Горюнова О. Медиа: история экспансии. 2001

Краткий конспект курса лекций: "МЕДИА: ИСТОРИЯ ЭКСПАНСИИ".


Ольга Горюнова (2000-2001)  http://www.dxlab.org/ru/lectures/index.htm

1. История медиа: Традиция. Определение. Медиа и техника в первобытном и традиционном обществе. Письмо. Печать.
2. История медиа: Industrial. Индустриальное общество. Эпоха производства. Фотография. Кино. Медиа и искусство.
3. История медиа: Медиа XXI. История компьютера и Интернета. Информационное общество. Новые пространства культуры.
4. Маршалл Маклюэн - гений или идиот? Канадская школа медиа теории: Иннис, Маклюэн, Хэйвлок. Основные идеи, концепции. История направления.
5. Медиа и революция. Франкфуртская школа. Масс медиа и манипуляция, контроль и уклонение. Осмысление отношений власти и медиа.
6. Философия техники или как все начиналось. Медиа технологии в философии. Хайдеггер и русские инженеры. Европейская академическая традиция анализа медиа - удача или поражение?

Курс посвящен такой процветающей на Западе и находящейся в зачаточном состоянии в России дисциплине, как медиа теория. Медиа теория изучает медиа технологии: историю развития, историю влияния на общество, культуру, искусство. Поскольку в качестве доминанты современного постиндустриального общества выступает информация, основным полем существования и функционирования которой служат медиа технологии, то именно последние становятся той формой, по направлению к которой сегодня мутируют практически все виды человеческой деятельности.
Современная ситуация, в которой музыкант, художник, писатель, архитектор, инженер, программист и машинистка (нынешняя наборщица) одинаково сидят перед экранами практически идентичных компьютеров, не может не влиять на результат их деятельности и подтверждает важность изучения медиа технологий и их влияния на цивилизацию.
Материал структурирован в попытке выработки систематических представлений о происхождении медиа технологии и техники, об их отличии от других явлений культуры, об эволюции медиа и развитии роли медиа технологий в жизни общества (первобытного, земледельческого, индустриального и постиндустриального). Внимание уделяется таким вопросам, как: репродукционная техника и традиционное искусство, художник и медиа технологии, человек в современном обществе техногенного контроля и другим.

 Курс логически распадается на три части: история медиа технологий и их роль в обществе разного уровня развития; отдельные школы и направления в медиа теории как самостоятельной дисциплине; современные направления изучения цифровых медиа технологий, наиболее яркие вопросы и концепции, отдельные имена.

 

 

МЕДИА: ИСТОРИЯ ЭКСПАНСИИ. ТРАДИЦИЯ.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Традиционное определение гласит: "медиа" - это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем привычно, - устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный.
Три главнейшие функции медиа технологий объединяет одна черта - опосредованность.
Значение слова "медиа" (точный перевод с английского) - средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, то медиа технологии, как опосредующее звено человеческой деятельности, являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности.
Медиа технологии сопровождают человека давно. Медиа условно делят на пять типов: ранние (письменность), печатные (печать, литография, фотография), электрические (телеграф, телефон, звукозапись), масс медиа (кинематограф, телевидение), цифровые (компьютер, Интернет).

Существует некая терминологическая неразбериха с употреблением понятий медиа технологии и техника.

Техника.
Техника (греч. techne) - искусство, мастерство, ремесло; термин, одновременно применявшийся для обозначения и искусства, и техники. Технология (греч.) - систематическая обработка.
В XVII веке в английском языке слово "техника" означало систематическое изучение искусства или терминологию конкретного вида искусства, в XVIII его значение стало приближаться к практическим искусствам, и только в XX, с бурным развитием науки, термин стал мало-помалу приобретать современное значение.
Еще в начале XX века, в словаре Брокгауза, "техника" - совокупность приемов, направленных на обработку и переработку сырых материалов в предметы, годные для потребления; (науки о названных приемах называются технологией). В 1960-х техникой была названа вся масса средств, используемая людьми для производства предметов материальной культуры. Но с появлением информационного продукта, который не подпадает под определение материальной культуры, определение снова меняется.
Жак Эллюль, социолог и философ техники, предлагает следующее определение: "техника - это вся масса методов, которые выработаны рационально и используются с абсолютной эффективностью в любом поле человеческой активности".


Медиа – Техника

Философы техники рассуждают об истории техники, начиная с орудий древних людей и включая в эту линию компьютер, и не используют термин "медиа"; медиа теоретики смутно представляют себе происхождение медиа технологий, рассуждая, при необходимости исторического обзора, о первых экранах, которыми служили ширмы, устанавливаемые между камином и кроватью, и оптических игрушках.
В свете нынешнего состояния техники и медиа технологий, можно предложить следующую аналогию: техника - это hardware, а медиа технологии - software. Историю техники можно проследить, опираясь на материальные предметы, инструменты, историю же медиа технологий проследить трудно, поскольку начало ее скрывается в том времени, когда определенная медиа технология возникала лишь при работе человека с техникой, в момент применения знаний и умений, хранившихся непосредственно в памяти работника. Именно поэтому среди определений медиа можно встретить и такие: "Медиа - это не фиксированные объекты: у них нет естественных краев. Они представляют собой сконструированные комплексы желаний, верований и процедур, встроенных в сложные культурные коды коммуникации", - К.Марвин.
В принципе, в понятие техники можно вместить и медиа технологии, как это делают исследователи "старой закалки". "Мы можем определить сегодня технику как совокупность всех алгоритмов, процессов и средств их реализации. Понимая под алгоритмами традиционную технологическую рецептуру, под процессами - только физико-химическое, под средствами - материалы, оборудование и строительные сооружения, мы получим классическое определение технологии материального производства. Относя к алгоритмам поведения законодательную систему, традиции и морально-этические установки общества, к процессам - его социальную динамику, к средствам - государственный аппарат, систему социальных институтов, мы получим определение технологии социального управления".
Большинство же современных исследователей, работающих с феноменами информационного общества, доминантной которого является информация, предпочитают использовать термин "медиа", как обозначающий те технологии, сутью работы которых является запись, хранение и воспроизведение информации.


ИСТОРИЯ
В истории западной цивилизации традиционно выделяется четыре типа обществ.
Первый тип - первобытное общество, в котором люди занимались охотой и собирательством. Второй тип - традиционное общество, земледельческое. Третий - промышленное, индустриальное общество. Последний тип - постиндустриальное, информационное общество. Каждому типу общества соответствует своя техника и медиа. В каждом из этих обществ техника, медиа технологии и их развитие играют разную роль, вопреки провокационным высказываниям М.Маклюэна в стиле: "Коротко говоря, каждая новая технология - это эволюция, биологическая мутация человеческого вида, открывающая двери новым формам восприятия, новым возможностям и сферам действия".
Историческая реконструкция, представленная ниже, а также в лекциях 2 и 3, произведена на основе традиционных представлений западных теоретиков об истории техники и медиа технологий: Л.Мамфорда, Ж.Эллюля, Х.Инниса, М. Маклюэна, П.Дракера и других.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Судя по имеющимся свидетельствам, человек стал добывать огонь и охотиться приблизительно 500 тыс. лет назад. Около 100 тыс. лет назад, на конечной стадии оледенения, появился homo sapiens. Примерно этим временем датируются и первые наскальные рисунки.
Около 30 тыс. лет назад смена культур убыстряется, как и скорость изобретений. Между 30 тыс. и 15 тыс. до н.э. человек изобретает первую настоящую машину - лук со стрелами. Это первое оружие, являющееся результатом абстрактного мышления - аналогов ему нет ни в животном мире, ни в теле человека. Тогда же появляется и первый музыкальный инструмент - дудка.

Но если описывать лишь материальную часть ранней техники, то получается, как считает Мамфорд, что многие насекомые, животные и птицы превзошли человека с его силками, ловушками, копьями и загонами. Ульи пчел, плотины бобров, сложнейшие муравейники представляют собой изобретения куда более сложные, чем дубина (интересно, отмечает американский ученый, что это легендарное оружие древнего человека никто никогда не находил, и оно ни разу не было изображено в наскальной живописи). Более того, например, калан - соленоводный родственник выдры, живущий в Тихом Океане, также пользуется орудиями труда, - камнями, которые он, доставая со дна, кладет на грудь и, и, лежа на спине на поверхности воды, использует для разбивания твердых панцирей моллюсков.
Поэтому говорить о влиянии орудий труда на развитие человечества мы не станем, тем более, что, если верить историкам техники, язык уже на заре цивилизации был куда более сложным, чем весь набор тогдашних инструментов. Когда появилась первая письменность, люди еще пользовались каменными топорами.
Бергсон писал, что язык - это такая человеческая технология, которая сократила и ослабила ценности коллективного бессознательного. Маклюэн называл язык величайшим из масс медиа. Но рассматривать язык как первую из медиа технологий - занятие практически невозможное, особенно, если учесть его неразрывную связь с мышлением. Можно только заметить, что, помимо традиционного представления о влиянии орудий труда на развитие человека, есть и другое, постулирующее первостепенную значимость в этом процессе общественных действий, культуры и языка. "Изготовление и применение орудий долгое время отставало от церемониальных средств выражения и сотворения речи", - пишет Л.Мамфорд. Дарвин, пытавшийся исследовать туземцев Огненной Земли - крошечные общины, не знавшие никакой материальной культуры, кроме огня и тюленьих шкур, посчитал, что их речь едва ли можно назвать человеческой. Однако священник Томас Бриджес, который с 1861 по 1879 жил в одном из этих племен (в племени яганов), составил словарь, куда вошли около 30.000 слов яганского языка.
Язык был тесно связан с магией, - он не просто имел элементы магического, он сам и был магией. Даже после того, как власть оружия увеличила шансы человека на выживание, в "Наставлениях фараону Мерикаре" пишут: "Будь искусен в речах, дабы ты мог властвовать, ибо власть (человека) - его язык, а слово сильнее оружия". Магия языка стала впоследствии одним из оснований для коллективной организации труда.
Существует несколько противоположных взглядов на время становления и развития языка, - нынешние антропологи склонны считать, что формирование языка было связано с коллективной охотой (ледниковый период).
В последние фазы палеолитической культуры преобладает охота на крупную дичь. Несмотря на то, что многие десятилетия исследователи называли этот период этапом вооруженной руки и считали, что именно рука освобождает человека от власти вида, главной техникой этого времени теперь считаются не орудия убийства животных, а техника совместной охоты.
Пример. Загонщик вспугивает дичь. В естественной ситуации это значило бы, что он упустил добычу. Но в рабочем коллективе, благодаря совместной деятельности людей, он в итоге получит свою долю.

Охота развертывается в некоем пространстве. Действия отдельных охотников совершаются в разных точках леса. Все эти действия должны быть жестко согласованы: один вспугивает дичь, другой ее гонит, третий ждет в засаде, етс. Каждый участник охоты должен четко представлять себе картину охоты и знать о роли всех ее участников. Кроме того, предполагается глубокое знание анатомии зверя и очень тщательное обдумывание плана. Коллективная стратегия, большое число участников предполагает племенное или родовое устройство общества (конец палеолита).
Уникальным техническим изобретением человека также считается использование и поддержание огня. Приблизительно около 10.000 до н.э. человек вплотную приблизился к стадии одомашнивания. В это время в его распоряжении уже существовали: веревки, сети, корзины, светильники, специализированные орудия, в том числе и хирургические инструменты, разные виды оружия, краски, графические знаки.

ТРАДИЦИОННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Около 10 тыс. до н.э. - последняя фаза ледникового периода подошла к концу и люди стали оседать. (Возможно, деревня возникла и около 20 тыс. лет назад, но такой образ жизни стал преобладать лишь после таяния ледников).
Постоянная угроза голода ограничивала численность племени, а необходимость кочевать не способствовала его развитию. Земледельческая жизнь предъявляла человеку совсем иные требования. Он должен был уметь включаться в длительные ритмические последовательности сезонов, планировать свою деятельность на месяцы и годы вперед, формировать отношения с соседями.

Начав заниматься земледелием как техникой жизни, человек стал превращать землю в артефакт, творение своих рук. Охотники не заботились о природе, а брали у нее, как дети, как животные. А земледельцы должны были накапливать, хранить богатства, и приумножать их, - заботиться, чтобы плодородность земли не иссякала. Возникла первая технизация природы. Одомашненные животные, засеянные поля и виноградники, сады, - это уже не ландшафт и не природа, а часть культуры - созданной техническими действиями человека.

Возникла и разнообразнейшая машинерия. Плуги, ступы, веретено, луки, оружие. Но даже технические действия по одомашниванию животных и растений уже являются самой изощренной техникой.

Перескажу древнюю технологию поднятия тяжестей племени аку-аку, описанную Туром Хейердалом (Аку-Аку).

Пример. Племени необходимо было поднять древнюю статую бога шириной в три метра и весом в 25 - 30 тонн. Этому подъему предшествовали ритуальные пляски и песни. Затем была организована группа из 11 человек. Их единственными орудиями были три круглых деревянных бревна и множество собранных вокруг камней и валунов. Статуя лежала плашмя, - лицо ее было зарыто в землю. Люди подвели под него концы бревен и повисли на других концах. Внешне в положении статуи ничего не изменилось, но староста лег на живот и стал засовывать под голову статуи камешки, - очевидно, там образовалось небольшое пространство. К вечеру голова великана уже поднялась над землей на целый метр, и образовавшееся пространство было забито камнями. На девятый день работы великан лежал грудью на горке из камней высотой в три с половиной метра. На одиннадцатый день члены племени стали наращивать каменную горку под грудью и животом, переводя статую в вертикальное положение. На 17 день вождь выложил полукруг из камней и совершил ритуал. На восемнадцатый день голову статуи обвязали веревками и стали тянуть, - другие подталкивали фигуру бревном. Гигант пошевелился, поднялся, закачался и - остался стоять.

Эта технология - типичная древняя техника. Она слита с магией и передается из поколения в поколение как мистическое знание.

Мировоззрение древнего человека отличается анимизмом: он верит, что все живые существа от богов до растений имеют души. Человек может влиять на души других посредством магических ритуальных действий. Эти действия - естественный способ воздействия на души других: обмен (жертвоприношение), запугивание (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальный танец).
Техническое действие понимается точно так же. Душу предмета, бога невозможно заставить встать и двигаться помимо своей воли. Другое дело - склонить душу предмета или бога на свою сторону ритуальным действием (сопровождаемым и техническим действием).
Когда человек замечал эффект своего действия - например, принцип рычага, он объяснял это благотворным влиянием такого типа деятельности на душу предмета. Все древние технологии были магическими и сакральными.
Древние египтяне считали, что миропорядок поддерживается совместными действиями людей и богов. Боги выполняли свое предназначение - бог солнца Ра каждый день светил и грел, а бог кирпичей следил, чтобы они получались крепкими и правильными. И люди следили за миропорядком: жрецы, писцы поддерживали его. Когда в Древнем Египте для восстановления полей после разлива рек использовались чертежи с планами, они не осмыслялись как научное знание, они воспринимались как описание жизни богов. Разрушение границ полей - не стихийное бедствие, а уклонение в действии богов и нарушение миропорядка. Восстановление полей - описание и восстановление божественного устройства мира. Заново устанавливая границы полей, применяя научное знание в теперешнем его понимании, люди сакральным образом возвращали в мир нарушенный порядок.
Источник. Технологии либо открывались людям сами в процессе опыта многих поколений (рычаг), и знание о них передавали из поколения в поколение (либо боги, полубоги и герои обучали людей началам искусств). Все практические навыки (технэ) определены и предписаны богами и являются божественными законами: следует как можно точнее придерживаться их предписаний.
Технические знания вообще не воспринимаются как знания, - это рецепты, сакральная мудрость, которой владеют лишь избранные, знающие. Единственное возможное обращение с ними - точное повторение и передача в неизмененном виде из поколения в поколение, избранным. На глиняных табличках, добытых из развалин Древнего Шумера и Вавилона встречаются надписи типа "знания можно передать от знающего к знающему и нельзя передавать незнающему".
Ремесло нельзя было объяснить, его можно было лишь показать: ремесло было недоступно тем, кто не прошел обучения у мастера. Ремесленничество и тогда, и затем, вплоть до промышленной революции, носило мистический характер. В античности ремесленник, он же художник, не творил вещи, - это могут делать лишь боги, а выявлял в материале то, что было в нем заложено. Например, в дереве заложена идея скамьи. Ремесленник ее и выявляет, соприкасаясь с божественной идеей. (Такое понимание технического творчества бытовало до конца XIX века, и нашло выражение в работах Дессауэра).

Мегамашина.
Начало 4 тыс. до н.э. принято называть эпохой возникновения цивилизации (Египет, Месопотамия, Индия). Появляется новый тип социальной организации - иерархический, основанный на авторитарной, централизованной власти. Как пишет Мамфорд, новое политическое устройство, военное могущество и коллективное принуждение являлись главным изобретением этой эпохи. Впервые созданная мегамашина по эффективности своей работы до недавних пор оставалась непревзойденной.
Мамфорд утверждает, что во времена расцвета первых цивилизаций была создана незримая первичная машина, - мегамашина (машина социальная), которая предвосхитила и в некотором роде подготовила появление машин западной цивилизации, в которых ненадежные человеческие звенья заменялись на более надежные - механические.
Мегамашина была неким сооружением, состоящим из живых деталей, каждая из которых выполняла свою особую роль и задачу, - и вся махина коллективной организации составляла единое целое, способное к выполнению огромного объема работ.
Появлению мегамашины и техники послужили, отмечает Мамфорд, несколько факторов: одна из самых ранних характеристик человека - привязанность к ритуалу, повторяющемуся механизму, который порождает порядок; наличие царства "священного" - мощного средства контроля; появление вождя - охотника, подчинение которому безусловно (наследие эпохи палеолита).
Первые цивилизации возникли в долинах рек: Иордана, Тигра, Ефрата, Нила и Инда. Основным занятием людей являлось земледелие в долинах этих рек. Поскольку реки разливались, необходима была некая общая технология деятельности по восстановлению полей, общая организация работ, в общем, - социальная система, порядок. Культивация зерна происходила под контролем властей, излишки зерна свозили в специальные закрома внутри укрепленных городов. Так и возникла власть - как средства контроля; каста следящих за порядком (жрецы и писцы, восстанавливающие контакт с богами), и пресловутое распределение излишков. В это же время появилась и письменность.
Отличительной чертой этой поры стало постоянное возрастание порядка, механической упорядоченности, математической точности и резкое изменение масштаба. Институт божественной царской власти и миф машины, пишет Мамфорд, зародились одновременно. Царская власть нуждалась в отлаженном механизме послушания, - это механическое повиновение создавалось разными способами, включавшими религиозные предписания, магические заклинания и царские повеления.
Эта машина была сплочена, как никогда. Большая пирамида доказывает, что культура, создавшая ее (а она только что вышла за раки каменного века), была организована неким особым образом. Большая пирамида - это строение с площадью основания 54 тыс. м. и высотой 146,6 м, со сложным внутренним пространством, системой разноуровневых коридоров. Плиты, весившие более 50 тонн, пригнаны к друг другу таким образом, что зазоры между ними не превышают 0,02 мм. Мощь энергетической машины, создавшей ее, должна была равняться 100.000 человеческим силам, - 2.500 лошадиным.
Из чего состояла мегамашина? Важной ее частью была всеобщая рабочая повинность. Для эффективной работы были необходимы точные знания (за это отвечали жрецы) и порядок (за ним следили чиновники). На вершине этих организаций стоял царь. Упорядоченное знание - нынешняя наука, также составляла важную часть мегамашины. Все эти характеристики позволяли превращать людей в слаженные части мегамашины: по подсчетам немецких археологов, для возведения одного храмового комплекса должно было потребоваться 1500 человек, причем каждый должен был работать по 10 часов в сутки в течение пяти лет.
Последним важным изобретением, благодаря которому этот механизм мог слаженно работать, стала письменность, - ведь именно она делала возможным действие на расстоянии.

ПИСЬМО
Письменные знаки впервые были употреблены для ведения храмовых отчетов о зерне, скоте, посуде. На додинастической булаве Нармера имеется надпись о захвате 120.000 пленников, 400.000 быков и 1422.000 козлов.
Итак, появляется письмо - медиа для записи, хранения и передачи информации.
2200 год до н.э. - дата рождения старейшего из существующих документов, написанных на папирусе.
В антропологии существует широко распространенная теория (появившаяся в 60-х годах нашего века, Леви-Стросс "The savage mind", М.Маклюэн "Галактика Гуттенберга" и др.), называемая теорией "Великого Перелома" (Great Divide theory). Ее приверженцы представляют изобретение письменности переломным моментом в истории развития человечества, моментом становления нового типа мышления. Есть также ее противники, характеризующие теорию, как упрощенную, и пытающиеся доказать, что разница между литературными и нелитературными культурами куда меньше, чем между культурами с разными типами литературности. Мы рассмотрим первую точку зрения.

произнесенная речь написанная речь
устная линейна неустойчивая внутренняя - хранится в человеческом сознании происходит в реальном времени контакт говорящего со слушающим, диалог много участников носитель: воздух, память орган: ухо, рот визуальная - значит, может быть организована в разном порядке может расходиться в разных направлениях записана, она длится во времени; к ней можно вернуться; она может быть переписана, сопоставлена с другими храниться вне человеческой памяти происходит скорее в каком-то месте - она абстрактна, упорядочена, обдумана нет контакта, она индивидуальна, обособлена мало участников письменная речь технологична - она требует определенных навыков, особого типа обучения, необходимых средств. носитель: материал орган: глаз

 

Крупнейшие изменения стали происходить после введения фонетической системы письма.
Ill. Greek alphabet wood

М. Маклюэн настаивает, что ни иероглифическая, ни пиктографическая, ни какая другая система письма не обладает мощью, Крупнейшие изменения стали происходить после введения фонетической системы письма.
М. Маклюэн настаивает, что ни иероглифическая, ни пиктографическая, ни какая другая система письма не обладает мощью,способной произвести столь огромные изменения. Строение фонетического алфавита уникально: в нем значение отделено как от звука, так и от буквы. Буквы не имеют значения сами по себе, также, как и звуки. Причем их соответствие не идеально. Например, в русском алфавите есть буквы "ю", "я", а "ё" утрачена (да и придумана была в XVIII веке Карамзиным).
Принцип работы алфавита: целостное значение слова, фразы расщепляется до мелких, ничего не значащих единиц и впоследствии, в их объединении, вновь обретается. Расщепление и пересобирание по определенным, заданным правилам - принцип работы и фонетического алфавита, и письма, и печатного станка. Этот принцип уникален, он свидетельствует о высоком уровне развития сознания и способности абстрагирования.
Если речь дает человеку интеллект, то фонетический алфавит навязывает свои принципы конструирования реальности, которые приближают его к человеку цивилизации. Сознание человека становится жестко рационализованным. Мир предстает как совокупность жестких причинно-следственных связей.
Восприятие неграмотными африканцами кино, например, сильно отличается от традиционного западного восприятия. Для жителей маленькой африканской деревушки был снят фильм (этот пример приводит Маклюэн) - довольно медленный и простой, 5-минутный, в котором мужчина этой африканской деревни обходил хижины и выливал стоячую воду, опорожняя баки и корыта. После показа аудиторию спросили, что же они видели на экране, - африканцы ответили, что видели цыпленка. Когда европейцы три раза подробно просмотрели фильм, они действительно увидели цыпленка, который появлялся в уголке кадра на пять секунд.
Очевидно, что восприятие пространства у африканцев было совершенно другим. Они не фокусировали взгляд на небольшом расстоянии от экрана, чтобы быть в состоянии увидеть весь кадр в целом; они сканировали экран или слишком быстро пробегали по нему глазами. "Нелитературные люди используют глаз скорее тактильно, они не знакомы с перспективой. Евклидово пространство, основанное на отделении зрения от осязания и звука, им неизвестно".

Звуки - это динамические явления, или индикаторы динамических явлений - шорохов, бега, броска; и для человека, еще не защищенного от случайностей природы в лесу, в джунглях звуки служили сигналом опасности, - рассуждает Маклюэн. Они утеряли свою значимость для людей на том уровне развития цивилизации, которые позволили им более не опасаться дикой природы. Если для европейца в течение долгого времени смотреть означало верить, и визуальная информация стала основной; для африканца главным органом, получающим информацию, выступало ухо. Вероятно, именно эта причина заставляла венецианского музыканта Карла Орфа отказывать в приеме в свою музыкальную школу детям, которые уже выучились читать и писать. Он считал, что развитие визуальной перцепции затрудняет аудио-тактильное развитие, необходимое для достижения каких-либо существенных результатов в музыке.

В диалоге "Федр" у Платона Сократ рассуждает (и это, возможно, первейшее из известных протестов против "новых" технологий) о том, что письмо разрушает традиционные социальные отношения: и личные, и общественные.
- В общественном смысле оно уничтожает память. Те, кто выучился письму, больше не будут тренировать своей памяти (а известно, какие тренировки памяти применялись в древнегреческих школах - чтение ста стихов наизусть в обратном порядке после одного прослушивания). "Письмо производит забывчивость в душах тех, кто ему выучился. Оно предназначено не для памяти, а для напоминания".
- Истинная речь, душевная, идущая от сердца, может выражаться лишь через устную речь, будучи запечатлена на носителе, она умирает. Это высказывание странным образом совпадает с рассуждениями Беньямина об эре фотографии.
- И, важнейшее, вызывая в памяти то, что необходимо, например, для диалога, человек письменный станет обращаться не к внутренним источникам, а к внешним, находящимся вне его. То есть, Сократ говорит о возможностях контроля и управления, открывающихся с распространением письменности.
Вероятно, что те изменения, которые произошли с визуальным образом лишь в XIX веке, когда появилась возможность к его бесконечному механическому репродуцированию, к механическому копированию реальности, к симулятивному воспроизводству картин реальности, произошли с языком гораздо раньше - при переходе к письменной традиции. Много раз зафиксированная реальность (текстом или фотографией) образует собственное иное поле существования, которое начинает выстраиваться по определенным законам (литература или фото искусство). И уже через некоторое время эти артефакты и законы работы этого иного поля уже не просто отражают реальность и подчиняются человеку, а диктуют ему свои правила.

Изобретение письменности уничтожило также традиционную ритуалистическую систему общества. Устная культура базировалась на социальном, публичном, ритуализованном выступлении. Воспоминания были личными, но их содержание, хранимое языком, общим. С появлением письменности наступает первый этап индивидуализации человека, отделения от родового сознания.
В традиционном обществе доминантой является родовое сознание и традиция. Традиция передается как схема, обязательная к выполнению, и перемещается во времени из поколения в поколение, вбирая в себя жизнь этих поколений.
Каждый человек занимает в этом обществе свое место и играет свою роль, как фигура на шахматной доске. Он получает жестко закрепленное социальное место, надлежащий ему тип личности и поведения при рождении, и должен играть предписанную ему роль.
Родовое самосознание - групповое самосознание. Человек мысленно не выделяет себя из родового целого. Люди этой эпохи неотличимы друг от друга. Все их жизненные ориентиры диктуются традицией, которая заключает в себе всю информацию, передающуюся из поколения в поколение. Все должны следовать установленному образцу. Этот механизм прост и устойчив, но крайне беден. Обычаи регулируют все поведение человека, не допуская ничего самопроизвольного.
Обращение человека с вещами также подчиняется жесткой традиции, обычаям их употребления. Здесь не существует моды - поскольку все жестко зафиксировано. Если усовершенствование инструментов, например, оказывается противоречащим традиции, оно признается опасным и нежелательным. Нововведение всегда подвергает опасности традиционное равновесие. Такое отношение остается типичным до конца средневековья. Машина была врагом традиции, врагом основы жизни общества, - она несла слишком большие изменения.
Но постепенно идет усложнение общественной организации: разные функции отходят к разным структурам. Раньше род являлся одновременно хозяйственной, религиозной, семейной и моральной единицей. А теперь производство, политика, мораль, религия оформляются в автономные сферы общественной жизни.

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Средневековое общество развивалось крайне медленно. Многие технические устройства (парусные корабли, порох и бумага) были известны, но не применялись.
С переходом от средних веков к Новому времени произошло тотальное изменение масштабов человеческой деятельности. Наступает эпоха производства, - на первый план выдвигается новое использование времени, время связано с повышением скоростей. Начинается соревнование людей; начинается гонка производства; а она предполагает "чистое", а не мистическое, ритуальное время.
Если в средние века считается, что природа продолжает существовать по божественным законам, в соответствии с которыми она была создана, то в эпоху Возрождения стали говорить просто о "скрытых" процессах и формах природы, которые можно описать и поставить на службу человеку. Именно с этого времени природа начинает восприниматься как бесконечный резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать для своей выгоды.
Начинается новый этап приручения человеком вещей и проникновения в них. Теперь человек может извлекать пользу из отдельных свойств вещей. Он начинает создавать механизмы и машины для переработки конкретных вещей в чистые материалы.
Человек выделяется из среды, его связь с обществом, группой и другими людьми перестает быть прямой, ощутимой. Орудия и техника также отрываются от бытия людей и становятся абстрактными бездушными машинами.
Впервые техника становится светской и утилитарной.
Главная медиа этого времени, без сомнения - печать.

ПЕЧАТЬ
В 105: в Китае Т'сай Люн изобретает бумагу.
Китайцы первые начинают широко использовать бумагу из ткани с добавлением растительных элементов. Самим дорогим видом бумаги является шелк.
В восьмом веке захваченные арабами китайцы открывают им секрет изготовления бумаги. Путь распространения: Самарканд - Багдад - Дамаск (Египет) - Марокко, X век - Византия X-XI век - Испания-Италия XII век. В Европе бумага сначала отрицалась как часть неверной мусульманской культуры, в 1221 император Фредерик II объявил все документы на бумаге недействительными, и лишь к середине XV века ситуация изменилась. Ставшая известной в Европе лишь в XII-XIII веках технология изготовления бумаги ничем не отличалась от той, что китайцы использовали в начале второго века. Кстати, в X веке индейцы майя в Юкатан, Мексика изготавливают бумагу из древесной коры.
450: китайцы изобретают печать: нанесенные на шелк чернила отпечатывают на бумаге.
600: в Китае печатают книги.
765: в Японии начинают печатать книги с картинками.
1049: Пи Шенг создает съемный шрифт, используя глину.
1116: китайцы сшивают страницы, чтобы сформировать книгу.
1241: в Корее начинается использование металлических шрифтов.
Европейцы начинают печатать лишь в 1423. Первопечатника Европы представлять не нужно.
1451: Иоханнес Гуттенберг. Родился в Майнце, в Германии. О его до-печатной жизни известно, что он работал как золотых дел мастер.
С 1450 стал заниматься печатью. Он одалживает деньги и начинает развитие новой технологии; впервые используя пресс для печати старого немецкого стихотворения. Он, конечно, взял уже существовавшие технологии - изготовления бумаги, ткани и вина. Вообще, Гуттенберг - довольно мутный тип. Его заслуги в деле печати в основном состояли в том, что он оптимизировал литье, отливание шрифтов и перестал использовать огромный готический шрифт, изобретя шрифт среднего размера, подобные которому используются до сих пор.
В течение его жизни не одна изданная книга не была связана с его именем. Сейчас считается, что он издал несколько маленьких книжек, календарь и индульгенции, а также 42-строчную библию - старейшую из сохранившихся европейских печатных книг. Окончил он свою жизнь в епископстве Майнца, где служил в старости куртье.
Развитию печати чрезвычайно помог католицизм - как центральный орган власти. Тряпичная бумага к тому времени становится невероятно дешевой, - а особенно по сравнению с кожей, которую использовали раньше, - и распространяется в связи с развитием торговли.
Индульгенции начинают печатать на бумаге. Гуттенберг увидел в этом отличный способ наживы, - ведь один пресс выдает 200.000 индульгенций.
Еще в 1453 году Гуттенберг начинает издавать серию двухтомных библий в количестве 300 экземпляров. Один такой экземпляр стоил около 30 флоринов, что составляло 3-годичное жалованье клерка.
А к 1490 печать книг на бумаге становится в Европе более-менее обычным делом. Более того, церковь более не может жестко контролировать этот процесс, как было с книгами на коже, - и манифест Мартина Лютера быстро распространяется в печатном варианте (первый медиа активист): начинают печататься Библии на национальных языках.
К 1500 напечатано около 35.000 книг. В 1609 в Германии появляется первая регулярно выходящая газета.
О русском первопечатнике. 1 марта 1564 трудами диакона Ивана Федорова и его сподвижника был выпущен первый церковно-славянский Апостол, тиражом около 2 тыс. экземпляров. Этот день и принято считать началом русского книгопечатания.

ВЛИЯНИЕ ПЕЧАТИ


Что изменила печать в людском мышлении? Маклюэн, например, считает, что письменность и печать ответственны за появление того типа сознания, которое теперь называется западным типом мышления. И, соответственно, за появление культуры западного типа. Перечислим некоторые из последствий:
Произошло окончательное переключение типа восприятия с устно-слуховой перцепции на визуальную. Если раньше было более-менее равноправное взаимодействие всех органов чувств и всех типов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) в человеческом опыте, то с переходом к алфавиту и к письму (то есть скачком в развитии одной технологии) случился перекос в сторону тех типов восприятия, которые были ею предложены: рациональное, линейное мышление, размышление, отчуждение от естественного, от природы, полный переход в визуально-рациональный мир. Человек углубился в себя, оставаясь глухим к окружающему его миру, закрыв все возможности взаимодействия с ним.
Благодаря печати стало формироваться научное мышление. Основной принцип научной проверяемости стал возможен и широко употребляем при применении печати, - как записывающего, хранящего и передающего средства. Возможность легко обмениваться идеями на расстоянии стимулировала появление научного сообщества без границ. Печать и возможность обмена способствовала появлению систематической методологии и оформления знания (например, перекрестные ссылки). Появлялся новый класс - класс интеллектуалов. Благодаря печати стало возможным массовое образование (книга - первая машина-учитель).
Печать, наконец, создала массовый рынок. С помощью печати происходит массовизация литературы (которая по времени не слишком расходится с формированием визуальной массы). Печать - техническая основа появления массовой литературы. Индустриальная технология, в форме печатного пресса на пару сделала возможным производство "прессы по пенни", т.е. газет для рабочего народа.
Интересен тот факт, что печать в Китае была изобретена на десять веков раньше, чем в Европе, но не оказала там такого эффекта, как на Западе. Маклюэн полагает, что причина именно в типе языка и алфавита. Начертать иероглиф по сравнению с буквой фонетического алфавита невероятно трудно. В иероглифы наделена значением сама форма знака, - она не допускает разделения визуального изображения и значения, как в фонетическом алфавите. Кроме того, китайская письменность требует применения огромной эрудиции в процессе чтения, - чтобы понимать классическое произведение, необходимо применять знание всей китайской литературы. Только глубокое знание огромного количества литературы дает читателю некоторое подобие шестого чувства, которое позволяет ему угадывать верное из всех возможных значений пассажа. Даже беглое чтение классической литературы требует длительной подготовки. Ведь в литературном языке всего насчитывается около 80000 иероглифов, из которых в школе изучают лишь около 9000.

 


Библиография:
1. Кемеров В. Введение в социальную философию. М. 2000.
2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М. 1999.
3. Мамфорд Л. Миф машины. М. 2001.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. М. 1999.
5. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. М., 1995.
6. Ellul J. The Technological Society. N-Y. 1964.
7. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. London. 1962.
8. McLuhan M. Understanding media. Cambridge. 1997.
9. Mumford L. Technics and Civilization. N-Y. 1963.

 

 

МЕДИА: ИСТОРИЯ ЭКСПАНСИИ. INDUSTRIAL.

 

В XV-XVIII веках в Европе происходит формирование индустриальных обществ.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Как говорилось в предыдущей лекции, в период Возрождения произошло тотальное изменение масштабов человеческой деятельности.
Начинается гонка производства, наступает эпоха повышения скоростей - а она предполагает "чистое", а не мистическое, ритуальное время.
Важную роль в формировании индустриального общества сыграла торговля. Купцы своими путешествиями создали целые сети, связав разные части мира. Они создали устойчивые пути для коммуникации.
Крупные партии товаров, привозимые в страну, стимулировали торговлю, денежное обращение и производство. Индустриальное общество - это эпоха производства, в которой ориентация происходит не на традиции, а на выгоду.
Производство.
"Это экономический процесс создания хозяйственных благ путем сочетания сил природы, труда человека и капитала", - гласит статья в словаре Брокгауза.
Всего за полтора столетия, с 1750 по 1900 год, производство, основанное на умении, навыках и мастерстве, мистике, сменилось на производство, основанное на технике, технологических знаниях и капитале, и завоевало весь мир. Такое производство изначально ориентировано на воспроизводство. На массовость, на богатство, на вещность.
Экономическая подсистема общества растет быстрыми темпами и становится центральной. Эта гипертрофированная область производства и воспроизводства товаров и богатств оказывает сильнейшее воздействие на все другие сферы деятельности общества. Такая ситуация и позволяет рассматривать экономику и складывающиеся в ней общественные отношения как базисную структуру капиталистического общества (как это делал К.Маркс)

 

Человек. Место маленьких мастерских занимают цеха, гигантские фабрики, заводы.
Человек, работник, попадает в систему экономических и технических связей (вместо родовых, традиционных связей). Человек теперь оценивается не как носитель традиционной роли, как представитель того социального места, которое он занимает благодаря традиции (как раньше), а как индивидуальный субъект, носитель энергии, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. В общем, как работник, которого можно нанять.
Зависимость, свойственная ранним этапам развития цивилизации, разрушена. Человек теперь зависит не от табу, запретов, традиции или социальных связей (только опосредованно), а от технической реальности. Прежняя зависимость заменена на новую, прежде неизвестную. Человек впервые начинает зависеть от техники, от машин.

Машины. В этот период впервые появляются машины в привычном для нас смысле этого слова.
Прежде любые технологические изобретения использовались лишь в узких рамках отрасли, в которой они были разработаны. Например, гончарный круг применялся в Средиземноморье еще в 1500 г до н.э. Но принцип гончарного круга стал применяться в прядении лишь к началу 1000 года н.э.
Машины же, изобретенные в ходе индустриальной революции, незамедлительно внедрялись повсюду, где только это было возможно, и мгновенно распространялись. Они с самого начала рассматривались именно как технологии, - благодаря новому отношению к знанию.


Тимоти Дракер "Менеджмент в эпоху перемен": знание впервые стало сферой действия, видом ресурсом. Впервые стало возможным существование и использование знания в практических целях. Никто ранее не пытался рассуждать о применении науки в производстве. О перемене свидетельствует как появление "Энциклопедии" XVIII века Дидро и д'Аламбера, где были систематизированы знания обо всех ремеслах, так и основание первых технических учебных заведений - "Школа дорог и мостов" во Франции в 1747 году, "Школа сельского хозяйства" 1770 и "Школа горного дела" 1776, Германия.
Каков был традиционный путь овладения практическим знанием? - Поступить в подмастерья к мастеру, чтобы в течение десятка лет освоить на практике, буквально тактильно запомнить, перенять от мастера все приемы. А теперь стало возможным пойти в школу и получить там применяемые практически абстрактные знания. Оппозиция ученый - ремесленник была разрушена.


Знание и техника освободились от мистики, культа "иного" - и мгновенно заняли центральную позицию. Машины, благодаря слиянию со знанием, благодаря поддержке знания, стали мгновенно распространяться и внедряться повсюду, где это только было возможно.
Между 1765 и 1776 годом Джеймс Уатт усовершенствовал паровую машину, превратив ее в выгодный источник энергии. Сам Уатт использовал машину для откачки воды из шахт, - именно с этой целью ее и изобрел Томас Ньюкомен в начале века. Центральный производитель металла в Англии быстро понял, что машину можно использовать для подачи воздуха в домну и сделал заказ на вторую машину Уатта. Партнер Уатта Мэтью Боултон придумал, как использовать машину в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства - и в крупнейших текстильных. Всего через 35 лет Роберт Фултон пустил по Гудзону первых пароход. А еще через 20 лет был создан паровоз с паровым двигателем. К 1850 году паровой двигатель изменил все виды производства - от печати до виноделия. К середине XIX века паровая машина уже была известна всему миру.
Быстрыми темпами развивается производство и машины: ткацкие, кожевенные, гончарные, литейные, котельные, писчебумажные и др.

 

Чем отличаются машины от ремесленных орудий? Карл Маркс "Развитие машин". Развитая машина состоит из трех частей: двигательного механизма, передаточного механизма и исполнительного механизма. Двигательный механизм выдает энергию, передаточный - передает, а исполнительный исполняет с помощью этой энергии некую работу. Ремесленные орудия представляют собой только третью часть, исполнительный механизм машины.
Постепенно ремесленное орудие перешло от человека к механизму, за человеком осталась роль поставщика двигательной энергии.
Настоящая промышленная революция произошла тогда, когда человек передал машине и функции поставщика энергии, - с изобретением паровой машины, с применением энергий пара, - а потом и электричества.


Этот процесс растянулся на несколько веков. Сначала простейшие машины использовались как ремесленные орудия (простейшие ткацкие станки). Они зависели и от мускульной силы людей, от быстроты их работы, от верности глаза, от индивидуального искусства ремесленника. Машинное производство развивалось на базисе, на основе ремесленного производства. Форма машины тоже зависела от привычки человека, она была скоординирована с традиционными типами ремесленной работы. (У одного из первых вариантов локомотива, построенного в Мэмфорде, было две ноги, которые он по очереди поднимал).
Постепенно машины приобрели свободную форму, которая определяется теперь исключительно техническими задачами и эффективностью и порывает со своим ремесленным образцом.


Ж. Бодрийяр "Символический обмен и смерть" сравнивает два типа машин: автомат и робот.
Автомат - театральная подделка человека. Такая техника служит эффекту аналогии. Автомат должен быть похож на человека, он должен быть естественнее его. Автомат соревнуется с реальностью, с человеком. Это - театр.
В роботе же машина берет верх, здесь господствует техническое начало. Эта техника уже больше не ориентируется на сходство с человеком. Ей уже не нужно соревноваться с человеческой реальностью. В тех аспектах, которые ей необходимы, эта машина уже победила. Реальность ликвидирована. Машина уже не заботиться о проблемах сходства, - она просто устроена по другому принципу. Ее принцип - принцип операциональной логики производства.

 

ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ И МАШИН. Первое время люди боролись против нашествия машин. Выступления луддитов, стихийные убийства (жители одного немецкого городка, специализировавшегося на производстве лент, просто утопили изобретателя машины по производству лент, - а через десяток лет эта машина все равно пришла к ним в город). Но помимо прямого убытка, приносимого ремесленникам машинами, были и куда более глубоко идущие последствия.
Машины образуют некий предметный слой реальности. И эта предметность, машины, изначально созданные людьми, начинают обратно влиять на людей и общество. Они становятся определяющим условием социальной жизни людей, их отношений с обществом, природой, государственностью. Глобальные технологические процессы образуют некоторые связи, в которые втягивается и человек.

 

Природа предстает в виде сырья. Производство ставит перед природой требование быть поставщиком энергии, которую можно запасти и хранить.
Природа под воздействием техники меняет облик. Техника превращает все существование в действие некоего технического механизма, всю планету - в единую фабрику. Происходит окончательный отрыв человека от его почвы, от естественности. Техника сама становится средой человека в полном смысле этого слова.
Да и человек тоже полностью вовлечен в производство, он обслуживает производство. Сами люди предстают в виде сырья, в виде однородных масс (отсюда выражения типа "человеческий материал", "личный состав"). "Общественное производство превращается в производство вещей, включающее и производство человека как подвида вещей, как товара с определенными качествами и потребительскими свойствами".
Человек приставлен к процессу поставки целлюлозы, которая заставляет производить потребность в бумаге, предоставляемой газетам и журналам, которые заставляют общественное мнение проглатывать напечатанное, чтобы люди могли встать на позиции поставляемой ими мировоззренческой установки.


Человек начинает культивировать в себе свойства, которые не столько являются свойствами его личности, сколько свойствами тех производящих систем, которые он обслуживает, в которые он включен в своей деятельности, в ходе своей жизни.

Экономика крупного индустриального производства устроена так, чтобы выпускать массы вещей, - серии товаров. Эти товары заполняют рынки и формируют массовое потребление.
Логика вещей внедряется в науку, образование, право и политику. Производство придает всему вещный вид. В качестве образца начинает доминировать механический образец.
Производство придает всему и вещный способ проявления. Все явления теперь рассматриваются как однородные серии. Все реализуется по принципу производства - расширение и типизация.

 

Важнейшее явление этого времени - это центральное понятие, разработанное К.Марксом, понятие отчуждения. Это понятие существовало в философии и гуманитарной традиции довольно давно. С отчуждением были связаны многие процессы человеческой деятельности: осмысление себя как личности, как индивида; самосознание - отчуждение от рода и т.д. Маркс же придал отчуждению более конкретный социальный смысл, связав его с экономической подсистемой общества. Маркс сделал акцент на предметной самореализации людей:
1. "Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть опредмечивание труда. Осуществление труда есть опредмечивание труда. Т.е. в предмете, произведенном трудом, заключен сам труд".
2. "Но опредмечивание труда на производстве происходит как утрата труда. Здесь опредмечивание выступает как утрата предмета; закабаление предметом. Т.е. начинается отчуждение".
3. "Сам предмет, произведенный трудом, начинает противостоять человеку как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя".
Общество изменилось, фабрики и рабочие переродились, а отчуждение укрепилось и умножилось, несколько видоизменившись. Сейчас процесс отчуждения идет не только на уровне отчуждения от физических сил и результатов деятельности, но и на уровне индивидуальности, личностного процесса; отчуждение как отнятие способности к самостоятельной уникальной человеческой жизни, отнятие идентичности - посредством новых технологий, применяемых властью. Сегодня ощущение винтика в механизме сменилось на ощущение лоскутка, капли в море информации. Подробнее об этом - в лекции № 4.


В это время техника и медиа технологии жестко разделены.
Техника - центр промышленности, центр производства, труда.
Медиа технологии работают с информацией, в те времена еще не столь значимой в общественной жизни, и заключены в основном в области культуры.
Развитие медиа напрямую связано с успехами в развитии техники. Но медиа технология все еще остается подчиненной частью техники в целом. При этом сохраняются разграничения в области функционирования. Одна из революционных медиа технологий этого времени:

 

ФОТОГРАФИЯ
Фотография стала осуществимой, когда соединились три различных направления: химия, оптика и механика.


История. Еще Аристотель (336-323) описал традиционный способ безболезненно смотреть на солнечный диск: если проделать маленькую дырочку в металлическом диске, то солнечные лучи, проходя через нее, создадут соответствующее изображение на песке.
В 1038 году араб по имени Алхазан (также известен под именами Хасан аль Хасан, ибн аль Хайтан) описал принцип действия камеры обскура.
Это ящик с одним отверстием, через которое в него попадает солнечный свет. Лучи, проходящие через отверстие, проецируют на стенку ящика изображение внешнего мира. Хоть Алхазан и не создал само устройство, - но его записи прочитал средневековый философ Роджер Бэкон, создавший камеру в 1267. Это была целая комната.
Распространено мнение, будто Леонардо да Винчи использовал камеру для рисования. Это не совсем верно. Как физиолог, он использовал камеру при изучении строения человеческого глаза, - но не применял ее при рисовании. Без линзы камера не могла особенно служить средством наблюдения за миром. Тем более, не существовало ее переносного варианта.
В 1568 году Даниеле Барбаро описал строение камеры обскура с линзой и диафрагмой. Такая камера больше не нуждалась в целой комнате и становилась переносной.
В 1685 монах Иохан Занн усовершенствует камеру: он использует два типа линз - для дальних и близких расстояний, и красит внутренность камеры в черный цвет, чтобы избежать внутренних отражений. За исключением механической задвижки, его аппарат - точный прототип сегодняшнего, но понадобилось еще 150 лет на изобретение необходимых химических веществ.

 

В XVII и XVIII веках идут эксперименты с серебряными соединениями и нитратами.
Своим возникновением фотографическая химия отчасти обязана бабочкам. Страстный коллекционер бабочек, Том Ведгвуд хотел увековечить их красоту. Он начинает ряд экспериментов с соединениями серебра: покрывая кожу солями серебра и прижимая к ней крылья бабочек, он получает в некотором роде первые фотографические снимки (1796). К сожалению, они были еще более недолговечны, чем оригинальный материал.
Итак, в 1816: Джозеф Ньепс впервые запечатлевает изображение с выдержкой 8 часов.
Однако фото в массовом сознании более связано с именем Дагера.
Дагер был театральным художником, известным своим крайним реализмом. Он был довольно успешен, показывая свои картины в диораме, - но был одержим идеей запечатления реального и минутного. В 1829 году он объединился с Ньепсом. Ньепс вскоре умер, так и не разбогатев. Зато Дагер развернулся.
В 1837: Дагер сокращает фото выдержку до 20 минут и называет новый тип изображения дагерротипом, вводя усовершенствования химического характера.
В 1839 он официально заявляет о своем изобретении, и в этом же году Вильям Тэлбот в Англии объявляет об изобретении процесса, который он называет фотографией. Дагерротипы были единичны и очень хорошего качества, их хранили в специальных футлярах. Фото Тэлбота - плохого качества, но доступны массам. Тэлбот начинает печать с негативов.
К 50-м годам выдержка сокращается до двух минут, и все уже приветствуют новую форму искусства.

ФОТОГРАФИЯ И ЖИЗНЬ


Фотография произвела серьезные изменения. Вот как Маклюэн характеризует некоторые из них:
- Фотография изолирует единичные моменты во времени, записывает жесты. Эра фотографии стала эрой жеста, танца, позы, мимики. В эру фотографии произошел возврат богатства пластики. "Камера вновь открыла человечеству грамматику жеста". До этого, в печатной культуре, тело имело мало выразительной ценности. Именно фотография впервые сделала шаг к уничтожению галактики Гуттенберга и вступлению в новую фазу развития цивилизации и культуры.


- "Одна из самых больших революций, произведенных фотографией, случилась в искусствах. Художник больше не мог точно изображать реальность, так как она могла с легкостью быть запечатлена фотографией: появились импрессионизм, экспрессионизм и абстрактное искусство".
- Развитие некоторых наук (ядерная физика, изучение бактерий) было заморожено вследствие того, что не было невербальных средств для фиксации опыта и наблюдений, для передачи информации. "Новый толчок получили также науки о человеке: эра фотографии - это эра Фрейда, Юнга. Раньше никто не обратил бы внимания на оговорку". А теперь люди обратились к мгновенности, к случайности, к минимальному.
- Фотография впервые визуально создает псевдособытие. Камера превращает человека в вещь; теперь псевдособытие заслоняет собой событие реальное.

 

Но есть изменения и более крупные, значимые, о которых очень долго никто не мог сказать ничего существенного.
Поль Валери "Об искусстве": "Становление искусств и практическая фиксация их видов происходили в эпоху, существенно отличавшуюся от нашей, и осуществлялась людьми, чья власть над вещами была незначительной по сравнению с той, которой обладаем мы. Однако удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения. Во всех искусствах есть физическая часть, которую уже нельзя рассматривать и которой нельзя больше пользоваться так, как раньше; она больше не может находиться вне влияния современной теоретической и практической деятельности. Ни вещество, ни пространство, ни время в последние 20 лет не стались тем, чем были всегда. Нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества, и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства".

Одним из первых исследователей, предложивших работающее объяснение, интерпретацию изменений, происходящих с обществом и культурой в техническую эру, стал немецкий теоретик Вальтер Беньямин, фигура более чем интересная. Беньямин близок русским читателям почти пространственно, - будучи влюблен в латышскую большевичку Асю Лацис, он около года провел в Москве, где вел "Московский дневник". Позднее он стал членом франкфуртской школы и нелепо погиб в 1940 году.
Вальтер Беньямин "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" (1935).
Произведение искусства всегда в принципе поддавалось воспроизведению. Сделанное одним человеком в принципе может быть повторено другими. Копированием занимались ученики художников в процессе овладения мастерством. Копированием занимались и сами художники для распространения своих произведений. Копированием занимались и с целью наживы.
Греки могли создавать копию лишь с помощью литья или штамповки. Статуи и монеты могли быть воспроизведены, - все остальное было уникальным.
С появлением гравюры на дереве впервые стали воспроизводить графику.
Затем в течение средних веков к гравюре на дереве прибавилась гравюра на меди и офорт, а в начале XIX века - литография (перевод рисунка на камень - очень дешев, это первый шаг к массовости). С книгопечатанием то же самое стало возможным для текстов.
Но никогда репродукционная техника не поднималась до таких высот, не достигала таких масштабов и такой массовости. "На рубеже XIX и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только стали превращать в объект своей деятельности всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности".
Репродукция. Характеристики. Чем отличается репродукция от оригинала?
Даже в самой совершенной репродукции отсутствует один момент: "здесь и сейчас", уникальное бытие произведения искусства в том месте, где оно находится. "Здесь и сейчас" оригинала определяют понятие его подлинности. Все, что связано с подлинностью, недоступно технической (и другой) репродукции. (Кстати, именно с появлением репродукции началась активная коммерциализация искусства. Подлинным средневековое изображение мадонны не было. Оно стало таковым с ходом времени и появлением репродукции).
Техническая репродукция. По отношению к ручной репродукции подлинность еще сохраняла свой авторитет. Но в отношении технической репродукции она его окончательно утрачивает.
- Техническая репродукция оказывается более самостоятельной по отношению к оригиналу, чем ручная. Например, фотография картины способна высветить такие элементы, углы зрения, мини-объекты в ней, которые недоступны обычному глазу.
- Она может перенести подобие оригинала в ситуацию, для самого оригинала недоступную. Она позволяет оригиналу сделать движение навстречу публике.
Обстоятельства, в которые может быть помещена репродукция, копия произведения искусства обесценивают его "здесь и сейчас", его подлинность. То, что исчезает, может быть суммировано с помощью понятия ауры. "В эпоху технической воспроизводимости произведение искусства лишается своей ауры".
Понятие ауры можно прояснить с помощью ауры природных объектов. "Эту ауру можно определить как ощущение дали, как бы ни был близок воспринимаемый предмет. Скользить взглядом по горам, созерцать ветку - значит вдыхать ауру этих гор, этой ветви". Именно страстное стремление приблизить к себе вещи, овладеть ими характерно для современности. Также, как и характерна тенденция к преодолению любой уникальности - через принятие репродукции, через непосредственное владение ею.
При этом репродукция совершенно отличается от картины. В картине царят уникальность и постоянство. А в репродукции - мимолетность и повторяемость.

"Репродукционная техника выводит репродуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет его уникальное проявление массовым. А позволяя репродукции приблизиться к воспринимающему ее человеку, она актуализирует репродуцируемый предмет."

Традиция. Первоначальный способ помещения произведения искусства в традицию, в традиционный контекст - это культ. Древнейшие произведения искусства возникли, чтобы служить ритуалу. Уникальная ценность подлинного произведения искусства основывается на ритуале, в котором она находила свое первоначальное выражение. Главное - ритуал, а не произведение искусства, которое могло быть и спрятано (некоторые статуи святых в католических соборах стоят закрытыми, - покрывала с них снимают только несколько раз в год - на большие праздники).
Определение ауры как уникальное ощущение дали есть нечто "иное", как "далекое" в смысле "недоступное" культового изображения.
По мере того, как культовая ценность отступала, представления об уникальности картины становились все менее определенными. Уникальность царящего в культовом изображении явления все больше замещается представлением об уникальности художника или художественного творения. Культ религиозный перерастает в культ служения прекрасному, возникший в эпо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: