Схема технологического процесса регулировки угла света фар с помощью оптического стенда

Введение

Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Это предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания работников станций технического обслуживания, к обеспечению их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда.

Однако процесс роста не ограничивается только увеличением парка автомобилей. Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей.

Система «Автотехобслуживание» в настоящее время имеет достаточно мощный производственный потенциал. Дальнейшее укрепление этой системы должно предусматривать не только ввод в эксплуатацию новых объектов, но и реконструкцию старых, интенсификацию производства, рост производительности труда и фондоотдачи, улучшение качества услуг за счет широкого внедрения новой техники и передовой технологии, рациональных форм и методов организации производства и труда.   Совершенствование организации и управления производственной деятельностью, снижение материальных и трудоёмких затрат, применение новых совершенных технологий, реконструкция станций технического обслуживаний с учётом потребности по видам работ, разработка мероприятий морального и материального стимулирования, что в дальнейшем будет гарантированно улучшать качество и эффективность услуг.

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, обслуживание и регулировка световых приборов необходима для всех видов подвижного состава. Система освещения это наиболее важная система, отвечающая за безопасное движение автомобиля. Развитие приборов освещения совершенствуется по принципу дальности освещения, углу наклона света фар, мощности и долговечности, но принцип работы остаётся неизменным, это освещение дороги при дальнем и ближнем свете, движение в тёмное время суток, в условиях недостаточной и ограниченной видимости, обозначения автомобиля на дороге. При изменении траектории угла света фар, дальности освещения, явных признаков выгорания ламп, из-за замены ламп, стекла, деформации кузова или ремонта подвески автомобиля необходимо провести диагностику световых приборов, правильная регулировка обеспечивает безопасное движение транспортного средства. При изменении траектории угла света фар, будет заметно, что фары будут светить либо, задираясь высоко вверх, либо опустившись вниз. Также нужно ежедневно проводить диагностику световых приборов.

Цель работы: Реконструкция участка по внесению оптического стенда, для регулировки света фар.

Объект исследования: Участок СТО.

Предмет исследования: Организация участка проведения работ по техническому обслуживанию системы освещения

 

 

Назначение: Стенд предназначен для выполнения операций симметричного и несимметричного регулирования угла наклона света фар

Принцип работы: Выставить прибор под свой автомобиль, для этого нужно расположить прибор на ровной поверхности, как и сам автомобиль. Расположить прибор на расстоянии, чтобы передняя кромка до фары была на расстоянии от 20 до 50см. Разместить измерительную камеру таким образом, чтобы оптические оси фары и линзы совпадали. Зеркалом замерить по линии и точкам касаемость боков автомобиля, выставить уровень в самом коробе стенда, то есть он должен быть горизонтален и по середине, включить фары. На стенде есть поворотное колесо, с помощью которого регулируется угол по 1 градусу, который также пишется на корпусе фары. При правильном соблюдении цифровой индикатор должен показывать около 2,1 кило-люкс, регулируя винт крепления ободка, а если цифровой индикатор отсутствует то настраивать винт регулировки фары в вертикальной плоскости, чтобы средний, верхний, крайний угол фар был на линии до значения +. То есть линия пучка света и средняя, верхняя линия должны совпадать.

 

Задачи:

-дать характеристику СТО

-рассчитать объем работ производственной программы

-ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания фар

-основные нормативы безопасности охраны труда

-разработка диагностических и регулировочных работ

 


 

1. Общая часть

1.1 Техническая характеристика

Автосервис ИП Пастухова Т.В., расположен по адресу Челябинская область, Саткинский район, п. Межевой, ул. Горького 56.По мощности СТО является городским, комплексным, универсальным для легковых и легких грузовых ТС до 3,5 тонн. Основным назначение СТО является Техническое обслуживание и ремонт легковых и легких грузовых транспортных средств. Режим работы ежедневно с 09:00 до 19:00. На СТО проводятся следующие виды работ по техническому обслуживанию:


Техническое обслуживание электрооборудования

Проверка и регулировка приборов освещения

Замена масла

Диагностика автомобилей

Развал-схождение

 


 

2. Расчетно-технологическая часть

2.1. Определение основных показателей потребностей в условиях автосервисов

Исходные данные:

Тип станции: городская СТО.

Количество жителей проживающих в районе станции технического обслуживания: 50000 тыс. чел.

Количество автомобилей на 1000 жителей. ( )=200

Средний годовой пробег автомобилей (15000-20000)

Число рабочих дней в году: 358.

Продолжительность смены: 9 ч.

На основании исходных данных (численности жителей региона, насыщенности района легковыми автомобилями, динамики их изменения) до текущего момента и на перспективу определяется следующие показатели:

 

  4000*200/1000=800                                                                                                        

Где  – число авто в городе-;1000

 –число жителей города-4000

 –насыщенность района легковыми авто.

При определении динамики или насыщенность района или задаваемые решение использована менее 5 лет.

На основании исходных данных (численности жителей региона, насыщенности региона легковыми автомобилями, динамики их изменения и др.) до текущего момента и на перспективу определяется следующие показатели:

- число легковых автомобилей в районе;

- Годовые пробеги автомобилей (по моделям);

- Наработка, тысяч км на один заезд автомобиля на станцию технического обслуживания.

- Годовое число заездов автомобилей района на станцию технического обслуживания.

Число легковых автомобилей в районе.

                                                =

                                                                                                                                                (2.2)

где – численность жителей района в – й момент времени;

   - насыщенность района автомобилями в  момент времени ( =1-текущий момент, i=2 перспектива)

Для =1, =50000 жителей; =200 автомобилей.

=50000*200/1000=10000 автомобилей.

При определении динамики изменения числа легковых автомобилей в районе или насыщенности или района, задаваемый временной лаг от момента времени  должен составлять не менее 5 лет.

Решение данной задачи может базироваться на использовании логистической зависимости, учитывающей динамику изменения населения региона легковыми автомобилями в прошлом, состояния насыщенности в настоящем и будущем.

Произведем расчет в условиях этого примера времени, необходимого для достижения насыщенности населения автомобилями.

Изменение насыщенности от времени t имеет вид:

                 ,       (2.3)

где nm– насыщенность населения района легковыми автомобилями на текущий год (t = m);

nmax - предельное значение насыщенности;

q –коэффициент пропорциональности, характеризующий интенсивность изменения насыщенности;

m – индекс (номер) текущего года.

В выражении q примет вид:

                ,        (2.4)                                                                            

где nt– значение насыщенности в t – м году;

 – прирост насыщенности от (t -1) – го до t – го года, то есть. .

Например, для исходных данных, представленных в характеризующих изменения насыщенности за годы, предшествующие текущему (то есть за t m) и на текущий год (t = m), значения коэффициента q и насыщенности nt (для t m) равны.

q = -

Для 2020 года то есть для t = m = 4, насыщенность равна n1 = nm = 200 автомобилей/1000 жителей.

Для t = 5 (2021год):

Для t = 6 (2022 год):

Для t = 10 (2023 год):

Таким образом, заданная (перспективная) предельная насыщенность населения автомобилями n2 = rmax = 150 автомобилей /1000 жителей может быть достигнута через (11 – 4) = 7 лет.

Пример динамики изменения насыщенности региона легковыми автомобилями на текущий и предшествующего ему годы:

Таблица 1

Годы Ti Годы (ti=Ti – 2020) Насыщенность ni,авт./ 1000 жит. Прирост насыщенности
2019 0 190 0
2020 1 200 10
2021 2 168,5 31,5
2022 3 261 92,5
2023 4 = m 187 74

 

Насыщенность региона rt для t m определяется на основе статистических отчетных данных.

 

 

 


n1 = 90

 

 


n = 123,3 (насыщенность на момент запуска СТО)

 

N2 = 180

                                    Краткосрочный               Среднесрочный

                                     прогноз   прогноз

 


   Рисунок 2.1

                               

 ,                         (2.5)

Где i-индекс текущего (1) периода и перспективы (2);

 – доля владельцев автомобилей, пользующихся услугами станции технического обслуживания;

 – средний годовой пробег автомобилей;

Ti –средняя наработка автомобиля обращение на станцию технического обслуживания.

Например:

Для i=1(2020г.), βi -0.3, Тri =15 тыс. км, Тi -8 тыс. км, Nri = 4800 *03* 15/8=2700 обращений;

Для i=2 (после 2023г.), β2=0.4, Тr2= 15тыс км, Тr2=8 тыс. км, Nr2=11700 * 045 *15/8 = 9872 обращения.

Прогнозирование динамики изменения спроса на услуги автосервиса в регионе.

При оценке прогнозируемых объёмов услуг размер временного лага определяется продолжительностью создания и согласования проектно-разрушительной документации, строительством в действии новой станции технического обслуживания и, как правило, составляет 2…3 года.

При этом решении данной задачи также может базироваться на использовании логистических функций с учетом текущего М и максимального перспективного годового   М∑ спросов на услуги а также скорости изменения спроса, выражаемой через коэффициент пропорциональности достигнутый спрос у потенциальную величину неудовлетворенного спроса М∑-4.

При заданной или имеющиеся динамике изменения спроса Уr=f (ti) на ретроспективном периоде, т.е. за m лет до рассматриваемого текущего момента (ti) ≤ m, имеется возможность в определении для задаваемого временного лага коэффициента пропорциональности и прогнозных значений изменения спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей Уt на станцию технического обслуживания рассматриваемого региона.

При этом коэффициент  и значения спроса на услуги по годам Уt определяется из выражений:

        ,                          (2.6)                                   

        ,                                                     (2.7)

где t – номер годов относительно которых определяется динамика изменения спроса;

m – номер текущего года (2019 г.);

 – значение спроса в t – году;

 - прирост спроса:

                                                                                  (2.8)

Например, для исходных данных, представленных в таблице характеризующих изменение и прирост спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту на текущий t=m и предшествующие

t  ему годы, значение коэффициента равно:

Пример динамики изменения спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на текущей предшествующие ему годы.

Таблица 2

Годы ti Годы (ti =Ti-1999) Изменение спроса на услуги yi,тысяч обращений в год Приросты спроса yi тысяч обращений в год
2020 0 3.0 0
2021 1 3.1 0.1
2022 2 3.5 0.4
2023 3 4.0 0.5
2024 4=m 5.0 1.0

Прогнозная оценка динамики изменения спроса на услуги yt в регионе на временном лаге, соответствующие окончание строительства и запуска станции технического обслуживания, равном 2 годам (т.е. для t =4, t =5, и t =6 спрос наконец текущего года (t =m=4).

=5.0 тысяч обращений в год;

Спрос на конец 1 – го года после проектной отработки и начала строительства станции технического обслуживания (для t=5).  =5.6 тысяч обращений в год;

Спрос на конец 2 –го года и окончание строительства станции технического обслуживания (для t=6)

обращений в год.

Таким образом, разрыв между спросом на 6-ой год и текущим удовлетворенным спросом (для t=m=5) составляет (6210-3720)=2490 обращений.

В свою очередь, прогнозируемый спрос на услуги по конструкциям станции технического обслуживания на ближайшую перспективу с учетом ее развития (на основе экспертизы, проводимой с учетом требований, изложенных ранее) определяется из выражения:

                                                                                                                                             (2.9)

Где - возможное увеличение числа обращений на станцию технического обслуживания на ближайшую перспективу с учетом ее развития, полученное на основе экспертных оценок.

Например, для предварительного определенных  для 1- й и 2 –й станции технического обслуживания, равных  и  соответственно значения Mnk будут:

Mn1=1760*1.3=2288 обращений и Mn2 = 1960*1.4 =2744 обращений.

Общее возможное (прогнозируемое, число обращений существующие станции технического обслуживания региона с учетом их развития).

                                                                             (2.10)

Для примера Mn равно:

Mn=2288+2744=5032 обращения.

С учетом спроса на услуги на конец 2 года, т.е. окончания строительства и возможного ввода в действии новой станции технического обслуживания (yn=yt=6) дополнительный спрос на услуги составит:

Mdy=yn-Mn.

Для рассматриваемого примера дополнительный спрос составит:  обращений.

Таким образом, окончательно принимается: Мdy 1200 обращений.

Анализ результатов, показывает, что при перспективном максимальном годовом спросе М∑=1272 обращения, на момент запуска строящейся станции технического обслуживания (t=6, ti=2005г.) общий спрос в рассматриваемом регионе составит yt=6=yn=6210 заездов.

В тоже время возможное прогнозируемое годовое число обращений на существующие станцию технического обслуживания составит Mn=5032.

Следовательно, потенциальный дополнительный спрос на услуги в регионе на момент запуска проектируемой станцией технического обслуживания Mdyсоставит 1178 обращений на данном рисунке My=3720 представляет собой величину удовлетворенного годового спроса в регионе на текущий период (t=4).

В свою очередь, условно прикрепленное число автомобилей к проектируемой станции технического обслуживания составит:

                             А =                                                      (2.11)

Для рассматриваемого примера:

                  A =  автомобилей.

Среднее число заездов одного автомобиля на проектируемую станцию технического обслуживания составит:

                                                                                         (2.12)

Для рассматриваемого примера:                                                         

 =  обращения в год.

2.2 Расчет годовых объёмов станции технического обслуживания

Годовой объём работ станций технического обслуживания может включать услуги (работы) по ТО и ТР,уборочно – моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозной обработке кузовов автомобиле и их предпродажной подготовке.

Годовой объём работ по ТО и ТР чел. ч.

                   TТО ТР = NСТО ;TrjtТОtРJ/1000,                           (2.13)

где NСТОJ= АJ- число условного обслуживаемых на станции автомобилей J – й модели ( ), определяемое из выражения Tri – среднегодовой пробег автомобилей J – й модели;

TТО ТРJ – скорректированная удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.ч/1000 км, определяется по формуле:

                        ,                                   (2.14)

где - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР для автомобиля J – й модели, чел.ч/1000 км;

 – коэффициенты, учитывающие соответственно число рабочих станций и климатический район.

Нормативная трудоемкость установлена в зависимости от класса легкового автомобиля и не включает уборочно – моечные и противокоррозные работы. При числе рабочих постов до 5 Кnравен 1,05; 5……..10 постов – Кn = 1,00; 10….15 постов – Кn=0,95 свыше 15 – Кn =0.9 коэффициент Кк принимается таким же, как и для корректировки трудоемкости ТР автомобилей

Например:

Для 23 чел.-ч 8 рабочих постов и умеренно холодного климата удельная трудоемкость технического обслуживание и технический ремонт составит:

 2.3*1.0*1.1=2.53 чел.-ч

Данная трудоемкость предусматривает выполнение всех работ(100%) по техническому обслуживанию и техническому ремонту на предприятие автосервиса. Реально же на станции технического обслуживания выполняется лишь 20-35% трудоемкости технического обслуживания и технического ремонта, остальная же часть – либо самим владельцем, либо с привлечением других лиц и т.д.

В рассматриваемом примере принято,что на станции технического обслуживания выполняется 25% от всего объёма работ технического обслуживания и технического ремонта, т.е.

2.53*0.25=0.63 чел.-ч/1000 км.

Годовой объём работ технического и технического ремонта составит

1000 =13192 чел.-ч

Годовой объём УМР, чел.-ч

                                                                        (2.15)

где число заездов в год на УМР;

 средняя трудоемкость УМР, чел.-ч.

2.3 Расчет числа производственных рабочих.

Уборочно-моечные работы на станции технического обслуживания выполняется непосредственно перед техническим обслуживанием и техническим ремонтом как самостоятельный вид услуг.

В первом случае число заездов на УМР (  принимается равным годовому числу заездов  рассматриваемых моделей автомобилей на техническом обслуживании и ремонт в станции технического обслуживания с учетом проведения УМР и как самостоятельного вида услуг общее число обращений на УМР составит.

                 ,                                (2.16)

где N3r- число заездов на УМР непосредственно перед проведением технического обслуживания и технического ремонта;

В- доля владельцев автомобилей, пользующихся УМР как самостоятельным видом услуг %;

Lумр - среднее значение пробега автомобиля на случай проведения УМР, независимо от потребности в проведении технического обслуживания и технического ремонта.

Например, принимая В=20% и имеем:

Годовой объём УМР, например:

При

Годовой объём работ по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч

                                                                                 (2.17)

где число заездов автомобилей в год на станцию технического обслуживания;

T nв – средняя трудоемкость работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей, чел.-ч.

                                                                             (2.18)

где N3nk- число заездов автомобилей в год противокоррозионную обработку кузовов;

Tnk- средняя трудоемкость противокоррозионной обработке составляет 3….5 лет, т.е. 0.2….0.3 заезда в год:

Nзнк=(0.2….0.3)N3r

Если на станции технического обслуживания продаются автомобили, то годовой объём работ чел.-ч, по предпродажной подготовке составит:

Tnn=Nntnn.

Где Nn-число продаваемых в год автомобилей;

 Tnn-средняя трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля.

Фонд ФТ определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (учет времени, фактически отработанного каждым работником, обязан вести работодатель).

Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего:

                            ФТ = 8(ДКГВП),                                                    (2.19)

где 8 - продолжительность смены, ч;

ДКГ- число календарных дней в году;

ДВ - число выходных дней в году, дней;

ДП - число праздничных дней в году, дней.

                     ФТ=8 (365-104-14)=1976 ч.

Таким образом, технологически необходимое число производственных рабочих

                  РТ =11856/1976=6 человек.

Штатное число производственных рабочих определяется

как

                                                                                          (2.20)

где ТП- годовой объем работ по постам или участкам, чел.-ч;

Фш- годовой фонд времени штатного рабочего (эффективный), ч.

Годовой объем работ по постам и участкам ТП вычисляется исходя из годового объема работ (мощности) СТОА в соответствии с распределением трудоемкостей обслуживания и ремонта по видам работ. Примерное распределение трудоемкостей приводится в табл. 2.1.

Таблица 3- Примерное распределение трудоемкостей на СТОА

Вид работ Количество рабочих
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) 2
ТО в полном объеме 2
Смазочные работы 2
Регулировка углов управления колес 2
Ремонт и регулировка тормозов 2
Электротехнические работы 1
Работы по системе питания 2
Аккумуляторные работы 1
Шиномонтажные работы 1
Ремонт узлов, систем и агрегатов 1
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) 2
Окрасочные и противокоррозионные работы 2
Слесарно-механические работы 2
Итого 22

Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего ФШ меньше фонда «технологического» рабочего ФТ за счет предоставления рабочим отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (болезнь и т.д.):

                               ФШТ-8(ДОТУД),                                                 (2.21)

где Дот - число дней отпуска, установленного для данной профессии рабочего;

Дуп- число дней невыхода на работу по уважительным причинам.

                           ФШ=1976-8(28-9)=1824 ч

                         РШ=11856/1824=7 человек

Штатная численность вспомогательных рабочих принимается, как для производственных рабочих; распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ следует определять поданным таблицы 4.

Таблица 4-Штатная численность вспомогательных рабочих

Вид вспомогательных работ Соотношение вспомогательных рабочих по видам работ, человек
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструментов 2
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций 2
Прием, хранение и выдача материальных ценностей 1
Перегон подвижного состава 1
Обслуживание компрессорного оборудования 1
Уборка производственных помещений 1
Уборка территории 1
Всего 7

Таблица 5- Численность персонала СТОА

Наименование Число работников
Общее руководство 3
Технико-экономическое планирование 1
Организации труда и заработной платы 1
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность 1
Комплектование и подготовка кадров -
Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание 4
Материально-техническое снабжение 2
Производственно-техническая служба 3
Младший обслуживающий персонал 2
Пожарно-сторожевая охрана (ПСО) 1
Итого 18(13)

2.4 Расчет постов.

Число рабочих постов технического обслуживания и технического ремонта, УМР (предшествующих техническому обслуживанию и техническому ремонту), а также вспомогательных постов приемки и выдачи автомобилей.

Определяется по формуле:

                                  П= ,                                                     (2.22)

где Т-годовой объём рассматриваемых видов работ, чел.-ч;

коэффициент неравномерности загрузки постов для станции технического обслуживания автомобиля (  ;

Драбr- число рабочих дней в году;

Тсм- продолжительность смены, ч;

С-число смен;

Pn-среднее число рабочих на посту (1……2 рабочих);

 коэффициент использования рабочего времени (ἦч=0.86…0.90);

ἦо-коэффициент технической готовности оборудования (ἦо=0.95);

ἦс- коэффициент сезонности, зависящий от вида услуг (ἦс=0.75…10).

Товаром сервисной службы является работа механиков это товар характеризуется определенным количеством и качеством, зависящим от квалификации, темпов и качества труда сотрудников и возможностей  оборудования.

Потребности в рабочей силе определяется:

Политикой управления;

Планом продаж сервисной службы;

Спросом на сервис;

Общим числом продуктивных часов, производительностью и эффективностью;

Возможностями обеспечения требуемой рабочей силой;

Спецификой района или местности.

Для обеспечения эффективной деятельности службы требуется несколько видов должностей с компонентным персоналом.

В малых предприятиях может быть, слишком дорого нанимать людей на каждый день должности.

В этих случаях обязанности объединяют, но группировку функций стараются сохранить.

Например:

Сервисная служба может иметь общего подсобного рабочего со складом запчастей и отделом продаж машин, но не должна заставлять механиков выполнять подсобные работы.

Необходимая численность персонала (технологически необходимая –Рт и штатная –Рм)может быть определена следующим образом

                               Рт= ,               (2.23)

где Тi-годовой объём работ, чел.-ч;

Фт,Фш- соответственно годовой фонд времени технологически необходимо рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.

Для специальности с вредными условиями труда установлены фонды Фт=1780ч и Фш=1560ч (35 ч продолжительность недели и 24ч дня отпуска). Для всех других специальностей Фт=2020ч и Фш=1770ч (40ч продолжительность недели и 24ч дня отпуска).

Другой метод расчета производительного персонала предусматривает учет норматива числа постов на одного механика, т.е.

                               P=                                                                   (2.24)

где Х- число постов;

dn – норматив отношения числа постов в одного механика.

В общем виде на основе среднестатистических данных структура продуктивныхработников (персонала, занятия обслуживанием и регионом автомобильных клиентов, гарантийным обслуживанием и предпродажной подготовкой автомобилей перевозкой новых машин и т.п.) включает в себя специальности, удельный вес которых 1 % общей численности составляет:

Слесари по ремонту автомобилей …………………………………………………. 62.50

Рихтовщики …………………………………………………………………………………….6.00

Газа-электросварщики……………………………………………………………………4.65

Маляры ……………………………………………………………………………………………8.10

Слесари по топливной аппаратуре ………………………………………………….4.15

Вулканизаторщики …………………………………………………………………………1.20

Аккумуляторщики …………………………………………………………………………..0.70

Консерваторщики изделий …………………………………………………………….1.70

Мойщики автомобилей ………………………………………………………………….4.65

Другие профессии ………………………………………………………………………….3.80

При этом на станцию технического обслуживания в большинстве индустриальнаяразвитых стран соотношение продуктивного и не продуктивного персоналу 50:50.

Современные организации автосервиса в большинстве случаев включает в себя подразделения торговли (автомобилями и запасными частями) и автосервиса (т.е. непосредственно производства).

Должности по своему составу можно отнести к руководству, торговле и производству.

К руководству относится:

Генеральный директор, директор заместитель генерального директора

Главный инженер, технический директор, главный энергетик, главный механик, главный экономист, секретарь, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, старший бухгалтер, бухгалтер-кассир учетчик, юрист-консультант.

Должности, которые относятся к торговле, - директормагазина заведующий магазином, заведующий секцией, начальник отдела торговли, главный специалист по торговли, специалист по продаже, менеджер по продажам, товаровед, продавец, начальник отдела маркетинга, начальник отдела рекламы, начальник отдела снабжения, менеджер отдела материально-технического снабжения, начальник вычислительного центра, инженер – программист, таможенный брокер, заведующий складом.

Должности автосервиса следующие заместитель директора по производству, начальник отдела маркетинга, начальник сервиса, мастер, сервис-менеджер, начальник отдела по работе с клиентурой,начальник цеха, старший мастер, начальник участка, начальник вычислительного центра, инженер – технолог по экспертизе.

В рамках непосредственного производства имеют место должности приемщика, диспетчера и бригадира. При этом в малых формах где выполняется 10 и менее ремонтных заказов в день, бригадир выполняет функции приемщика, диспетчера и функции управления, как сервис менеджер. В целях, где выполняют в среднем 14…16 ремонтных заказов в день, есть и сервис - менеджер, и бригадир функций приемщика и диспетчера они делятся между собой.

В службах которые выполняют в среднем 17…30 ремонтных заказов в день, есть еще один бригадир и приемщик.

Затем по мере увеличения объёма работ нанимают диспетчера и клерка приемщика и бригадира.

Отнесение должности к руководству, торговли, сервиса (производству) в некоторой степени условное, а название должностей отвечает тарифно-квалификационному справочнику.

По данным исследованиям большого числа станций, которые имеют и торговлю, и сервис, соотношение руководителей и специалистов следующие, %:

Руководство ………………………………………………………………………………………42.3

Сервис …………………………………………………………………………………………………20.3

Торговля ……………………………………………………………………………………………..16.0

Производство ……………………………………………………………………………………21.4

2.6 Подбор технологического оборудования

Таблица 6-Наименование оборудования. До реконструкции

1 Осмотровая канава 2 2200х2000
2 Верстак 1 500х1200
3 Ларь для отходов 1 200х200
4 Нагнетатель смазки 1 300х300
5 Ларь для обтирочных материалов 2 200х200
6 Ванна для мытья деталей 1 400х1200
7 Сверлильный станок 1 1000х400
8 Подвод электричества 2 -
9 Гайковёрт 1 250х100
10 Установка для сбора отработавшего масла 1 500х500
11 Щит пожарный 1 100х300
12 Ларь для отходов 1 100х200

После реконструкции


Таблица 7

1 Осмотровая канава 1 2200х2000
2 Верстак 1 500х1200
3 Стеллаж для деталей 1 1500х800
4 Ларь для обтирочных материалов 2 200х200
5 Ларь для отходов 2 200х200
6 Нагнетатель смазки 1 300х300
7 Подъёмник 1 2000х1500
8 Ванна для мытья деталей 1 400x1200
9 Сверлильный станок 1 1000х400
10 Стенд для проверки давления масла 1 600х300
11 Подвод электричества 1 -
12 Гайковёрт 1 250х100
13 Установка для сбора отработавшего масла 1 500х500
14 Щит пожарный 1 100х300

На плане указывают основные строительные элементы здания относящиеся к проектируемому участку: наружные и внутренние стены перегородки, ворота двери, окна и антресоли.

На плане расстановки оборудования показывают технологические оборудование производственный инвентарь (верстаки стеллажи, инструментные шкафы), подъёмно-транспортное оборудование (за исключением безрельсовых самоходных и несамоходных транспортных средств: электрокар, погрузчиков и т.п.) проезды и проходы, необходимых для обеспечения рабочих мест материалами и запасными частями, а также площадки накопления изделий или материалов.

Технологическое оборудование изображают в принятом масштабе условным упрощенным контуром с учетом крайнего положения движущихся частей, открывающихся кожухов и устанавливаемых на оборудовании изделий, если последние выходят в плане за габаритные размеры оборудования.

Внутри контура оборудования и производственного инвентаря или вне контура, на выносной полке указывают его номер по спецификации к чертежу.

Нумерацию обычно дают последовательно в порядке размещения оборудования и инвентаря на чертеже слева направо и затем сверху вниз.

Расположение станков и другого технологического оборудования,устанавливаемого на фундаменты, координируют относительно колонн и стен здания. Указание на чертеже расстояний от оборудования до колонн и стен называют привязкой оборудования.

Условными обозначениями на чертеже показывают места расположения рабочих и места присоединения к энергетическим сетям,водопроводу вентиляции канализации. Планы расстановки технологического оборудования выполняют, как правило, на стадии разработки проекта в масштабе 1:2000, на стадиях разработки рабочей документации или рабочего проекта – в масштабе1:100. В учебных проектах допускается применение масштабов 1:50 и 1:25

Таблица 8 - Комплексная АТО

Зоны то и тр Производственные Участки тр склады Зона хранения (стоянки) Вспомогательные помещения
ЕО ТО-1 Д-1 Д-2 ТО-2 ТР Агрегатный слесарно-механический, электромеханический, Аккумуляторный, Топливный, Шиномонтажный, Вулканизационный, Кузнечно-рессорный, Медницкий, Сварочный, Жестяницкий, Арматурный, Обойный, малярный, Таксометровый, радиоремитный Агрегатов запасных Частей материалов смазочных материалов химикатов лакокрасочных материалов склад, кладовая Открытая площадка с подогревом закрытая стоянка (здания) крытая стоянка (навес) Административные Бытовые, медицинского обслуживания, культурного обслуживания общественных организаций

В состав производственно-складских помещений входят зоны технического обслуживания и технического ремонта, производственные участки технического ремонта, склады, технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств(компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.п.).

В состав площадей зон хранения стоянки подвижного состава входят площади стоянок(открытых или закрытых).

В состав вспомогательных площадей предприятия входят санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления помещения для учебных занятий и общественных организаций.

Расчет площадей зон технического обслуживания и технического ремонта, площадь зон технического обслуживания и технического ремонта рассматривается по формуле

                               F3=                        (2.25)

где Fa- площадь занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам) ;

Х3-число проходов;

Kn- коэффициент плотности расстановки постов зависящий от габаритного размеров автомобиля и расположение постов.

2.6 Основные показатели проектных решений СТО

К основным показателям СТО относятся: число комплексно обслуживаемых автомобилей в год, полезная площадь здания и площадь участка. Основными исходными данными, принятыми в проектах для расчета этих показателей, являются трудоемкость ТО и TP на один автомобиль в год и режим работы СТО. Отличие этих исходных данных отражается на основных показателях СТО. Так, чем больше принятая трудоемкость ТО и TP на один автомобиль при одинаковом режиме работы станции, тем меньше пропускная способность СТО и наоборот. Поэтому для определения технико-экономических показателей и оценки технического уровня проектных решений СТО по аналогии с АТП в соответствии с ОНТП используются не абсолютные, а удельные показатели на один рабочий пост: число производственных рабочих; площадь производственно-складских помещений, м2; площадь административно-бытовых помещений, м2; площадь территории, м2; число комплексно обслуживаемых автомобилей (заездов) в год.

Значения удельных показателей для городских СТО рассчитаны для следующих эталонных условий: число рабочих постов - 10, среднегодовой пробег одного автомобиля - 10,0 тыс. км; климатический район - умеренно холодный; условия водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения - от городских сетей.

Для условий, отличающихся от эталонных, все показатели для городских СТО в зависимости от общего числа рабочих постов СТО (ТО, TP, коммерческой мойки, противокоррозионной обработки, предпродажной подготовки) корректируются коэффициентом kП. Кроме того, показатель „Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год" корректируется коэффициентами, учитывающими: класс легковых автомобилей – kКЛсреднегодовой пробег одного автомобиля – kС и климатический район – kК

Таблица 9 - Удельные технико-экономические показатели СТО на один рабочий, пост для эталонных условий (по ОНТП-01-91)

Показатель Тип СТО
  Городская
Численность производственных рабочих Рэт уд 5,0
Площадь производственно- складских помещений Sэтуд п, м2 197
Площадь административно-бытовых помещений Sэтуд а, м2 81
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год N 390
(За 2013) Число заездов автомобилей на коммерческую мойку N3K 15 623

Коэффициент для легковых автомобилей особо малого класса (ОКА) равен 1,15, для малого класса (ВАЗ-2110) - 1,00 и для среднего (ГАЗ-24-10)- 0,85.

Коэффициент kп для среднегодового пробега одного автомобиля в 8 тыс. км равен 1,25 для пробега в 10 тыс. км - 1,00, для пробега в 12 тыс. км - 0,84, для пробега в 14 тыс. км - 0,72; 16 тыс. км - 0,63; 18 тыс. км - 0,56; 20 тыс. км - 0,50.

Коэффициент kкдля различных климатических районов имеет следующие значения: умеренного - 1,00; умеренно теплого, умеренно теплого влажного, теплого влажного - 1,11; жаркого сухого, очень жаркого сухого - 0,91; умеренно холодного - 0,91; холодного - 0,83 и очень холодного - 0,77.

Площадь производственно-складских помещений с учетом площади сантехнических и энергетических помещений принимается с коэффициентом 1,18.

Абсолютные значения нормативных технико-экономических показателей СТО определяются произведением соответствующих удельных показателей для эталонных условий на коэффициенты приведения и общее число рабочих постов СТО:

                   P= Рэт уд ∙kp1∙Xоб                                                    (2.26)                   

                   ST= Sэтуд т∙ kp2∙Xоб                                              (2.27)                                                  

                    SП= Sэтуд п∙Xоб                                                   (2.28)                     

                   N=Nэт уд∙kкл∙kп∙kк∙ Xоб                                           (2.29)                  

                    Sa= Sэтуд а∙kp3∙ Xоб                                             (2.30)                  

где P - общее число производственных рабочих;

SтSпSа - соответственно общая площадь территории, производственно-складских административно-бытовых помещений, м2;

N - общее число комплексно обслуживаемых автомобилей в год;; Х°б - общее число постов СТО.

P=5человек

ST=195,7м2

SП=10,2м2

N=390автомобилей

Sa=205,9 м2

2.7 Расчет площадей

Площади СТОА по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы — производственно-складские, для хранения автомобилей и вспомогательные.

В состав производственно-складскихпомещений входят зоны ТО и TP, производственные участки TP, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-техни-ческих служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых СТОА при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ и отдельные складские помещения могут быть объединены.

Площадь помещений и сооружений (открытых площадок, устройств для очистки воды и др.) устанавливается в зависимости от числа автомобиле-мест хранения, рабочих и вспомогательных постов, мест ожидания, габаритных размеров автомобилей, норм размещения автомобилей и оборудования (допустимые расстояния, внутренние проезды, коэффициенты плотности и расстановки оборудования и т.д.).

В состав административно-бытовыхпомещений предприятия, согласно СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления. В составе административных помещений следует предусматривать помещение для клиентов, включающее зону для размещения работников, оформляющих заказы и выполняющих денежные операции, зону продажи запасных частей, автопринадлежностей, инструмента, автокосметики и камеры хранения вещей заказчиков.

Расчет площадей зон ТО и ТР.

В зависимости от стадии выполнения проекта СТОА площади зон ТО и TP рассчитывают: на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах — по удельным площадям; на стадии разработки планировочного решения зон - графическим построением.

Площадь зоны ТО или TP

                             )  ,                      (2.31)

где fА -площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;

ХЗ- число постов;

КП - коэффициент плотности расстановки постов, представляющий собой  отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КПзависит от габаритов автомобиля и расположения постов: при одностороннем расположении постов КП= 6—7; при двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП= 4-5; меньшие значения КПпринимаются для СТОА, имеющей не более 10 постов.

  Расчет площадей производственных участков.

Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки КП. Площадь участка

                           ,                          (2.32)

где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2.

Для расчета FУпредварительно на основе Табеля и каталогов технологического оборудования составляют ведомость оборудования и определяют его суммарную площадь fоб по участку.

Площадь кузовного участка:

                          FК =fКОБКП,,                      (2.33)

где FК - площадь кузовного участка, м2;

fКОБ - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, включая автомобиль, м2;

КП - коэффициент плотности расстановки оборудования.

                      FK=12∙3=36м2

Площадь участка диагностики:

                         FД= fДОБ КП,,                           (2.34)

где FД - площадь участка диагностики, м;

fДОБ. - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным

размерам оборудования участка диагностики, включая площадь а/м,м2;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow