2.Функции социологии менеджмента:
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.
Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
|
|
Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.
Проблема категоризации той или иной сферы предполагает соответствующую концептуализацию. В данном случае, по отношению к общей системе социологических категорий, - социология управления выступает как самодостаточная концепция, требующая как некоторой интерпретации общесоциологических категорий, так и формирования собственной системы категорий. Один из подходов к решению проблемы концептуализации путем системного применения психосемантических методов, а также метода концептуального лингвистического анализа абстрактных понятий.
|
|
Категоризация как теоретическая форма познания есть мыслительный процесс, связанный с выявлением и введением логической формы систематического уточнения и подчинения ей последующего процесса исследования.
Категории обладают предельным уровнем абстрактности и предназначены для осуществления уточнения исходных понятий.
Категориальные средства теории это - набор категорий, используемых в развертывании теории в рамках реализации требований логики систематического уточнения («восхождение от абстрактного к конкретному»). Этот набор или «парадигма» является также средством мышления в решении различных теоретических задач и проблем, в том числе и совершенствования («развития») первоначальной теории.
Категориальный(понятийный) аппарат социологии менеджмента
1. Социальное управление как взаимодействие управляемых и управляющих субъектов в связи с выявлением актуальных проблем, разработкой и принятием УР, ориентированных на эффективное функционирование общности
2. Социальное воздействие - разное по содержанию, объему и направлению
3. Социальная организация - это управление с помощью сознательно организованной системы, устойчивой структуры
4. Управленческая деятельность –э то нахождение средств и способов осуществления цели
5. Управление отношениями - в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом.
Управление – властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которую принято называть должностным положением и местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения и дополнительных выплат.
Менеджмент – совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.
В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего – одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.