Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.

Например, запах или голос хищника сигнализирует другому животному об опасности и дает ему возможность спастись.

Вид или запах пищи предупреждает о ней и подготавливает пищеварительную систему к принятию ее, а форма или цвет других объектов, например божьей коровки, указывает на их несъедобные качества.

Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие.

Каков механизм образования условных рефлексов? С помощью исследований И.II. Павлов выяснил, что основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителей. Временное нервная связь образуется в результате взаимодействия процессов возбуждения и прокладывание пути для его проведения, одновременно и многократно возникают в этих центрах.

Среда, в которой существуют животные, очень изменчива. Приспособление к условиям этой среды посредством условных рефлексов будет тонким и точным лишь в том случае, если эти рефлексы также будут изменчивыми, т. е. ненужные в новых условиях среды условные рефлексы исчезнут, а вместо них образуются новые. Исчезновение условных рефлексов происходит благодаря процессам торможения.

В отличие от животных, у человека условные рефлексы образуются не только в ответ на конкретные сигналы (звук, свет и т.п.), но и на услышаны или прочитаны слова, цифры, рисунки. Благодаря этому человек способен к абстрагированию и обобщений, которые составляют основу его мышления и сознания.

В отличие от животных человеку как социальному существу свойственна еще к вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы второй сигнальной системы («сигналы сигналов»). Например, действия человека (его поведение) будут одинаковыми как при произнесении слова «пожар!», так и при действительно наблюдаемом (зрительное раздражение) им пожаре. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Билет №19

Какова роль биологических мембран в клетке?

Плазматическая мембрана, или плазмалемма, — наиболее постоянная, основная, универсальная для всех клеток мембрана. Она представляет собой тончайшую (около 10 нм) пленку, покрывающую всю клетку. Плазмалемма состоит из молекул белков и фосфолипидов

Все клеточные мембраны представляют собой подвижные текучие структуры, поскольку молекулы липидов и белков не связаны между собой ковалентными связями и способны достаточно быстро перемещаться в плоскости мембраны. Благодаря этому мембраны могут изменять свою конфигурацию, т. е. обладают текучестью.

 

Функции мембраны

1 Барьерная. Отграничивают содержимое клетки от внешней среды и содержимое органелл от цитоплазмы. Избирательная проницаемость обеспечивает отделение клетки и клеточных компартментов от окружающей среды и снабжение их необходимыми веществами.

  2. Транспортная — через мембрану происходит транспорт веществ в клетку и из клетки. Транспорт через мембраны обеспечивает: доставку питательных веществ, удаление конечных продуктов обмена, секрецию различных веществ, создание ионных градиентов, поддержание в клетке оптимального pH и концентрации ионов, которые нужны для работы клеточных ферментов.

 Частицы, по какой-либо причине неспособные пересечь фосфолипидный бислой (например, из-за гидрофильных свойств, так как мембрана внутри гидрофобна и не пропускает гидрофильные вещества, или из-за крупных размеров), но необходимые для клетки, могут проникнуть сквозь мембрану через специальные белки-переносчики (транспортеры) и белки-каналы или путем эндоцитоза.

 При пассивном транспорте вещества пересекают липидный бислой без затрат энергии по градиенту концентрации путем диффузии. Вариантом этого механизма является облегчённая диффузия, при которой веществу помогает пройти через мембрану какая-либо специфическая молекула. У этой молекулы может быть канал, пропускающий вещества только одного типа.

Активный транспорт требует затрат энергии, так как происходит против градиента концентрации. На мембране существуют специальные белки-насосы, в том числе АТФаза, которая активно вкачивает в клетку ионы калия (K+) и выкачивают из неё ионы натрия (Na+).Осуществляют фагоцитоз, пиноцитоз.

  3. Рецепторная — некоторые белки, находящиеся в мембране, являются рецепторами (молекулами, при помощи которых клетка воспринимает те или иные сигналы).

 Например, гормоны, циркулирующие в крови, действуют только на такие клетки-мишени, у которых есть соответствующие этим гормонам рецепторы. Выполняют роль рецепторов (получение и преобразование сигналов из окружающей среды, узнавание веществ  клеток и т. д.). Антигенные свойства,- определение антителами антигенов.

4.Являются катализаторами (обеспечение примембранных химических процессов).

5.Участвуют в преобразовании энергии, осуществление генерации и проведения биопотенциалов. Генерация нервного импульса

6. Механическая — обеспечивает автономность клетки, ее внутриклеточных структур, также соединение с другими клетками (в тканях). Большую роль в обеспечение механической функции имеют клеточные стенки, а у животных — межклеточное вещество.

7. Ферментативная — мембранные белки нередко являются ферментами. Например, плазматические мембраны эпителиальных клеток кишечника содержат пищеварительные ферменты.

8. Энергетическая — при фотосинтезе в хлоропластах и клеточном дыхании в митохондриях в их мембранах действуют системы переноса энергии, в которых также участвуют белки;

*8.Почему за речь у человека отвечает не один, а несколько нервных центров?

Центры речи формируются после рождения и только в одном (обычно в левом) полушарии (95 %). Речевая функция эволюционно самая новая. Различают чувствительные центры, связанные с восприятием слуховых и зрительных речевых сигналов, и двигательные, связанные с артикуляцией речи и письмом.. Эти центры функционируют совместно, при их поражении возникают различные виды афазии.

 Главная роль в адекватном функционировании  принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике.  Анализ слуховых речевых раздражений происходит в задних отделах верхней височной извилины, зрительный (при чтении) — в нижней теменной дольке..

К другому центральному органу речи принадлежит т.н. зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Двигательный центр артикуляции речи находится в заднем отделе нижней лобной извилины (треугольная часть), двигательный центр письма располагается в заднем отделе средней лобной извилины.  Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.

В связи с тем, что речевые центры формируются только в одном полушарии, возникло понятие о функциональной асимметрии полушарий. Левое полушарие (речевое) — база абстрактного мышления, правое — конкретного, образного мышления.

Билет№20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: