Личностный потенциал работника и его составляющие

 

Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельностную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Руководителю (менеджеру) необходимо знать структуру личностного потенциала каждого из своих подчиненных, ибо, как справедливо выразился Ли Якокка, выдающийся американский менеджер, главная задача управления -высвободить скрытую энергию, заключенную в сотрудниках. Английские специалисты по менеджменту М.Вудкок и Д.Френсис отмечают, что для развитых и эффективных сотрудников должны быть характерны следующие черты:

1) энергичность;

2) умение управлять своими эмоциями;

3) готовность открыто излагать свои мнения;

4) способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы;

5) способность хорошо излагать свое мнение.

Далее эти авторы отмечают, что, работники, не умеющие достигнуть успехов в индивидуальной работе, обычно исповедуют пассивный подход к жизни, стремясь вернуться к стабильности. Их пугает все новое и неизвестное, и они пытаются по возможности избежать этого. Такие работники не склонны разбираться в себе и своих убеждениях, и поэтому чужое мнение и критика воспринимается ими как угроза.

Напротив, те работники, кто часто добивается успешных результатов, склонны к активному отношению к жизни. В их руках любое дело спорится, они хотят больше о себе знать и заинтересованы к получении обратной связи от своих коллег. Они приветствуют конструктивную критику, умеют ценить время и свой труд.

В научной литературе проблема изучения личностного потенциала практически не нашла отражения. Этой теме были посвящены лишь отдельные фрагментарные исследования. На наш взгляд, структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов: психофизиологического, трудового и творческого потенциалов.

Психофизиологический потенциал работника опреде­ляется психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности (общие, специальные, практические). Работоспособность (или трудолюбие) в этом плане является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой. Но процесс формирования трудолюбия у человека связан с действием таких социальных механизмов, как социализация (процесс усвоения социального опыта) и воспитание. Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специальных учебных заведениях (в училищах, техникумах, вузах и др.). Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его профессионального мастерства. Предпосылкой для успешного овладения профессией и конкретной работой является наличие у работника способности и готовности к труду/ Необходимо отметить, что в условиях рыночных отношений этому аспекту необходимо уделить первостепенное внимание, так как переход от плановой к рыночной экономике коренным образом меняет роль и место работника в трудовом процессе.

Если раньше он рассматривался лишь как рабочая сила и был "винтиком" в процессе трудовой деятельности, ибо от него требовалось лишь беспрекословное выполнение приказов и распоряжений, то сейчас, в новых условиях, возникают новые требования, ибо эффективный труд становится невозможным без проявления инициативы и ответственности со стороны каждого работника.

Уровень использования трудового потенциала конкрет­ного работника определяется также структурой мотивов его трудовой деятельности. Как показывают социоло­гические исследования на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, основными мотивами своего труда работники называют материальные мотивы, интерес к процессу труда, а также нравственные мотивы.

Социологическое исследование автора на ряде предприятий торговли г.Москвы в 1994 г. показало, что у работников в условиях становления рыночных отношений (связанных прежде всего с преобразованием государ­ственной формы собственности в коллективную) происходит формирование иной системы трудовой мотивации, в ядро которой входят наряду с материальными мотивами новая группа мотивов: предпринимательские мотивы (стремление создать "свое дело"), а также мотивы самореализации (полнее использовать в работе свои способности).

Наконец, степень использования трудового потенциала работника определяется уровнем его идентификации с коллективом. Под идентификацией личности понимается процесс ее отождествления с первичным трудовым коллективом. Идентификация, как показывают результаты социально-психологических исследований, свидетельствует о когнитивном и эмоциональном ощущении целостности в системе взаимодействующих субъектов, в т.ч. переживании личностью своей тождественности коллективу. На эмпирическом уровне идентификация личности с коллек­тивом представляет собой определенную степень усвоения групповых норм поведения.

Основу творческого потенциала работника составляют креативные способности. Они понимаются как способность генерировать необычные идеи, отклоняться от традицион­ных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Творчество в психологии понимается как деятельность личности, результатом которой является создание принципиально новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличаю­щийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности. При этом основной потребностью человека является его потребность в самореализации, в раскрытии и в расширении его созидательных возможностей. Существенным моментом является увлеченность своей работой, состояние вдохновения. Вдохновение характе­ризуется, с одной стороны, высокой результативностью труда, с другой - огромным подъемом и напряжением духовных сил человека. Как правило, оно является следствием одаренности личности.

Итак, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой производительной способ­ности работника. Ее формирование осуществляется тем же способом, что и развитие любой интегральной способности личности, т.е. на основе диалектического единства общих (психофизиологических и интеллектуальных), специальных (профессионально-квалификационных) и практических (организаторских, творческих и т.д.) личностных способностей.

Критерием уровня развития личностного потенциала работника, внутренней сбалансированности его структурных элементов, динамических связей и отношений служат качественные характеристики отдачи физических и духовных сил, творческой энергии в процессе трудовой деятельности. Эта отдача находит свое выражение в развитии социальной (трудовой и общественной) активности работника.

Решающую роль в активизации и использовании личностного потенциала работника в трудовом коллективе принадлежит его непосредственному руководителю (менеджеру).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: