Менеджер в организации и системе менеджмента

Очевидно, что центральной фигурой в системе управления любой организацией всегда является менеджер, то есть руководитель. Он, основываясь на своих полномочия, авторитете и информации, осуществляет воздействие на группы людей в соответствии с целью организации и условиями согласования их деятельности. Часто менеджера называют лицом, принимающим решения. От него в значительной мере зависит эффективность функционирования всей организации. В деятельности менеджера существует три взаимосвязанных фактора успеха: научность, опыт и искусство. Далее рассмотрим более подробно каждый из них.

Научность отражает комплекс знаний, которыми обладает менеджер, знаний, позволяющих делать объективную оценку ситуаций, проводить анализ проблем, учитывать все факторы изменяющейся обстановки и тенденций развития в их взаимозависимости и системе.

Научность - это не только обладание знаниями, но и подход к управлению, основанный на использовании знаний, поиске объективных факторов и оценке объективных условий управления. Научность определяется образованием менеджера, комплексом знаний, полученных в процессе образования и получаемых в процессах непрерывного самообразования. Очень важно понимание того, что научность зависит не просто от объема знаний, их энциклопедического характера, а главным образом от структуры знаний, методологии их освоения, формы и расположения в долгосрочной памяти. Необходимо отметить, что в деятельности любого руководителя опыт негативный и позитивный находятся в определенном сочетании. Преобладание позитивного опыта должно стимулироваться. Менеджеру необходимо проводить анализ каждого своего успеха, оценивать факторы, которые к нему привели. Таким образом, для эффективной работы менеджеру следует полностью владеть объективной информацией о положении дел в организации, которой он руководит.

Этому способствуют системы специального дополнительного и непрерывного образования, предназначенные для корректировки опыта и его обогащения. Большую роль в этом играет ротация персонала (кадровые перестановки), позволяющая создавать обстановку новизны и корректировать сложившиеся приемы работы. Наконец, самообразование влияет также и на осмысление собственного опыта, его корректировку по реальным условиям действительности. Инновационный подход к управлению предполагает и использование опыта менеджера, и разрушение негативных факторов его проявления. Опыт является одной из причин, определяющих необходимость инновационного менеджмента.

Искусство управления - это комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся развитость интуиции, осознанный опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, устойчивость убеждений, инициативность.

В определенной мере эти характеристики должны быть присущи каждому менеджеру, осуществляющему профессиональное управление. Но искусство управления определяется не общей мерой наличия этих качеств, а сочетанием их и соответствием конкретным обстоятельствам деятельности, востребованностью и возможностью реализации. Искусство управления наиболее ярко проявляется в общении менеджера с людьми, в способностях неформального воздействия на человека, воодушевление его на эффективную работу и ответственное отношение к делу. Именно искусство управления определяет соотношение формального и неформального управления, формирование авторитета менеджера и проявление его лидерства.

Искусство управления проявляется также в методологии разработки управленческих решений, т. е. в тех подходах к оценке, анализу проблем, которые позволяют менеджеру увидеть невидимое, почувствовать главное, определить перспективное. Искусство управления - это индивидуальная совокупность следующих качеств менеджера: образование, опыт и индивидуальность. Искусство отражает творческий элемент деятельности, способность почувствовать интуитивно удачные решения, увидеть скрытые и неявные возможности успеха, черты зарождающегося нового.

Взаимодействие факторов научности, опыта и искусства отражает существенные стороны деятельности менеджера. Овладение научными знаниями ускоряет приобретение и накопление опыта и способствует превращению его в искусство, а также дальнейшему развитию искусства управления. Искусство управления создает мотивационную основу для овладения научными знаниями, использования науки в практической деятельности, осознанию и накоплению опыта.

Связь научности, искусства и опыта всегда индивидуализирована и находится в постоянной динамике. Но если представить ее в некотором соотношении, то, вероятно, следовало бы так выразить ее динамику. В процессах развития научности (образования менеджера), накопления и приобретения опыта проявляются способности человека, которые по достижению определенного уровня развитости начинают характеризовать искусство деятельности. В дальнейшем именно искусство начинает определять и потребности научности, и дальнейшее накопление опыта. Оно становится ведущим. [3]

 

 

Рис. 1. – Классическая схема менеджмента на предприятии.

Менеджмент в практике современного управления

Управление может быть различным. Это различие определяется многими причинами, в том числе и условиями развития социально-экономической системы (управляемой системы).

Управление может быть: эффективным и неэффективным, гибким и жестким, ориентированным на разные цели, использующим различные средства воздействия. Даже в обиходе нашей жизни мы часто употребляем термины «бюрократическое управление», «административное», «гибкое» и прочие. Все это вызывает необходимость представить

управление в комплексе его типологического разнообразия.

В практике современного управления сложилось представление о том, что менеджмент - это вид профессиональной управленческой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.

Таким образом, менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики. Это означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению наилучших результатов с меньшими затратами; самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений и экономическую ответственность за конечные результаты деятельности; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно-самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; необходимость использования современной информационной

базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии наиболее успешных решений; обеспечение достаточной, а лучше высокой конкурентоспособности фирмы. Термины «менеджмент» и «менеджер» прочно вошли в наш словарный обиход, в соответствии с реформированием экономики, переходом к рыночным условиям развития производства.

Термин «менеджмент» в определенной степени, является аналогом термина «управление», которое применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Менеджмент в разных странах имеет общие и специфические черты, которые характеризуют национальные особенности менеджмента. Общие — отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса. Они присущи всем странам. Специфические - отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, а также культуру.

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще, как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента -американского, японского, немецкого и т. д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить и о российском менеджменте.

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране.

Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий, во-вторых, инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления, в-третьих, комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих развитию менеджмента в России, в-четвертых, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно торопиться изменять.

Наиболее важным сегодня являются выбор и формирование приоритетов в решении проблем, по которым осуществляется современное управление в России. Приоритеты в проблематике определяются состоянием экономики, потребностями экономической реформы, складывающимися условиями профессионализации управления, отношением к западному опыту эффективного менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в России. Весьма актуальными проблемами управления сегодня в России становятся такие проблемы, как антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России. [4]

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию менеджмент.

2. Приведите определение понятию управление.

3. Перечислите основные цели деятельности менеджмента.

4. Назовите основные задачи менеджмента?

5. Охарактеризуйте понятие труд менеджера.

6. Назовите три фактора успешной деятельности менеджера.




double arrow
Сейчас читают про: