double arrow

Беседа и её важнейшие разновидности

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАЗДЕЛ 6.РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 6.4ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ДИАЛОГА, БЕСЕДЫ, СПОРА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

 

 

Екатеринбург

Раздел 6. Речевое поведение человека

Тема 6.4 Основы мастерства диалога, беседы, спора

Цель: знать, что такое диалог, первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога, принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения; знать, что такое беседа и её важнейшие разновидности; знать, что такое спор и какие виды спора бывают; уметь применять полученные знания на практике; текст лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок изучения нового материала (урок-лекция, беседа).

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.

 

Ход занятия

План лекции

1. Диалог. Закон гармонизирующего диалога

2. Беседа и её важнейшие разновидности

3. Спор и его разновидности

Лекция

Диалог. Закон гармонизирующего диалога

Мы привыкли к тому, что этот термин означает «форму ре­чи, при которой происходит непосредственный обмен выска­зываниями между двумя или несколькими лицами»; вы так­же знаете, что понятие «диалог» противопоставлено понятию «монолог» («форма речи, обращенной говорящим к самому се­бе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица») (так, например, значение терминов «диалог» и «монолог» описано в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой. М., 1976). Так или при­мерно так и понимаются эти термины в традиционной отече­ственной лингвистике.




В современной риторике диалогом нередко называют бе­седу, монологом — речь в ситуации, когда только один из уча­стников общения получает на некоторое время исключитель­ное «право на речь».

ПЕРВЫЙ ЗАКОН — ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА. Сформулируем первый закон современной об­щей риторики —  закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое об­щение возможно только при диалогическом вза­имодействии участников речевой ситуации.

Закон говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория – не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача как культурного ритора, как образованного «современного говорящего» - «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

Назовём принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить живой отклик и активный отклик слушателя на речь говорящего.



Внимание к адресату.

Готовясь к публичному выступлению, к профессиональной или личной беседе, прежде всего необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника. Кто он (они)? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы)? Может быть, есть темы, которые в беседе с данным конкретным человеком или в речи, адресованной определённой аудитории, вовсе нельзя затрагивать? «В доме повешенного не говорят о верёвке» - пословица, гуманным смыслом которой нередко пренебрегают.

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.

 

Принцип близости.

Предварительно оценив и приблизительно представив себе аудиторию или собеседника, вы можете позаботиться о том, чтобы выбрать для вашей речи, использовать в ней именно те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.

Представьте, что в программе криминальной хроники вы слышите, что преступник был пойман: а) в вашем городе; б) в вашем районе; в) на вашей улице. Какое сообщение больше привлечёт ваше внимание? Чем ближе речь к тому, что хорошо знакомо и дорого, тем более «лично» и полно воспринимается сообщение.

Поэтому умелые ораторы на всём протяжении речи или беседы стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.



Принцип конкретности.

Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Поэтому живую образную речь (в отличие от общих фраз, абстрактно-расплывчатых утверждений) можно легко и без напряжения слушать.

ü Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

ü Обратите внимание на образность речи.

ü Правилу конкретности подчините даже отбор слов: чаще всего употребляйте не родовое наименование, а видовое – сказать не головной убор, а шляпа, не транспорт, а троллейбус, не цветок, а мак и т.д. (Человеку труднее представить себе головной убор, транспорт, цветок, чем шляпу, троллейбус и мак). Если вы приводите факты, по возможности конкретизируйте их (слушатель будет внимательнее следить за тем, что произошло у метро «Площадь 1905 года», чем у станции метро).

Беседа и её важнейшие разновидности

Одно из интереснейших явлений социальной жизни человека представляет беседа в том значении этого слова, как оно толкуется в словаре В. И. Даля: «Беседа — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообще­ние, размен чувств и мыслей на словах».

Явление беседы, разговора многолико, разнообразно и лингвистически до сих пор мало изучено. Вместе с тем с древ­них времен это предмет пристального внимания философов и художников слова, деловых людей и политиков, педагогов и психологов. В наши дни явление беседы уже становится тем фокусом, куда направляются усилия современных ученых — специалистов в области неориторики, лингвопрагматики, эт­нолингвистики, изучающих речевое поведение человека.

Зададимся вопросом: в каких беседах мы с вами уча­ствуем или, вероятно, будем делать это настолько часто, что нам полезно было бы узнать, как лучше себя вести при этом? Попробуем выделить типы таких важных для нас «разгово­ров» с окружающими.

Вероятно, мы не ошибемся, если предположим, что на пер­вое место вы поставите беседу... с родителями. Затем назовете беседу с друзьями. Потом вспомните о том, что возникают трудности, когда нужно начать и вести разговор с незнакомым человеком. Время от времени каждый из вас беседует с учителями в школе; иногда — и с не­знакомыми людьми — «по делу» (во «взрослой» жизни частота, важность и продолжительность таких бесед заметно возрастет). Наконец, бывает, что вас приглашают к общему столу во «взрослой» компании по торжествен­ному случаю или вы участвуете в застолье в компании ровесников. Вот тот круг ситуаций, который приблизительно очерчивает ваши потребности в области риторики беседы.

Итак, перечисленные нами ситуации беседы можно объеди­нить в несколько типов.

1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знако­мыми людьми.

2)Первая беседа с незнакомым человеком — «беседа-раз­ведка».

3)Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, офици­альная, часто с иерархией участников (начальник — подчи­ненный).

4)Застольная беседа — организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим).

Первые два типа беседы могут иметь любую произвольную тему; это неофициальные беседы, подлинную (глубинную) те­му которых прекрасно определил английский писатель XIX в. Р. Л. Стивенсон: «У всякой беседы, — сказал он, имея в виду беседу непринужденную, — есть только три темы: я — это я, вы — это вы, все прочие — это чужие». Конечно, этот афоризм в форме парадокса может показаться преувеличением. Однако во многих случаях он справедлив. Не так ли?

Прежде чем давать конкретные риторические рекоменда­ции к ведению беседы названных нами типов, отметим сле­дующее. То, как должна «выглядеть» та или иная беседа (то, какие ожидания по отношению к речевому поведению со­беседника имеет человек, вступающий в разговор в той или иной ситуации), определяется речевой культурой и тради­цией народа, его риторическим идеалом.

 



1




Сейчас читают про: