Характеристика молодёжной субкультуры

Тема программы: Новая эпоха в развитии науки, культуры, духовное развитие общества во второй половине 20- начале 21 вв.

Тема занятия:   Основные тенденции в развитии культуры. Молодёжная субкультура

 

Материал лекции

1.   Основные тенденции в развитии культуры

В культурологии, искусствоведении и науке культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название "декаданс", а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.

Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм - "новый, современный".

К понятию "модернизм" близко другое понятие - "авангард" (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.

Модернизм - характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э. М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

Социалистический реализм - это направление художественного творчества активно поддерживалось в СССР, Китае, странах Восточной Европы. У его истоков стоял наш соотечественник М.Горький. В Западной Европе представителями этого направления в литературе были: Р.Ролан, Г.Лорка, П.Неруда. Они ввели в литературу образ масс, охваченной единой идеей, способных как разрушать, так и созидать мир.

 

Характеристика молодёжной субкультуры

Молодёжная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое
поколение удовлетворяло определённые жизненно важные потребности.
Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений,
направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего
собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры
выступает слово «неформалы».

Неформалы — официально не зарегистрированная группа, которая возникла
по чьей­-то инициативе или спонтанно для достижения какой­-либо цели
людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей
эти власти силой и одновременно не признанной этими властями
организацией.
Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна.
Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную
субкультуру, принято называть стилем.
Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить,
слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п.
От этого слова произошло название «стиляги» — представители молодёжной
субкультуры в 1950—1960­е гг. в СССР, любившие модно, по-­западному,
одеваться.
К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты
относят:
1. Преимущественно развлекательную направленность.
2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры.  Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек
— героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей —непобедимые супергерои боевиков.
3. Приоритет потребительской ориентации. Ещё более заметна подобная
тенденция в культуре учащейся молодёжи.
4. Изменения в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды
(тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей.


Панки— молодёжная субкультура, возникшая в конце 60­х —­ начале 70­х
годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии.

Эмо ­— молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников
одноимённого музыкального стиля.

Готы- субкультура, объединяющая молодых людей, которые исповедуют стиль жизни, связанный с отрицанием конформизма по отношению к обществу и стандартам внешнего вида, приветствующих в поведении меланхолию, повышенную ранимость, мистицизм, восприятие смерти как фетиша

Байкеры- стали первой белой молодёжной субкультурой в США со своим стилем, языком и манерой поведения. Они создали своё собственное общество со своими правилами и понятиями о морали. Они патриоты, отчасти расисты, уважают сильную государственную власть и хотят быть уважаемыми в своей местности.

Хакеры- эта молодёжная субкультура возникла в то время, когда компьютеры были редкостью. Возникновение движения обязано студентам Массачусетского технологического института, одного из лучших технических ВУЗов США. В 1970-х годах развитие телефонных сетей породило первую специализацию в субкультуре хакеров, которые стали называться «фрикерами» (специализируются на работе голосовых сетей) и т.д.

Вывод:  Просмотр телепередач наряду с общением ­-  наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
Для культуры XX в. в целом была характерна гуманистическая
направленность, усиление внимания к сложному рисунку личности человека, к его психологии, переживаниям. Особенностью развития культуры было
появление новых видов и форм в искусстве, связанных прежде всего с
авангардизмом и новыми возможностями в использовании научно­технических достижений.



































Задание.

Составить план-конспект.

2. Ответить на вопросы:

- Что такое реализм, неореализм?

- Что такое социалистический реализм?

- Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка
вам и оказывает влияние на вас?
- Вредна ли для развития общества молодёжная субкультура? Своё мнение
обоснуйте.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: