Специализированные восприятия

Тема 1.Психологические процессы и свойства личности. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.

Человеческий организм – единое целое, в основе психологических явлений лежат физиологические закономерности деятельности нервной системы (учение Павлова).

 

Пение – явление, связанное со всеми сторонами психической жизни человека. Ученик поёт потому, что у него есть интерес и желание заниматься этой деятельностью. Потребность, склонность заниматься пением обычно связанна со способностями к музыке и пению, в свою очередь тесно связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства и т.п., то есть с развитием слуховых ощущений. В процессе исполнения певец передаёт свои чувства, свои музыкальные представления, творчески преломляя замысел композитора. Пение на публике, как процесс овладения вокалом, требует большого волевого напряжения. Успех в овладении певческим голосом и в творческой деятельности вообще требует определённых черт характера, без которых при работе на сцене не обойтись.

Интересы и склонности, чувства и желания, ощущения и представления, воля и характер – всё это психологические категории изучаемые психологией.

Каждый ученик неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих функций, но и в смысле психических качеств.

При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремлённости ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем ученик с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе. Вялый, малоинициативный, не волевой, несобранный, малоэмоциональный, не цепкий человек- вряд ли может рассчитывать на успех в вокальном деле.

Обычно в психологии рассматривают психические процессы подразделяя их на познавательную, эмоциональную, волевую сферы, а затем рассматривают деятельность человека и психические свойства личности.

К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

 

 

Ощущения.

Под ощущениями в психологии понимается способность органов чувств отражатьв нашем сознании отдельные свойства предметов и явлений внешнего мира, действующих в данный момент, а также способность отражать состояние и работу органов внутри нашего тела.

Органы чувств (в частности, слуховые органы) способны к адаптации, то есть к приспособлению.

После тишины и умеренный звук кажется достаточно сильным. Опытные певци хорошо знают этот закон, стараясь использовать все динамические возможности для наибольшей выразительности. Не давая прлного голоса и пользуясь mezzo voce и piano, они достигают большего впечатления мощи голоса при forte. Неопытный певец сразу выдаёт звук большой силы, а ухо, адаптируясь к этому уровню, не удовлетворяется его forte, так как на громком фоне оно не производит должного впечатления.

Надо помнить, что впечатление громкости и действительная сила не всегда совпадают. В этом явлении адаптация играет заметную роль.

Благодаря ощущениям мы знакомимся с отдельными свойствами предметов и явлений, и, чем больше разных ощущений сигнализируют нам о свойствах предмета, тем полнее мы его воспринимаем.

Виды ощущений певца: чувство «опоры» голоса, чувство звука, ощущение резонаторов, то есть двигательные, слуховые, зрительные, мышечные ощущения…

 

Восприятие.

Это более сложный процесс отражения действительности в сознании, когда явление или предмет выступают в виде целостного образа. Таким образом, ощущение входит в состав более сложного процесса – образного, целостного восприятия действительности.

Зритель воспринимает игру актёров на сцене, педагог воспринимает пение ученика, ученик во время пения воспринимает работу своих мышц и звук, который при этом получается и т.д. Здесь в восприятии играют роль многие ощущения, но главным образом зрительные и слуховые.

Однако, восприятие предметов и явлений – это не просто сумма ощущений. Воспринимая, мы вспоминаем другие образы, нам знакомые, сравниваем, сопоставляем и делаем заключение, находим взаимосвязь с другими явлениями, то есть, воспринимаем осмысленно.

При восприятии предметов или явлений мы ощущаем радость, грусть или раздражение, то есть эмоционально переживаем воспринимаемое.

Воспринимая работу своего голосового аппарата, можно направить внимание на работу дыхательных мышц, а можно перенести его на связочные, резонаторные ощущения или на работу артикуляционного аппарата. Благодаря направленности внимания мы можем выделить желаемые честности.

В выделении объекта восприятия большую роль играет указание педагога. Обращая внимание ученика на восприятие тех или иных особенностей звучания, тех или иных вибрационных ощущений, того или иного мышечного чувства, мы тем самым как бы организуем его восприятие. Только сосредоточив своё внимание на данном явлении, ученик начинает воспринимать его ясно и полно. Во время пения у ученика возникают различные ощущения, но не все они воспринимаются им и не все способны осознаваться. Указание педагога позволяет выделить из этого комплекса ощущений те элементы, на которые следует обратить внимание.

Важно, чтобы у ученика во время пения была чётко поставленная задача в смысле фиксации тех или иных ощущений.

Для вокального педагога обычная задача постоянно сводиться к оценке правильности работы голосового аппарата, к правильности звуковедения и звукоизвлечения. Это иногда мешает восприятию пения как художественного явления. Вокальный педагог и обычный слушатель по – разному воспринимают пение. Очевидно, что в восприятии (в том числе пения) огромную роль играет предыдущий опыт и интеллект. Музыкальный человек с развитыми музыкальными способностями и большим слуховым опытом скорее выделит в звучании голоса певца интересующие его моменты.

Специализированные восприятия.

У лыжника это - чувство лыжни, чувство снега, у футболиста – чувство мяча и пр…

Эти сложные чувства развиваются в процессе определённой деятельности и без неё не существуют. При прекращении занятия эти ощущения теряются, поэтому после долгого перерыва не сразу устанавливается ранее достигнутый уровень. Эти специализированные восприятия дают возможность исключительно точного и успешного выполнения деятельности.

У певца в процессе освоения вокала так же развиваются специализированные восприятия - сложные чувства не имеющиеся у лиц не связанных с пением.

К таким сложным ощущениям относиться восприятие певцом своего звука, в которое входят не только слуховые ощущения, но и различные ощущения от работающих мышц голосового аппарата, от резонаторно-вибрационных явления, которые возникают при пении, до движения дыхательной струи по голосовому тракту…

Чувство звука, как и чувство опоры – сложные специализированные восприятия, связанные с пением. Певец, пользуясь этим ощущением звука, может направить его «к зубам или в затылок», сделать его «собранным или рассеянным», «узким или широким», «резонирующим» и т. д.

Опытный певец хорошо ощущает свой звук, и это сложное чувство звука позволяет ему хорошо справляться с различными музыкальными задачами.

Чувство опоры - так же является сложным специализированным восприятием работы голосового аппарата во время пения. В это чувство входят и слуховые ощущения от звучания, и ощущения напряжения мышц дыхания, и связочно-гортанное чувство, и ощущение от поднятого подсвязочного давления (чувство столба воздуха) и, наконец вибрационно-резонаторные ощущения.

Задачей педагога является привлечений внимания ученика к интересующим его ощущениям. Правильное певческое звучание воспринимается не только слухом, но и рядом других внутренних ощущений, по которым можно достичь большего совершенства анализа работы голосового аппарата. Между определёнными качествами звучания и сопутствующими им ощущениями устанавливаются прочные и чёткие связи, по которым опытный певец точно контролирует работу голосового аппарата.

Наблюдательность

Под наблюдением понимается преднамеренное, планомерное восприятие какого-либо явления с целью его изучения. Наблюдение всегда сознательно и произвольно.

Певец, как и педагог, должен уметь наблюдать пение, то есть активно познавать певческий процесс с целью выявить нужные механизмы образования звука. В наблюдении всегда включается мышление (анализ, сравнение, сопоставление и т.д.).

 Развитии наблюдательности у ученика большое значение имеет педагог, если он наталкивает ученика на те или иные стороны голосообразования, то постепенно приучит его к наблюдению за собой во время пения и за другими певцами.

Внимание.

Развивать внимание – важная задача педагога. Внешняя обстановка на уроке должно сконцентрировать внимание ученика (хождение, разговоры, посторонние люди отвлекают..)

 

Память.

Свойство психики, выражающееся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.

Для певца необходима отличная музыкальная память. Память отличается большими индивидуальными особенностями. Певцам надо память развивать (чтобы не путать слова, ритм, и т.д.). Всё, что является предметом нашего интереса будь то наша интимная жизнь или же наша профессия – всё это непроизвольно хорошо запоминается.

Часто приходиться запоминать что-то нудное, необходимое, то, что человек себе поставил целью запомнить (нотный текст, слова, т. д.). При таком преднамеренном запоминании человек специально употребляет некоторые приёмы, чтобы лучше выполнить поставленную цель. Цель – желание запомнить – мобилизирует внимание.

Основным приёмом всякого запоминания является повторение. Необходимо исключать бессознательное механическое повторение, надо найти в предмете запоминания интересное, включить мышление, сознание, активное осмысление. В вокальных произведениях необходимо проанализировать музыкальный и словесный тест, определить структуру произведения и т.д., то есть сделать анализ.

Необходимо преднамеренное и осмысленное запоминание вокальной техники, то есть запоминать звуки и ощущения, связанные с правильным голосообразованием и голосоведением. Бессознательное, механическое распевание, пение без осмысливания технологии звукообразования, без цели запомнить звучание и воспроизвести нужные для этого движения не ведёт к хорошему запоминанию.

Привлекая сознание, осмысливая технологию пения возможно быстрее достичь профессионализма. Даже «от природы» поставленные голоса мол\гут утерять правильную певческую технику, если не осмыслят, не проанализируют работу своего голосового аппарата.

Запоминание звучания голоса, вокально – технических движений и ощущений является необходимым для прочной фиксации вокальной технологии. Повторении очень важно распределять во времени (откладывая произведения уже выученные, не перегружать память, учить понемногу, на «свежую голову», по частям, разучивать произведение голосом надо сразу в верной вокальной позиции, без «нащупывания», не допускать ошибок при разборе, а то они могут «всплыть» в выступлении).

Память людей отличается индивидуальными особенностями. Одни лучше запоминают мелодию; другие – слова, числа; третьи обладают хорошей зрительной памятью и т. п. Различают два основных типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, то есть с первой сигнальной системой, и логический, связанный со словом, с опосредованным познанием мира, со второй сигнальной системой. Обычно люди сочетают в себе оба вида памяти. Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти своих учеников и исправлять последние. Для певца – это музыкальная, слуховая и двигательная память (точнее, музыкально – двигательная, связанная с голосообразованием).

Память можно развивать; надо развивать привычку запоминать, анализировать, удерживать в памяти нужное. Необходимо тренировать память. Следует развивать двигательное чувство, запоминать, контролировать движения.

Мышление.

Начиная распевать ученика, педагог может сразу определить: здоров ли его голосовой аппарат.

Педагог узнал о заболевании голосового аппарата, потому что им на основании предыдущего опыта уже установлена связь между звучанием голоса и состоянием голосового аппарата ученика. (Хотя сам голосовой аппарат он не видит). Процесс обобщенного, опосредованного познания действительности и есть мышление.

Педагог должен развивать в себе критическое мышление, уметь оценивать работу своей мысли и быть осторожным в своих действиях при работе с учеником. Надо уметь отказываться от привычных приёмов, которые у данного ученика не приводят к желаемым результатам. Педагог должен сам всю жизнь учиться.

Ум педагога должен быть гибким. Нельзя стандартно мыслить. Надо уметь распознать индивидуальность ученика. Важным качеством ума является умение охватить явления в целом, широта ума, при этом не упускать частные моменты. Необходимо развивать мышление у себя и ученика. Бездумное пение не разовьёт таланта, не научит певческому ремеслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow