МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РАЗДЕЛ 6. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА 6.4 ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ДИАЛОГА, БЕСЕДЫ, СПОРА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
Екатеринбург
Раздел 6. Речевое поведение человека
Тема 6.4 Основы мастерства диалога, беседы, спора
Цель: знать, что такое диалог, первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога, принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения; знать, что такое беседа и её важнейшие разновидности; знать, что такое спор и какие виды спора бывают; уметь применять полученные знания на практике; текст лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.
Вид занятия: урок изучения нового материала (урок-лекция, беседа).
Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.
Ход занятия
План лекции
1. Диалог. Закон гармонизирующего диалога
2. Беседа и её важнейшие разновидности
3. Спор и его разновидности
Лекция
Диалог. Закон гармонизирующего диалога
Мы привыкли к тому, что этот термин означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами»; вы также знаете, что понятие «диалог» противопоставлено понятию «монолог» («форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица») (так, например, значение терминов «диалог» и «монолог» описано в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой. М., 1976). Так или примерно так и понимаются эти термины в традиционной отечественной лингвистике.
В современной риторике диалогом нередко называют беседу, монологом — речь в ситуации, когда только один из участников общения получает на некоторое время исключительное «право на речь».
ПЕРВЫЙ ЗАКОН — ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА. Сформулируем первый закон современной общей риторики — закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Закон говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория – не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача как культурного ритора, как образованного «современного говорящего» - «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.
Назовём принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить живой отклик и активный отклик слушателя на речь говорящего.
Внимание к адресату.
Готовясь к публичному выступлению, к профессиональной или личной беседе, прежде всего необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника. Кто он (они)? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы)? Может быть, есть темы, которые в беседе с данным конкретным человеком или в речи, адресованной определённой аудитории, вовсе нельзя затрагивать? «В доме повешенного не говорят о верёвке» - пословица, гуманным смыслом которой нередко пренебрегают.
Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.
Принцип близости.
Предварительно оценив и приблизительно представив себе аудиторию или собеседника, вы можете позаботиться о том, чтобы выбрать для вашей речи, использовать в ней именно те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.
Представьте, что в программе криминальной хроники вы слышите, что преступник был пойман: а) в вашем городе; б) в вашем районе; в) на вашей улице. Какое сообщение больше привлечёт ваше внимание? Чем ближе речь к тому, что хорошо знакомо и дорого, тем более «лично» и полно воспринимается сообщение.
Поэтому умелые ораторы на всём протяжении речи или беседы стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.
Принцип конкретности.
Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Поэтому живую образную речь (в отличие от общих фраз, абстрактно-расплывчатых утверждений) можно легко и без напряжения слушать.
ü Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.
ü Обратите внимание на образность речи.
ü Правилу конкретности подчините даже отбор слов: чаще всего употребляйте не родовое наименование, а видовое – сказать не головной убор, а шляпа, не транспорт, а троллейбус, не цветок, а мак и т.д. (Человеку труднее представить себе головной убор, транспорт, цветок, чем шляпу, троллейбус и мак). Если вы приводите факты, по возможности конкретизируйте их (слушатель будет внимательнее следить за тем, что произошло у метро «Площадь 1905 года», чем у станции метро).
Беседа и её важнейшие разновидности
Одно из интереснейших явлений социальной жизни человека представляет беседа в том значении этого слова, как оно толкуется в словаре В. И. Даля: «Беседа — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах».
Явление беседы, разговора многолико, разнообразно и лингвистически до сих пор мало изучено. Вместе с тем с древних времен это предмет пристального внимания философов и художников слова, деловых людей и политиков, педагогов и психологов. В наши дни явление беседы уже становится тем фокусом, куда направляются усилия современных ученых — специалистов в области неориторики, лингвопрагматики, этнолингвистики, изучающих речевое поведение человека.
Зададимся вопросом: в каких беседах мы с вами участвуем или, вероятно, будем делать это настолько часто, что нам полезно было бы узнать, как лучше себя вести при этом? Попробуем выделить типы таких важных для нас «разговоров» с окружающими.
Вероятно, мы не ошибемся, если предположим, что на первое место вы поставите беседу... с родителями. Затем назовете беседу с друзьями. Потом вспомните о том, что возникают трудности, когда нужно начать и вести разговор с незнакомым человеком. Время от времени каждый из вас беседует с учителями в школе; иногда — и с незнакомыми людьми — «по делу» (во «взрослой» жизни частота, важность и продолжительность таких бесед заметно возрастет). Наконец, бывает, что вас приглашают к общему столу во «взрослой» компании по торжественному случаю или вы участвуете в застолье в компании ровесников. Вот тот круг ситуаций, который приблизительно очерчивает ваши потребности в области риторики беседы.
Итак, перечисленные нами ситуации беседы можно объединить в несколько типов.
1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми.
2)Первая беседа с незнакомым человеком — «беседа-разведка».
3) Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, официальная, часто с иерархией участников (начальник — подчиненный).
4) Застольная беседа — организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим).
Первые два типа беседы могут иметь любую произвольную тему; это неофициальные беседы, подлинную (глубинную) тему которых прекрасно определил английский писатель XIX в. Р. Л. Стивенсон: «У всякой беседы, — сказал он, имея в виду беседу непринужденную, — есть только три темы: я — это я, вы — это вы, все прочие — это чужие». Конечно, этот афоризм в форме парадокса может показаться преувеличением. Однако во многих случаях он справедлив. Не так ли?
Прежде чем давать конкретные риторические рекомендации к ведению беседы названных нами типов, отметим следующее. То, как должна «выглядеть» та или иная беседа (то, какие ожидания по отношению к речевому поведению собеседника имеет человек, вступающий в разговор в той или иной ситуации), определяется речевой культурой и традицией народа, его риторическим идеалом.