Тема «Формы и методы организации ТО и ремонт автомобилей в ОАС»

Тема «Характеристика производственных процессов в ОАТ»

Сделать конспект.

В РФ интенсивно растет численность дорожно-транспортных средств. Следствием этих процессов является увеличение потребности в выполнении услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей организациями автосервиса.

На процессы ТО и ремонта автомобилей, находящихся в индивидуальном пользовании, оказывают значительное влияние ряд особенностей:

· невысокая интенсивность эксплуатации, при которой среднегодовые пробеги составляют 8–14 тыс. км;

· сезонная неравномерность эксплуатации автомобилей, когда средние пробеги автомобилей в теплый период года в 1,5–2,5 раза больше, чем в холодный. Естественно, растет и неравномерность поступления автомобилей в ОАС на обслуживание и ремонт;

· большая номенклатура марок и моделей эксплуатируемых автомобилей, имеющих значительные различия массово-геометрических характеристик, показателей надежности (в том числе режимов ТО и ремонта), устройств, применяемых эксплуатационных материалов и требующих применения при обслуживании и ремонте специализированного технологического оборудования, оснастки

и инструмента, и т.д.;

· значительный средний возраст автомобилей, влияющий на увеличение объемов работ по ТО и ремонту;

· использование индивидуальными владельцами в основном безгаражного способа хранения, который отрицательно сказывается на техническом состоянии основных агрегатов и элементов автомобиля и способствует увеличению объемов работ на ТО и ремонт;

Указанные особенности необходимо учитывать при анализе рынка услуг, создании и эксплуатации организаций автосервиса.

Все организации автосервиса подразделяются на три категории: А, В и С.

Организации автосервиса категории А — это организации, выполняющие требования изготовителя транспортных средств к сервисным подразделениям и обслуживанию транспортных средств, получившие в установленном порядке от изготовителя или его представителя полномочия на проведение обслуживания транспортных средств и право использования товарного знака (знака обслуживания) от его владельца.

Организации автосервиса категории В — это организации, имеющие полномочия от представителей изготовителей транс-портных средств (в том числе от организаций автосервиса категории А) на проведение обслуживания транспортных средств и выполняющие их требования к обслуживанию транспортных средств.

К организациям автосервиса данной категории также относятся организации автосервиса, являющиеся представителями изготовителей компонентов транспортных средств.

Для организаций автосервиса категории С не требуется обязательное выполнение требований изготовителя транспортных средств к сервисным подразделениям и обслуживанию транспортных средств.

Организации автомобильного сервиса в настоящее время предоставляют широкий спектр услуг:

· продажу и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей;

· продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автомобильных аксессуаров;

· прокат автомобилей и иных мототранспортных средств;

· топливозаправочные работы (бензин, дизельное топливо, газ, масла, смазки, приемка отработанных масел);

· оказание техпомощи на дорогах и предоставление услуг эвакуатора;

· техническое обслуживание и ремонт автомобилей в гарантийный период их эксплуатации;

· установку, ремонт, тонирование и бронирование стекол автомобиля;

· установку и ремонт систем сигнализации, навигации и видеорегистрации;

· ремонт, зарядку и приемку непригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей;

· ошиповку шин;

· техническое обслуживание транспортных средств;

· ремонт транспортных средств методами замены и (или) восстановления компонентов.

Полный перечень услуг оказывают крупные (имеющие свыше 35 рабочих постов) ОАС или специализированные автомобильные центры. Более мелкие станции технического обслуживания (СТО) оказывают только некоторые из перечисленных услуг или вообще специализируются на одной из них. Номенклатура и группировка СТО по назначению и размерному ряду приведена в табл. 7.1.

Наибольшие объемы работ приходятся на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Техническое обслуживание включает: регламентные работы (в том числе по видам технического обслуживания, по талонам сервисной книжки и контрольно-осмотровые); уборочно-моечные работы; смазочно-заправочные работы; контрольно-диагностические и регулировочные работы. Общая схема организации процессов ТО в организациях автомобильного сервиса представлена на рис. 7.1.

Стрелками указаны маршруты движения транспортных средств. Схема является примерной, поскольку в ней невозможно учесть все возможные пожелания клиентов по оказанию услуг технического обслуживания автомобилей. Для сглаживания неравномерности поступления автомобилей в производственные подразделения могут использоваться одна или несколько зон ожидания.


 

 

Общая схема организации процессов ремонта в крупных и средних организациях автомобильного сервиса представлена на рис. 7.2.

Для ОАС малой мощности, с учетом того, что не все специализированные участки могут создаваться, схема может видоизменяться.

Трудовая деятельность в ОАС также требует своей организации, под которой, как уже отмечалось, понимается упорядоченная система взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей. Она будет определяться типом организации и численностью обслуживаемых и ремонтируемых транспортных средств. Важным моментом здесь является режим работы ОАС. Рекомендации по их выбору представлены в табл. 7.2.

 

 

Выполнение работ, как и в автотранспортных организациях, закреплено за структурными подразделениями, которые также должны иметь свою производственную базу: здания, сооружения, помещения, технологическое оборудование, оснастку и т.п. (рис. 7.3).

Часть работ, таких как электротехнические, топливные, шиномонтажные, кузовные и т.д., могут выполняться как на постах ТО и ремонта, так и в специализированных участках. Работы по предпродажной подготовке (ПП) могут выполняться в специализированном участке; однако, при малой программе продаж эти работы выполняют на участке ТО или ТР.

В ОАС тоже допускается объединение участков, имеющих малые объемы работ, но наличие которых считается обязательным. Группируемые участки должны иметь похожий характер работ и близкие условия труда по противопожарным, строительным, санитарным, техническим и другим нормам. Вопрос о структуре производственных подразделений СТО решается в процессе ее проектирования и создания, а также по результатам директора крупных объединений, руководители функциональных управлений

 


 


Тема «Формы и методы организации ТО и ремонт автомобилей в ОАС»

Сделать конспект.

Формы и методы организации процессов технического обслуживания и ремонта транспортных средств в организациях автомобильного сервиса определяют характер осуществляемых при них трудовых процессов с учетом особенностей выполнения работ.

Большинство работ ТО и ремонта выполняется непосредственно на автомобиле на постах. В СТО используются те же типы рабочих постов, что и в автотранспортных организациях. Можно лишь отметить, что наиболее часто при ТО и ремонте используются напольные посты с подъемниками и практически никогда — поточные линии из-за большой неравномерности поступления автомобилей и значительной вариации трудозатрат.

По технологическим возможностям основными типами постов, используемых в организациях автосервиса, являются универсальные (выполняется от 100 до 200 операций) и специализированные (20–50 операций). Например, на универсальных постах выполняются выборочные работы технического обслуживания или ТО в полном объеме, осуществляется ремонт агрегатов и систем. Для работы на этих постах требуются рабочие-универсалы высокой квалификации. Кроме того, на них используется универсальное оборудование, оснастка и инструмент, обеспечивающие повышение производительности труда. На специализированных постах выполняют работы определенного вида. Это посты диагностики, смазки, регулировки углов установки управляемых колес и т.д.

В целях экономии производственных площадей в ОАС получили распространение тупиковые посты. Их располагают, как правило, параллельно.

 

При выборе первой организационной формы технологических возможностей поста необходимо помнить, что специальные посты имеют наивысший уровень механизации работ и производительности труда, но на них выполняется ограниченная номенклатура технологических операций. Поэтому их создают на специализированных производствах, имеющих большую суточную программу работ.

Вторая организационная форма предполагает использование при выполнении ТО и ремонта автомобилей оборудования и оснастки как производственных подразделений самой организации, так и сторонних специализированных организаций. Эффективность этих вариантов различна. Первый вариант требует значительных затрат на создание полнокомплектного производственного подразделения, но обладает тем преимуществом, что необходимые средства для проведения работ всегда под руками и ими легко управлять. Второй вариант позволяет снизить эти затраты, поскольку технологические операции (или их часть) выполняются средствами, находящимися в распоряжении ОАС. При этом усложняется управление и контроль качества выполнения операций общего технологического процесса. Третий вариант используется, когда нет возможности использовать два первых или их эффективность значительно ниже.

Если организация располагает подвижными мастерскими, то их можно направлять для проведения несложных работ ТО и ремонта к месту хранения автомобилей. Такая организационная форма (третья) может применяться по желанию клиента. Однако следует помнить, что техническое обслуживание и ремонт в условиях стационарной производственной базы характеризуется лучшим качеством работ.

Четвертая организационная форма предусматривает два варианта: с участием заказчика при выполнении обслуживания и без него. Выполнение работ заказчиком (услуги по самообслуживанию) производится при условии, что он обладает необходимым уровнем квалификации. Форма используется, как правило, в гаражах-стоянках. Большинство же работ на СТО проводится без участия заказчика, хотя он может присутствовать при их выполнении, если это допускается требованиями охраны труда.

Пятая организационная форма служит для снижения времени проведения сложного и трудоемкого технического воздействия. По согласованию с заказчиком его проводят за несколько заездов автомобиля, но, как правило, на СТО технические воздействия выполняют за один заезд.

В существующих организациях автосервиса могут использоваться все перечисленные организационные формы проведения технических воздействий. Главное, чтобы они обеспечивали максимальную ритмичность работы ОАС и рациональное использование ее трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Методы организации ТО и ремонта транспортных средств определяют структуру производственных подразделений и состав работающих в них трудовых коллективов. Их выбор в значительной мере зависит от масштабов и сложности производства.

В настоящее время в ОАС в основном используется агрегатно-участковый метод. Он состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между производственными участками, рабочие которых полностью отвечают за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства.

Каждый из производственных участков выполняет все работы по ТО и ремонту одного или нескольких агрегатов (узлов, систем, механизмов, приборов). Моральная и материальная ответственность при данном методе организации производства становятся конкретными, поскольку он предусматривает тщательный учет всех элементов производственного процесса, а также расхода запасных частей и материалов.

Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на тупиковых постах, а работы вспомогательных производственных участков − в цехах и частично на постах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: