Употребление однородных членов в простом предложений

НАО «Медицинский университет Астана»

Кафедра филологических дисциплин

 

 

СРС

Тема: Синонимия грамматические конструкции.

Употребление однородных членов в простом предложений

 

 

                                                   Выполнила: Маратулы Дулат

                                                   Группа: 203- ОЗ

                                                   Проверила: Молдагалиева Р.Ш.

                       Нур-Султан 2020.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложения важно определить его употребительность в разных стилях речи. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к то или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли.

1. ЧТО ТАКОЕ ДВУСОСТАВНОЕ И ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого. Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить. Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.

Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого. Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит. Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.

Если в предложении есть несколько однородных подлежащих при отсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.

2. СИНОНИМИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.

Односоставные предложения Двусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие(Ес.) 1. Я знаю, ты выйдешь...
2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.) 2. Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски - проснешься утром и запоешь (Ч.). 3....Я, бывало, просыпалась утром и пела...
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.) 4. Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахм.) 5. Все я вижу Павловск холмистый.
6. Мне не жить без России (Пр.). 6. Я не смогу жить без России.
7. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами (Ахм.). 7. Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.
8. Не спится, няня... (П.). 8. Я не могу уснуть.

Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные - безличные: Дыши последней свободой (Ахм.). - Надо дышать последней свободой; Не мучь меня больше (Ахм.). - Не надо мучить меня больше; неопределенно-личные - безличные: Близким говорят правду. - Близким принято говорить правду; обобщенно-личные - безличные: Говори, да не заговаривайся (посл). - Говорить можно, да не надо заговариваться; Озвереешь в такой жизни (М. Г.). - Можно озвереть в такой жизни;...Нарочно лезет под колеса, а ты за него отвечай (Дост.). -...А тебе за него приходиться отвечать; номинативные - безличные: Тишина. - Тихо; Озноб, лихорадка. - Знобит, лихорадит; инфинитивные - безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). - Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.

3. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Причем синтаксические синонимы (как это легко было заметить по нашим примерам) далеко не равноценны в стилистическом отношении. Рассмотрим односоставные предложения.

Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед - там нет души родной! (Л.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.); Стою один среди долины голой (Ес.).

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам: «Не верь глазам своим» (о рекламе); «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах); «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов).

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле: Проведем прямую и обозначим на ней точку; Опишем дугу; Обозначим точки пересечения прямых; вычислим среднюю квадратичную ошибку. В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям при доказательстве теоремы; ср. безличные конструкции: если провести прямую... Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной», по выражению А.М. Пешковского.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь: Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят... - Ну и пусть говорят!, откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации:...А в комнате метут и убирают... (Гр.); Идет. Ему коня подводят (П.); Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Вот, например, предложения из научно-популярной книги: Молоко называют «легкой пищей»; Особенно много вырабатывают у нас кисломолочных напитков, из монографии: Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд; В качестве восстановителя используют окись углерода; из газеты: Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами. Но подобного удара реке еще не наносили. Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что для неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие: Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.); Сейчас за вами придут (Сим.); Блинами, понятно, не встретят... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.). Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное: - А завтра меня в кино приглашают. - Кто же это? - спросила мать. - Да Виктор, - ответила Луша (Лид.).

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле: Сообщают из Киева...; Из Дамаска передают... Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов: «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»; «Пятятся назад» (о международной политике); «Неугодных убирают»; «Где отмывают деньги».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опытов: Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают.

В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: У нас не курят. - Курить воспрещается; а также с инфинитивными: Не курить!; Просят соблюдать тишину. - Не шуметь! При сопоставлении таких конструкций очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениями.

В отдельных жанрах официально-деловой речи прочно закрепились неопределенно-личные предложения, выражающие побуждение в смягченной, подчеркнуто вежливой форме, например в объявлениях (особенно при трансляции их по радио): Товарища Петрова просят подойти к справочному бюро; Пассажиров приглашают на посадку.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь - людей насмешишь; Перед смертью не надышишься. Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора.

Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают.

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа... (Л.)

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать, и такие, которые выделяются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении. Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.). Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше?

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой. Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур. Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно.

При стилистической оценке безличных предложений важно учитывать, с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями, что создает конкуренцию этих синонимов, и, с другой стороны, полное отсутствие такой возможности, что снимает проблему стилистического выбора.

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить? (Л.); Так держать!; От судьбы не уйти; Быть бычку на веревочке! Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака! Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль: Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать. Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: Подать свежих шпицрутенов! (Л. Т.); Унять старую ведьму! - сказал Пугачев (П.). Эти конструкции ценят поэты: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Паст.); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! (Маяк.) При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Использование в речи номинативных предложений разнообразно. Они выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). Но и в драматургии художественное значение номинативных предл.-ий может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: Пауза. Смех. Ропот и шиканье(Ч.). Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, которые выделяются в составе номинативных: Какая ночь! Я не могу... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность!

Наглядно изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована писателями еще в прошлом веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья... - все стихотворение состоит из одних номинативов, что возводит в принцип их стилистическое применение. Можно назвать поэтов и нового времени, которые питали особую склонность к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы: Пустых небес прозрачное стекло; Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле; Чугунная ограда, сосновая кровать. Как сладко, что не надо мне больше ревновать; Вот и берег северного моря, вот граница наших бед и слав... У Б. Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:

Осень, сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным художественным приемом.

Номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий. Более распространенное описание, построенное из двусоставных предложений, при сопоставлении проигрывает, оно кажется растянутым, обремененным несущественными подробностями. Таким образом, в подобных случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

В наши дни номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера:

Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли. Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этой конструкции. К ней обращаются авторы научно-популярных книг.

 

Употребление однородных членов в простом предложений

1. Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Однородные члены – это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини­тельной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие перегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают; однородные обстоятельства образа действия не торопясь, основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?) не торопясь, основательно).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Ср.: перегной и мох – имена существительные в именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами. В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти), второе – причастным оборотом (блещущий здоровьем), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как, но связаны они сочинительным союзом и).

Обратите внимание!

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).

Знаки препинания при однородных членах

А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.

О, О, О

Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький).

Б) Одиночные соединительные союзы (и, да = и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.

О и О; О или О

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).

Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.

В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.

и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).

Обратите внимание!

1) Если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).

Ср.: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. – Уже не стало видно земли, деревьев, неба.

2) Запятая ставится между всеми однородными членами также в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной частью.

Ср.: Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив (Пушкин). – Он слеп, упрям, нетерпелив, легкомыслен, кичлив.

3) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.

Я счастлив и силён, свободен и молод (Брюсов).

Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и.

Мины рвались и близко и далеко, и справа и слева.

4) При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют):

и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др.

Наиболее часто такие единства образуют антонимические пары:

и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе и др.

5) Запятая не ставится внутри цельных словосочетаний фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами и или ни:

и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить и др.

6) Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится.

Дома и на работе он искал и не находил покоя (первый союз и связывает обстоятельства места: дома и на работе; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил).

Г) Противительные союзы (а, но, зато, да = но, однако = но) – запятая между однородными членами ставится.

О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О

Например: На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют наш мал, зато спокоен (Лермонтов).

Обратите внимание!

1) После последнего однородного члена, связанного противительным союзом, запятая не ставится.

Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин).

2) Союз однако следует отличать от вводного слова однако: союз однако можно заменить на синонимичный союз но. Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.

Ср.: Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. – Задача была нетрудной, но трудоёмкой.

Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон.

Он, однако, остался спокоен.

Д) Двойные и парные союзы (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) – запятая между однородными членами ставится.

Не только О, но и О; как О, так и О; хотя и О, но и О

Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича (Бубенков).

Обратите внимание!

1) Однородные члены с двойными и парными союзами разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза. Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной союз: запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.

Ср.: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. – Зарево распространилось над центром города, далеко вокруг; Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. – Я имею поручение от судьи, от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим; Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. – Для Алевтины Васильевны привычна, тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

2) Части некоторых двойных и парных союзов имеют омонимы – подчинительные союзы, используемые в придаточных предложениях: если, хотя, как, что, чтобы. Придаточные предложения (с этими и другими союзами), если они находятся внутри главного предложения, выделяются запятыми с двух сторон.

Ср.: Тогда я, чтобы немного успокоиться, взялся за книгу; Тогда я, хотя мысли мои были в лаборатории, взялся за книгу.

Поэтому при расстановке знаков препинания обязательно обратите внимание на то, чéм являются данные формы (подчинительным союзом или частью двойного и парного союза) и что они связывают (однородные члены или главное предложение с придаточным).

Примечание. Союзы а также, а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится. Например: Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложения важно определить его употребительность в разных стилях речи. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Так мы выясняли, что для научного стиля показательно преобладание двусоставных личных предложений (их частотность - 88,3% от числа всех простых предложений), среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,8%) и как исключение встречаются инфинитивные и номинативные, вместе они составляют 1%. В такой избирательности употребления различных предложений отражается специфика научного стиля: его точность, подчеркнутая логичность, отвлеченно-обобщенный характер.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.
  2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка - М., 1978, с. 160 и далее.
  3. Головин И.Б. Основы культуры речи/ Санкт -Петербург: Слово -83.
  4. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  5. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства. - М.,1987.
  6. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
  7. Источник интернет: http://www.km.ru/referats/9D433509000420578688D

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: