Чтение 4 смысловой части

Конспект урока по элективному курсу для 10 класса.1 апреля 2020год

 

Урок «Душа становилась легче…» (по рассказу Ю.Буйды «Все больше ангелов»)

 

Предмет: элективный курс

-Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

-Здравствуйте, те, кто любит проводить время с друзьями.

-Здравствуйте, те, у кого на душе одиноко.

Но одиночество в ваши юные годы временное явление: на час, на день, самое большое на недельку. А потом – мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями – и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни.

А вот для старого человека – одиночество как смертный приговор. Кто же выносит им этот страшный приговор? Не мы ли с вами, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в день Победы, стариков и старушек в День пожилого человека или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах.

Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с автором рассказа, который сегодня мы будем читать и анализировать на уроке.

На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?

Знал


Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)

Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьев. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ» (сообщение учащегося)

Евгения Риц отмечает: «Буйда – писатель сложный и многоплановый, однозначным определениям не поддающийся. Своих героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды – пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно».

И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием «Все больше ангелов».

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

-А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются).

- Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.

Чтение 1 смысловой части (дети подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку).

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре он женился,обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто».

1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя)

2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный,обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон).

3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)

4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа?

(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?)

5.Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 смысловой части.

Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил:

— Как же ты зимовать тут будешь?

Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:

- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.

1.Как характеризует Стефанию ее поступок?

2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?

 

Чтение 3 смысловой части.

В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила:

— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем.

Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями…

1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?

(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем).

2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма)


Чтение 4 смысловой части

Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.

— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.

— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны…

— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.

— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все красивые, с крыльями…

1.Как Витя познакомился со Стефанией?

(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой).

2. Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о существовании бабки).

3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)

 

Чтение 5 смысловой части.

Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.

— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не останется — пора и помирать, значит…

Вскоре она умерла. Прошло 25 лет.

1.Почему Витя не видел ангелов?

2.Напишите окончание рассказа (Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: