Дополнительный материал

Н.В. Култашева, И.К. Саушина

Региональная составляющая при изучении истории России (на примере Удмуртии)

    В условиях реализации ФГОС ООО и принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта актуальным становится вопрос разработки уроков с использованием региональной составляющей. Региональная история является важным средством формирования исторического мышления обучающихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Нами предлагается урок по теме «Наша Родина – Россия», разработанной на основе поурочных рекомендаций «История России» О.Н. Журавлевой [2]. В предложенных поурочных рекомендациях, составленных в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта в 6 классе, выделяются 4 урока по изучению родного края.

 

Таблица. Тематическое поурочное планирование

в поурочных рекомендациях О.Н. Журавлевой [3]

 

Поурочное планирование Материалы учебника
Урок 1. Наша Родина – Россия. 1 ч. Введение
Урок 6. История заселения родного края в древности (по содержанию темы I). 1ч. Глава I
Урок 17. Урок истории и культуры родного края в древности (по содержанию темы II). 1ч. Глава II
Урок 31. Родной край в истории и культуре Руси. 1ч.
Урок 40. Урок истории и культуры родного края. 1ч.

 

Урок 1. Наша Родина – Россия (введение)

 

Основные вопросы изучения материала 1.История России – часть всемирной истории. История Удмуртии – часть истории России. 2.Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика и задачи курса. 3.Территория и особенности Восточной Европы. 4.Языковые семьи и группы. 5.Источники по истории России и Удмуртии. Музеи – хранители «следов прошлого» (на примере музеев Ижевска (или музея своего населенного пункта). 6. Как работать с учебником.
Тип урока Вводный
Ресурсы урока Учебник, введение. Карта территории современной России, карта Удмуртии. Электронное приложение.
Основные понятия и термины История России. Индоевропейская группа народов. Славянская, тюркская, финноугорская группы языковых семей. Исторические источники (классификация на примере источников по истории Удмуртии). Вспомогательные исторические дисциплины.
Основные даты Периодизация всеобщей истории.
Домашнее задание Учебник, введение. 1.На какие группы можно разделить все исторические источники? 2*.Найдите в дополнительной литературе, Интернете пословицы и поговорки о родине и выпишите их в тетрадь. Подберите стихотворения русских и удмуртских поэтов о родине. 3*.По желанию: фотография из семейного архива- исследование артефакта (вы – историк: что мы можем узнать, посмотрев фотографии).

 

Модули урока Учебные задачи Основные виды деятельности ученика Оценивание образовательных результатов
Мотиваци-онно - целевой Россия – многонациональное государство. История России складывается из истории регионов. Родина – край, где вы родились.   Использовать карту как источник информации о территории России. На контурной карте обозначить границы Российской Федерации и указать расположение Удмуртской Республики. Соотносить историю России и Удмуртии. Найти в словарях объяснение слову родина.   Работа с картой. Работа с контурной картой. словарями.
Ориентаци-онный Какие исторические источники помогают изучать историю? С помощью каких измерителей определяется историческое время человечества? Уметь извлекать знания из исторических источников: вещественные источники – черепок глиняной посуды из Иднакара; письменные источники – фрагмент документа; фольклорные источники - фрагменты удмуртских сказок. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя: находить музеи края на плане города; знакомится с календарем удмуртского народа. Работа с текстом. Работа с планом. Беседа. Соответствие месяцев.
Содержа-тельно - операционный Какие языковые группы преобладают на территории Удмуртии? С помощью учителя и учебника определять языковые семьи и составлять языковое древо на территории Удмуртии. Работа с текстом. Работа с  схемой.
Контрольно-оценочный Обсудите смысл фразы учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т.е. в формирование российской цивилизации». В чем вы видите значимость изучения истории Отечества? Использовать изученный материал: показывать на карте и описывать границы современной России, Удмуртии; объяснять понятия Евразия, Европейская часть России; значимость изучения истории для каждого жителя страны; смысл удмуртских пословиц: «Человек, забывший свою родину, - заблудившийся человек», «Смеясь над языком народа, больно ранишь его сердце», «Будь сыном не только отца, но и сыном народа будь». Участвовать в контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме. Работа с картой. Дискуссия. Синквейн о родине или Удмуртии.

Дополнительный материал

Игровая разминка «Собери фразу». Стихи Флора Васильева разрезаются на строчки. Задание: кто быстрее и правильно соберет четверостишье.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей [1].

По данному образцу можно собрать любую фразу, четверостишье.Задание можно усложнить: учащиеся разбиваются на группы (4–5 человек), каждая получает задание. Задание: восстановить учебный текст, реконструируя фразы по смыслу из разрозненных предложений учебного текста. Заранее продумывается определенное количество разрезанных частей. Так восстановится весь учебный текст. Важно восстановить не столько изначальную последовательность, сколько смысл текста. После проверок, как правило, возникают обсуждения, связанные с вариативностью смысла деформированных фраз из текста. Полученный текст, сравнивается с оригиналом.

 

Пословицы, поговорки, загадки. Предварительное задание 1: найти пословицы, поговорки, загадки о Родине. Учащимися зачитываются пословицы цепочкой, объясняя смысл. Задание 2: из рассыпанных частей составить пословицы и объяснить их смысл.

 

Всякому мила а чужая – мачеха
Родная сторона – мать, своя сторона
На чужой сторонушке в чужом – ворона
Чужбина – калина, рад своей воронушке
В родном краю сокол, родина – малина

Задание 3: прочитать пословицы удмуртского народа и назвать аналогичные по смыслу пословицы русского народа:

1. Шишки ели к подножию падают (Яблоко от яблони не далеко падает).

2. Любишь мед, люби и пчел (Любишь кататься, люби и саночки возить).

3. По лаптю и колодка (По Сеньке и шапка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: