Тема 2. Модель поведения покупателей на рынке товаров производственного назначения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

 

 

Кафедра Организация

сельскохозяйственного производства

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для практических (семинарских) занятий по дисциплине:

«Прогнозирование конъюнктуры рынка»

 

 

(для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков")

 

Казань - 2016 г.

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Составитель: к.с.-х.наук, доцент Гайнутдинов Ильгизар Гильмутдинович

 

 

Рецензенты: Доцент кафедры «Предпринимательства и информационных систем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», к.т.н. Замалетдинова Л.Я.;

доцент кафедры «Управление сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, к.э.н., Валиева Г.А.

 

 

Методические указания для практических (семинарских) занятий по курсу: «Прогнозирование конъюнктуры рынка» (для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков") утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ от  30 сентября 2016 г., протокол №1/1.

 

Задания и методические указания обсужден, одобрен и рекомендован к печати на заседании Института экономики Казанского ГАУ от 03 октября 2016 г., протокол №2.

 

 

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Ó Казанский государственный аграрный университет, 2016 г.



Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Прогнозирование конъюнктуры рынка» призвана дать обучающимся магистрам теоретические и практические знания, умения и навыки по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков, подготовить их к самостоятельной и осознанной аналитической деятельности как в государственных, так и в коммерческих структурах.

В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить магистров вопросамоценки и прогнозирования конъюнктуры рынка, применения методов конъюнктурных исследований, изучения поведения потребителей на различных рынках, проведения различных исследований состояния рынка в стратегическом, тактическом и в оперативном плане. 

Задачи дисциплины:

- усвоение магистрами теоретических основ по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, целей и методов ее анализа;

- уточнение различных аспектов специфики спроса и предложения на различные виды сельскохозяйственной и другой продукции;

- изучение системы показателей, характеризующей конъюнктуру, структуру и эффективность функционирования рынков;

- вскрытие основных факторов (внешних и внутренних), влияющих на динамику развития, современное состояние и перспективы конкретных рынков на национальном и региональном уровнях;

- приобретение магистрантами практических навыков при проведении различных аналитических исследований и экономических расчетов по функционированию и прогнозированию развития товарных рынков;

- выявление основных проблем, имеющих место на конкретных рынках и методов их решения, в том числе через совершенствования государственного регулирования соответствующих отраслей и рынков.

 

2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка»направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

ОК-2 - готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

б) общепрофессиональных компетенций:

ПК-7 - способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

 

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка» магистр должен:

Знать: - систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов;

- последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры;

- основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков (ОК-2, ПК-7)

Уметь: - проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков;

- самостоятельно разрабатывать оценки и проводить научно­ обоснованный анализ текущего и перспективного состояния конъюнктуры рынков товаров;

 - критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития;

- выбирать эффективные методы ведения бизнеса с учетом деловой ситуации на конкретном рынке и текущей экономической конъюнктуре.

-выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков (ПК-7);

Владеть: специальной экономической терминологией по теории и практике функционирования рынков, навыками самостоятельного поиска информации по данной проблематике, анализа и оценки нормативно-правовой и методологической базы, регламентирующей общие и частные аспекты развития рынков (ПК-7);

 

Темы практических и семинарских занятий

Тема 1. Модель поведения покупателей на потребительском рынке

(семинарское занятие)

План

1.Потребительский рынок. Моделирование поведения потребителя.

2.  Классическая модель поведения покупателя

3.  общая модель поведения потребителя, предложенная А. Дайаном.

4. Основные характеристики покупателей потребительских товаров.

5. Процесс принятия решения о покупке в потребительской сфере

Изучив тему обучаемый  должен знать систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов и уметь проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков.

 

 

Контрольные вопросы к теме

1. Что такое модель поведения на рынке?

2. Дайте характеристику классической модели поведения покупателя на рынке.

3. Раскройте суть общей модели поведения потребителя, предложенная французским ученым экономистом по маркетингу А. Дайаном.

4.  Какие основные факторы, влияют на поведение покупателя потребительских товаров?

5. Роль людей при анализе процесса принятия решения о покупке.

Расскажите про 5 этапов, которые проходят покупатели до совершения покупки.

 

 

Тема 2. Модель поведения покупателей на рынке товаров производственного назначения

(семинарское занятие)

План

1. Разновидности рынка предприятий: рынок товаров производственного назначения, рынок промежуточных продавцов (оптовый рынок), рынок государственных учреждений.

2. Отличия рынка товаров производственного назначения от потребительского рынка.

3. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей товаров производственного назначения.

4. Процесс принятия решения о покупке в производственной сфере

5. Центр закупки и его функции. 

6. Этапы в процессе покупки покупателем товаров в промышленной сфере.

 

Изучив тему обучаемый  должен знать систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов и уметь проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков.

Контрольные вопросы к теме

1. Чем отличается поведение потребителей промышленных товаров, от поведения покупателей на потребительском рынке?

2.   Простейшая модель покупательского поведения на рынке товаров производственного назначения.

3. Факторы окружающей обстановки влияющие на поведение покупателей товаров производственного назначения.

4. Факторы, определяющие особенности организации

5. Раскройте сущность лиц, принимающих участие в процессе покупки промышленных товаров:

- Пользователи;

- Советники;

- Прескрипторы;

- Лица, «фильтрующие» решения;

- Лица, принимающие решения;

- Снабженцы, или представители фирм.

6. Раскройте основные этапы в процессе покупки покупателем товаров в промышленной сфере.

 

Тема 3. Конъюнктура и структура сельскохозяйственных рынков (семинарское занятие)

План

1. Конъюнктура рынка: определение, содержание, критерии, показатели.

2. Структура рынка: объектная (товарная) и субъектная (производителей, потребителей).

3.  Конкуренция и конкурентоспособность: сущность, виды, специфика на рынках сельскохозяйственной продукции и рынках факторов производства для агропромышленного комплекса.

4. Классификация сельскохозяйственных рынков по степени ограничения конкуренции.

5. Количественная и стоимостная оценка спроса.

6. Эластичность спроса по ценам.

 

Изучив тему обучаемый должен знать последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры и уметь критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития.

Контрольные вопросы к теме

1. Дайте определение «конъюнктуре рынка» и раскройте ее содержание.

2. Соотношение между спросом и предложением – основной показатель рыночной конъюнктуры.

3. Поведение покупателей и его виды. Поведение покупателей на рынках сельскохозяйственной продукции.

4. Определяющие факторы спроса. Концепция кривой спроса. Понятие о бюджетной линии и кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения.

5. Аномальные кривые спроса. Кривая рыночного спроса.

6. Прямая и перекрестная эластичность спроса по ценам.

7. Концепция кривой Энгеля (зависимость «спрос-доход»). Эластичность спроса по доходу потребителей. «Товары Гиффена».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: