Практическое занятие №15
Общие сведения о редакторе Writer
Запуск текстового процессора Writer может производится:
· щелчком мыши по пиктограмме OpenOffice.org Writer
· из меню кнопки К (Linux) или Пуск (Windows), раздел Программы – OpenOffice.org
1. Запустите программу Writer.
Открытие имеющегося текстового файла (текста) при открытом редакторе Writer производится командой Файл / Открыть / имя файла.
Имя файла выбирается из содержимого соответствующей папки.
Для сохранения файла
под прежним именем подать команду Файл / Сохранить,
под новым именем Файл / Сохранить как... / Имя файла.
Кроме того, обеспечивается автоматическое сохранение содержания документа.
Для выхода из Writer нужно подать команду Файл / Выход.
Существуют 2 вида отображения текста на экране, но обычно используется режим "Разметка печати" (вид, подготовленный для печати); вызывается командой Вид / Разметка печати.
Общий вид рабочего окна Writer
Панели инструментов
Кнопки на панелях инструментов (под строкой Меню) дублируют команды строки меню, но пользоваться ими удобнее, поэтому будем, в основном, ориентироваться на работу с кнопками панелей инструментов.
Вызов списка всех панелей производится командой Вид / Панели инструментов. Здесь значком отмечаются те панели, которые вызваны для работы. Чаще всего используются панели Стандартная, Форматирование и Таблица.
Горизонтальная и вертикальная координатные линейки выводится на экран командой Вид / Линейка.
Поля и размер текстовой части страницы устанавливаются после подачи команды Формат / Страница / Страница.
Здесь устанавливаются ширина и высота листа (стандартный лист – формат А4). Здесь же определяется ориентация листа (книжная – вертикальная или альбомная – горизонтальная). В разделе Поля определяются отступы от краев листа (сверху, снизу, справа, слева). После установки параметры страницы фиксируются нажатием кнопки Ок.
Изменение размеров отображения документа производится командой Вид / Масштаб или кнопкой Масштаб на панели инструментов Стандартная. Наиболее удобный для работы масштаб По ширине страницы.
Работа с текстом
При работе с текстом могут производиться следующие операции;
- выделение текста;
- выбор шрифта;
- выбор размера символов;
- форматирование абзацев;
- удаление и восстановление строк (абзацев);
- отмена и восстановление действий;
- редактирование текста;
Для этого используются следующие алгоритмы:
Чтобы выделить текст, можно выполнить одну из следующих операций:
- передвинуть мышь при нажатой левой клавише мыши;
- использовать курсорные стрелки при нажатой клавише Shift:
- выделять весь текст с помощью команды Правка / Выделить все.
Выбор шрифта производится с помощью кнопки со стрелкой "u" (справа от названия шрифта) на панели инструментов Форматирование.
Выбор размера символов производится с помощью кнопки со стрелкой "u" (справа от числа, указывающего размер шрифта) на панели инструментов Форматирование.
Выбор стиля шрифта производится с помощью кнопок панели Форматирование: " Ж " (жирный), " К " (курсив), " ч " (подчеркнутый).
Форматирование абзаца включает его центрирование или выравнивание по левому или правому краю или по ширине страницы.
Центрирование выделенной строки (заголовка, абзаца, блока) производятся с помощью кнопки "По центру" на Панели инструментов Форматирование.
Выравнивание по левому краю производится с помощью кнопки "По левому краю".
Выравнивание по правому краю производится с помощью кнопки "По правому краю".
Выравнивание по ширине строки, т. е. по левому и правому краю, производится с помощью кнопки "По ширине".
Разделение страниц происходит автоматически.
Для отмены последнего совершенного действия нужно нажать кнопку Отменить на панели инструментов Стандартная.
Для возврата отмененного действия нужно нажать кнопку Вернуть на Панели инструментов Стандартная.
Колонтитулы
Классически колонтитулом называется шапка, повторяемая в верхней части каждой страницы документа. В текстовом редакторе также введено понятие нижний колонтитул.
1. Создайте новый файл и сохраните его под именем Колонтитулы.
2. Для включение режима колонтитула включите меню Вставить – Верхний (Нижний) колонтитул.
1. Рабочая страница изменила свой вид: в верху страницы появилась рамка колонтитула.
Изменение границ текстового поля верхнего колонтитула
2. Текстовое поле верхнего колонтитула (оно обведено рамкой) ограничено размерами полей, установленных для данного документа. Однако границы колонтитула можно изменять, передвигая мышкой маркер в Линейке.
Набор текста
3. Напечатайте в поле колонтитула шрифтом Times New Roman 10 вашу фамилию и имя.
4. Дальше в этой же строке шрифтом Times New Roman 16 Ж Курсив напечатайте номер школы и класс, в котором вы учитесь.
5. Выровняйте эту строку По левому краю и нажмите Enter.
6. Открылась вторая строка колонтитула.
Откройте нижний колонтитул
7. Вставим нумерацию страниц:
Войдите Вставить – Поля – Номер страницы, выровняйте По правому краю.
8. Установка текущей даты и текущего времени. Перейдите на вторую строку нижнего колонтитула и войдите Вставить – Поля – Дата, а затем Вставить – Поля – Время.
Формулы
Вставка формул в текстовый документ производится с помощью редактора формул. Вызвать редактор формул можно вызвать командой Вставка – Объект – Формула Math. При этом открывается дополнительное окно Элементы, в котором нужно выбрать соответствующую группу (верхняя половина окнв).
В нижней части окна нужно выбрать соответствующий оператор и формировать формулу. Размер шрифта устанавливается командой Формат – Кегли.
Шаблон — это документ, используемый в качестве основы для создания других документов. Шаблоны имеют собственное расширение файлов. К примеру, если текстовый документ OOo Writer имеет расширение odt, то шаблон текстового документа — ott. Использование шаблонов ускоряет создание однотипных документов, упорядочивая его оформление и избавляя от многократного повторения стандартных текстов. Примеры созданных шаблонов можно увидеть в репозитарии шаблонов.
Как хранятся шаблоны?
На компьютере пользователя шаблоны хранятся подобно другим документам, и пользователь сам может выбирать место для хранения своих шаблонов. По умолчанию предлагается каталог, указанный в пользовательских настройках (Сервис — Параметры — OpenOffice.org — Пути — Шаблоны).
Также шаблоны можно хранить в локальной сети организации. Тогда они будут доступны всем пользователям этой организации, имеющим соответствующий доступ. Администратор сети может организовать корпоративный репозитарий шаблонов, указав в настройках ООо путь к общему хранилищу шаблонов, изменяя параметр Сервис — Параметры — OpenOffice.org — Пути — Шаблоны.
Как создать шаблон?
Шаблон создаётся из документа OpenOffice.org. Для текстового документа это будет так:
· создайте документ в ООо Writer, введите весь необходимый текст и отформатируйте его;
· Выберите команду Файл — Шаблоны — Сохранить. Дайте шаблону имя, выберите нужный каталог и нажмите ОК.
Шаблон будет сохранён в локальном или корпоративном репозитарии.
Если шаблон требуется сохранить в ином месте, тогда:
· выберите команду Файл — Сохранить как..., в списке Тип файла найдите «Шаблон текстового документа ODF» (обычно это второй элемент);
· назовите шаблон и укажите его местоположение. После этого нажмите Сохранить.






