Занятие от 18.03.20 (2)

Классические социологические теории политики конца ХIХ – начала ХХ вв

1. Почему индустриальная социология и теория человеческих отношений приобрели большую популярность как среди социологов, так и лидеров западного бизнеса?

 

Исходя из понятия термина «индустриальная социология» как отрасль социологической науки, предметом которой являются социальная структура и социальные отношения в организационно-производственных системах индустриального типа. И основными темами которой являются: социальный статус и социальные роли работников в условиях индустриального общества, трудовое и экономическое поведение работников, социальные конфликты на производстве, трудовая мотивация, организационная культура и культура труда, социальные предпосылки и последствия технологического прогресса, рационализации производства и т. д. А также определения понятия «теория человеческих отношений» как концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в буржуазной социальной науке, становится очевидным популярность среди социологов, и, особенно, у лидеров западного бизнеса.

Первых данная проблематика волновала в связи с тем, что в 1957 г., когда и стачки, и забастовки рабочих во Франции имели массовый, нарастающий характер, было важно определить первопричину данных конфликтов, несмотря на то, что часто данные исследования казались шуточными (к примеру, работа французских социологов Ж. Фриш-Готье и П. Луше "Голубеводство у шахтеров Севера") или то, что проблема социологии состояла в относительном параллелизме теории и эмпирии, в отсутствии механизмов их "сцепления". Поиск путей установления тесной связи между ними только начинался, и первые шаги в этом направлении были сделаны скорее представителями теоретической, чем эмпирической социологии.

Вторых больше волновала практическая выгода, которую можно извлечь из таких исследований. Основываясь на них, они могли лучше понять потребителя и что он приобретёт с большей вероятностью. Ведь был сделан вывод, что основным условием, влияющим на эффективность производственного процесса и рост производительности труда, является фактор человеческих отношений, базирующихся на стремлении членов группы понимать друг друга, ощущать себя включенными в нее и при этом чувствовать себя свободными. Это желание человека быть включенным в определенную социальную общность Мэйо назвал чувством «социабильности». Т.е., основываясь на этих исследованиях лидеры западного бизнеса могли меня концепции, товар и остальные товары сообразно тому, что создаст у людей чувство «социабильности».

 

Хоторнский эксперимент

Объект Группа исследователей изучала влияние объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) на производительность труда в пригороде Чикаго Хоторна.
Годы 1924-1932
Цели Выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
Средства 13 периодов
Круг затрагиваемых социальных сфер Производство,отношения между рабочими
Последствия на объекте Производительность труда
Проверка эффективности Социальные отношения и моральный дух работников были на повышенном этапе
Исторические последствия Конкретные особенности графика работы и изменения, которые вносились в течение 13 периодов, не имели значения, а производительность труда выросла благодаря улучшению отношений между работниками в самой группе и их непосредственным руководителем

Чем отличается Колумбийская школа социологии от других аналогичных школ в США?

 

Чикагская школа

Начало деятельности

Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние. Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго.

Представители

Нелс Андерсон, Эрнст Берджесс, Рут Шонл, Франклин Фрэйзир, Эверет Хьюз, Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Вальтер Реклис, Эдвин Сатерленд, Уильям Томас, Фредерик Зрашер, Луис Вирт, Флориан Витольд  Знанецкий.

Методологические принципы исследований

Рассмотрение индивида в качестве единственного субъекта экономической деятельности

Методы исследований

Полевые, количественные (статистика, картография и т.п.), эмпирические

Основные направления (проблематика) исследований

Жизнь этнических групп эмигрантов, расовые взаимоотношения, социология семьи, молодёжи, проблемы дезорганизации, проблемы мобильности, проблемы социального управления

Значение школы в истории социологии (достижения)

Значение Чикагской школы и в американской, и в мировой социологии состоит в том, что она ориентировала науку, а через нее - и общество в целом на социально-политические реформы, осуществление которых может быть наиболее эффективным на основе разработанных учеными социальных технологий. Значение Чикагской школы состояло в том, что в эмпирических исследованиях внимание обращалось не только на "субъективный фактор", т.е. мнения людей по тому или иному вопросу, но и на объективные обстоятельства экономического, социального и политического характера, вызвавшие эти мнения. Таким образом, было обеспечено сочетание объективного и субъективного, общего и частного.

Колумбийская школа

Начало деятельности

Несколько меньшее значение как социологический центр имел в начале XX века Колумбийский университет, который приобрел международную значимость с 1940 года под руководством Пауля Лазарсфельда и Роберта Мертона. Колумбийский университет всегда славился и широтой охвата изучаемых явлений, и смелостью, новаторской постановкой анализируемых проблем. Первым официальным профессором социологии в США стал в 1894 году Ф. Гиддингс именно здесь, в Нью Йорке. Созданный вторым, после Чикагского, Колумбийский департамент социологии в начале XX века был единственным его соперником как в области профессиональной подготовки кадров, так и в академической разработке социологической проблематики. Однако серьезным и крупным исследовательским центром международного значения он становится с 30-х годов XX века.

Представители

Роберт Мак-Айвер, Джекоб Морено, Пауль Лазарсфельд, Роберт Мертон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: