?

12. Прочитайте высказывание А. Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

РЫНОК - ЭКОНОМИКА

Нормальное функционирование экономики невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Обменэто процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Способы обмена могут быть различны. В древние времена преобладал натуральный обмен. Он стал необходим в условиях общественного разделения труда (на земледелие, скотоводство и ремесла) и специализации. Люди, производившие разнородную продукцию, были вынуждены обмениваться продуктами своего труда, чтобы более полно удовлетворить свои материальные потребности. При обмене приходилось сопоставлять ценность и полезность обмениваемых предметов, чтобы интересы каждой из сторон не были ущемлены. Соизмерение ценностей вещей при натуральном обмене представляло весьма сложную проблему. Как, например, определить, сколько глиняных горшков можно получить за корову? Поэтому со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предметы, одинаково ценимые большинством людей. Так появились деньги, а вместе с ними и денежный обмен.

Сначала в качестве денег выступали различные вещи: шкурки животных, домашний скот, ракушки, зерно и др. И по сей день некоторые реликтовые племена используют в качестве денег подобные предметы. Неудобство таких денег состояло в их недолговечности, потере с течением времени полезных свойств. Так, шкурки постепенно изнашивались, а домашний скот мог заболеть и пасть. На смену вещественным деньгам пришли металлические. Они были более долговечны и могли делиться на части. Сначала металл использовали в слитках. Чтобы оплатить недорогую покупку, от слитка отрезали кусок, который приходилось взвешивать для определения его ценности. На Руси основной единицей платежа была гривна (около 400 граммов серебра). Довольно часто она представляла собой обруч для ношения на шее. Для оплаты товаров ее могли делить напополам (рубить), отсюда пошло название «рубль».

Постоянное деление металлических слитков и взвешивание отрезанных кусков также было не вполне удобным. Поэтому появились монеты — металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью. В большинстве случаев монеты имели и имеют по сей день дисковую форму. На каждой из ее сторон чеканились какие-либо изображения. Чаще всего это были лица монархов, гербы государств, а также различные надписи. Монеты были довольно распространенными деньгами в течение многих столетий, пока в XVIII в. не появились бумажные деньги. Они более удобны, потому что легче по весу, чем металлические, и занимают значительно меньше места. Бумажные деньги широко распространены и сейчас. Но несмотря на удобства они имеют и недостатки. Металлические деньги (золото, серебро) — это реальные деньги, они вряд ли когда-нибудь обесценятся. Бумажные же деньги называют символическими. Их реальная стоимость равна стоимости израсходованной на них бумаги и типографских услуг. В то же время формальная стоимость денег определяется их номиналом, т.е. той суммой, которая обозначена на купюре.

Бумажные деньги при всех их достоинствах породили массу проблем. Их легко подделать. Современные типографские технологии позволяют копировать даже самые совершенные средства защиты. Еще одна проблема — это износ купюр. Государство вынуждено постоянно изымать из обращения ветхие купюры и заменять их новыми. Выпуск новых партий бумажных денег называется эмиссией. Государство жестко контролирует этот процесс, предоставляя право эмиссии одному или нескольким банкам. В соответствии со статьей 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Количество бумажных денег в стране должно соответствовать объему товарной массы и золотовалютному запасу государства.

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание, называется инфляцией. В результате падения покупательной способности денег растут цены на товары и услуги, снижается уровень жизни населения. Инфляция стала обычным явлением XX в. Небольшие ее темпы допустимы и учитываются при составлении государственного бюджета. По темпам развития выделяются умеренная инфляция (до 10% в год), галопирующая (до 200 %) и гиперинфляция (до 1000 %). Чтобы избежать высоких темпов инфляции, государство должно постоянно контролировать денежное обращение.

Сейчас наряду с бумажными все большее значение приобретают электронные деньги. Они функционируют в виде безналичных платежей, т. е. переводов денег с одного банковского счета на другой. Одну из форм электронных денег представляют кредитные карточки в виде именного денежного документа, выпущенного кредитным учреждением (банком), удостоверяющего личность владельца банковского счета и дающего ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Кредитные карточки появились в 1950-х гг. и стали довольно распространенным средством платежа в настоящее время. Владельцу кредитной карточки не обязательно носить с собой деньги. При покупке товара нужная сумма снимается с его счета, а если понадобятся наличные деньги, то их можно получить через банкомат.

Независимо от формы деньги имеют общие признаки и выполняют одинаковые функции. Признаками денег являются их портативность (занимают мало места), однородность (равная стоимость однородных купюр), стабильность (одинаковая стоимость на протяжении длительного времени) и узнаваемость (сложность подделки).

Деньги выполняют три функции: служат средством обращения, мерой стоимости и средством накопления. В качестве средства обращения деньги выступают платежным средством при обмене товаров. Приобретая какую-либо вещь, покупатель платит за нее деньги; продавец, получив деньги, оплачивает ими товары и услуги и т.д. Чем быстрее обращаются деньги, тем меньше в стране денежной массы и, соответственно, меньше вероятность инфляции. Выступая как мера стоимости, деньги играют роль счетной единицы, всеобщего эквивалента, благодаря которому можно сравнить стоимость всех товаров и услуг. Как средство накопления деньги выступают в том случае, когда их не тратят, а откладывают с целью накопить необходимую сумму для покупки дорогостоящей вещи или на «черный день».

С развитием денежного обмена появляется рынок. Это слово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от вида товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли — оптовые и розничные.

С точки зрения экономической науки рынокэто форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, на рынке определяется цена, представляющая собой главный индикатор рыночной экономики.

Ценаэто денежное выражение стоимости товаров и услуг. Процесс установления цены на товар называется ценообразованием. Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится. На процесс ценообразования оказывают влияние множество объективных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости.

Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внутренние и мировые. Но независимо от вида цены выполняют одни и те же функции. Цена информирует (информирующая функция) покупателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар. Эта информация ориентирует (ориентирующая функция) покупателя в выборе товара и определяет спрос на него. Увеличение цены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (стимулирующая функция), а увеличение спроса на товар при снижении цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция). Наконец, изменение цен способствует перераспределению капитала (распределительная функция) из одной отрасли экономики в другую.

Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов экономической деятельности, свобода предпринимательской деятельности, основанная на частной собственности. Все это регулируется общеобязательными правилами поведения — обычаями, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, ценных бумаг, валютных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.

Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего это информационная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция проявляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на повышение эффективности производства.

Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают обмен денег на товар и обратно. Товарэто продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.

Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. Потребитель оценивает степень пользы от потребления товаров и выстраивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребности людей очень отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая — меньшей, третья — еще более меньшей, и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара — это его

ценность (стоимость). Под ценностью понимается денежная оценка потребителем полезности блага.

Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией - соперничеством между участниками рынка. Конкуренция может представлять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно предлагая блага более высокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несовершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на Цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности. Какая-либо группа предпринимателей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Промежуточным видом конкуренции выступает монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположность конкуренции составляет монополия. В условиях монополии существует только один продавец данной продукции, не имеющей близких заменителей. Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком — какая-нибудь одна-единственная фирма.

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затруднительно. Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.

В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую задачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в законах.

Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение. Спросэто намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью. В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Спрос во многом зависит от дохода потребителя и от цен на близкие по назначению и качеству товары.

Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен. Закон спроса не распространяется на антиквариат, предметы роскоши, т.е. на те товары, которые выступают средством накопления, а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изменением величины спроса. Если цена на товар снижается, то величина спроса на него возрастает, и наоборот. Кроме цены на спрос влияют доходы населения, изменение его структуры (по возрастному, профессиональному и другим признакам), изменение цен на другие аналогичные товары, а также смена моды, вкусов, привычек.

Предложение - это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него. Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы. Например, снижение издержек производства приводит к увеличению предложения.

Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

Рыночная экономика представляет собой наиболее распространенный тип экономических систем в современном мире. Именно в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности.

Вопросы и задания:

1. Что такое обмен? Какие способы обмена существовали в истории человечества?

2. Какие формы денег были приняты в прошлом? В чем их достоинства и недостатки?

3. Что такое инфляция? Каковы ее виды? Как инфляция влияет на развитие экономики?

4. Охарактеризуйте признаки денег.

5. Какие функции выполняют деньги?

6. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?

7. Что такое цена? Что влияет на процесс ценообразования?

8. Назовите функции рынка.

9. Что такое товар? Каковы его свойства?

10. Как осуществляются взаимоотношения производителей и потребителей? Какую роль при этом играет конкуренция?

11. В чем различие совершенной и несовершенной конкуренции? Что выступает противоположностью конкуренции?

12. В чем состоит соотношение цены, спроса и предложения? Сформулируйте законы спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: